IT NewsНовости рынкаИТ Рынок

Та ли стала телемедицина?

Максим Волков | 03.07.2020
Максим Чернин

Максим Чернин

Председатель совета директоров медицинской компании «Доктор рядом»

Телемедицина – направление, перспективы которого сегодня уже никому, наверное, не нужно объяснять. А вот то, почему телемедицинские проекты не только появляются и развиваются, но и исчезают – объяснить стоит. Об этом IT News подробно и очень доходчиво рассказал Максим Чернин, председатель совета директоров медицинской компании «Доктор рядом» – одного из крупнейших на сегодняшний день российских телемедицинских проектов.

Если честно, то изначально я хотел обратиться к основателю другой компании, которую буквально в прошлом году в рамках международной конференции позиционировали как основного игрока на российском рынке телемедицины. И с удивлением я ее на этом самом быстроразвивающемся и перспективном рынке… не обнаружил. Точнее, компания перешла из сегмента B2C в нишу B2B и позиционирует себя уже не как поставщика услуг телемедицины, а как поставщика специализированных IT-решений для телемедицины, которые намерена продвигать как в нашей стране, так и за рубежом.

Максим Чернин объяснил мне, что действительно, после принятия в России в 2017 году закона о телемедицине профильные проекты стали расти буквально как грибы. И здесь стоит сделать небольшое уточнение, поскольку телемедицина бывает трех разновидностей.

Первая это когда вы приходите к врачу, а он консультируется по видео или иной связи со своим с коллегой – для уточнения диагноза, назначения лечения и так далее. Вторая – когда пациент приходит к врачу лично, а потом дистанционно консультируется по поводу корректировки лечения или реабилитации. Третья – когда первая встреча пациента с врачом происходит удаленно.

Первый принцип стал стимулом прежде всего для государства, которое таким образом легализовало деятельность региональных медучреждений, нуждающихся в оперативной консультативной помощи более квалифицированных коллег. Второй принцип оказания услуг стал полезен действующим клиникам, которые начали продавать дополнительные услуги дистанционных консультаций своим традиционным клиентам. Третий - оценили многие инвесторы и стартапы, увидевшие здесь новую большую рыночную нишу.

Проблема для быстрого и успешного продвижения телемедицинских услуг (особенно третьей их разновидности) оказалась в том, что эта схема дает врачам меньше всего возможностей – нельзя ни окончательный диагноз поставить, ни лекарство конкретное назначить. Во многих странах это возможно – специалисты ставят предварительные (и не только) диагнозы и имеют право назначать препараты из одобренного для телемедицины списка. У нас - пока такое официально не разрешено.

Но во время пандемии, когда телемедицина поневоле стала для многих людей единственным способом получения медицинской помощи, дело сдвинулось с мертвой точки. Начали обсуждаться законопроекты, расширяющие возможности врачей, изначально консультирующих пациентов удаленно. И скорее всего, скоро это принесет прописанные в виде поправок результаты.

Насколько телемедицина реально востребована в России можно понять по динамике развития даже одного крупного проекта. «Доктор рядом» в 2018 году оказывал в день не более 10 телемедицинских консультаций. В 2018-м – уже порядка 100, в конце 2019-го года - 250-300, а во время пандемии – 3000.   

Бешеный спрос, скажете вы! Но почему же тогда загибаются многие другие проекты?

Максим Чернин уверен, что дело здесь в стратегии продвижения телемедицинских услуг. Многие стартапы сделали ставку на прямые продажи телемедицинских консультаций пациентам. И прогадали. Привлечение одного потенциального пациента стоит слишком дорого и зачастую не окупается средним чеком. Дело в том, что рынок телемедицинских услуг в России, хоть он и был формально создан, но морально еще не дозрел. Люди поначалу смотрели на телемедицину, вспоминая Чумака и Кашпировского. То есть, как на некий аттракцион. Тем более, что за больничным и официальным диагнозом их отправляли (и до сих пор отправляют) в обычную больницу. А кому хочется платить за совет? Его и на форуме получить можно. Правда там советы бывалых больных звучат зачастую так – скорее всего, вы выпили слишком много кофе, но очень может быть, что у вас рак.

«Доктор рядом» выбрал метод продвижения через партнеров. Одними из первых стали страховые компании, включавшие в пакеты своих услуг телемедицину. Затем подтянулись банки, турагентства, телеком-провайдеры и компании из других индустрий. Таким образом, за три года, до начала пандемии «Доктор рядом» набрал базу из людей, так или иначе получивших подписку на телемедицинские консультации, внимание – в 5,5 миллионов человек! За самими консультациями обращается не каждый. Иначе 140 врачей, занятых в телемедицинском проекте с этим явно не справились бы.

Зато нашелся инвестор – государственная корпорация ВЭБ.РФ. И это стало катализатором для рывка во время пандемии. В этот период люди перестали ходить в больницы, где высок риск заразится коронавирусом, и поневоле дозрели до услуг телемедицины. Но наживаться на этом, в такое время не просто безнравственно, это стало бы явным ударом по имиджу и репутации. Поэтому ВЭБ профинансировал проект по бесплатной телемедицине – оплачивая все дистанционные консультации врачей 12 специальностей.

Для банка – это проект скорее имиджевый. А вот для венчурного фонда ВЭБа, очевидно, это возможность сформировать рынок и автоматически занять на нем очень значимую позицию.

За счет дополнительного финансирования ВЭБа, количество врачей, привлеченных к оказанию телемедицинских услуг в «Докторе рядом» увеличили с 140 до 600, а количество ежедневных консультаций, ставших на время действия акции (до есть до конца июня) бесплатными – до 3000. После снятия режима жесткой самоизоляции эта цифра снизилась до 1800-2000.

Самыми востребованными в период пандемии оказались услуги терапевтов, педиатров, гинекологов, аллергологов-дерматологов и неврологов. При этом на москвичей пришлось 23% консультаций. Остальные – на регионы.

Для сравнения, по данным из открытых источников, используемых аналитиками «Доктора рядом», в США в период пандемии 42% медицинских услуг оказывались удаленно. В Китае, к слову, телемедицина является стандартным каналом обслуживания уже на протяжении нескольких лет.

То, куда будет развиваться телемедицина в России зависит в том числе и от регуляторов. Принятый закон об удаленном заказе лекарств – дает возможность расширяться в этом направлении. Кроме того, влияют тренды. Тяга к здоровому питанию, к примеру, позволяет успешно продавать консультации диетологов. Но здесь должна быть кооперация с офлайном. То есть телемедицинские консультации идут в пакете с анализами, которые сдаются стандартным образом.

Использование гаджетов – еще одно направление. Но здесь надо учитывать, что фитнес-трекеры и прочее – не медицинские приборы. К последним можно скорее отнести созданную в Израиле камеру с насадками, специально предназначенную для консультаций с врачом. Тот говорит – как и что показывать: ухо, горло, нос, участки кожи, а пациент, используя насадки устройства – все это успешно демонстрирует.

Если говорить о регулировании процессов обмена данными, то нельзя не вспомнить, что телемедицинская консультация – это обычная медицинская консультация, только оказанная посредством телемедицинских технологий. Поэтому все стандартные требования, касающиеся персональных данных и работы с ними, которые есть в медучреждениях, здесь сохраняются. И накладываются дополнительные – наличие у врача электронной подписи, которой он должен заверять свои действия. Хранение консультаций в течение года (или другого срока, установленного в законодательстве для данного рода услуг). Заведение электронной медицинской карты для каждого консультируемого. Аттестат информационной безопасности. И так далее.

Кстати, ничего особо не препятствует включению телемедицинских услуг в полис ОМС. Это, как пояснил Максим Чернин - вопрос договоренности фондов медстрахования (в том числе территориальных), местных Минздравов и профильных телемедицинских организаций. В Калужской области, например, местный фонд согласился с предложением «Доктора рядом» и услуги телемедицины недавно добавили в ОМС. Идут переговоры еще с пятью регионами.

В Москве, где телемедицина развивается также стремительно, ведут свою телемедицинскую статистику. По данным портала mosgorzdav с 23 марта пациентам с коронавирусом было оказано более 170 тыс. телемедицинских консультаций для более чем 45 тысяч пациентов.

Если сравнивать вложения в коммерческие телемедицинские проекты у нас и за рубежом, то можно сказать, что европейские, по данным аналитической компании CB Insights вложили за последнее время свыше $2 млрд. В России одним из самых масштабных по объемам привлеченных инвестиций из ныне действующих проектов может считаться «Доктор рядом», который привлек для развития порядка миллиарда рублей.

По капитализации крупнейшим европейским стартапом в области цифрового здравоохранения эксперты CB Insights называют английского производителя ДНК-секвенсоров Oxford Nanopore Technologies. Его общая стоимость оценивается в $740 млн. В тройку наиболее хорошо финансируемых стартапов входят также французский провайдер телемедицины Doctolib ($267 млн) и приложение для телемедицины KRY в Швеции ($251 млн).

Отвечая на вопрос – та ли у нас в России телемедицина, можно сказать, что она, к счастью, стала гораздо более похожа на медицину реальную, чем очень популярные, но не очень эффективные телепроповеди телемедиков прошлого. Но для того, чтобы сходство телемедицины и медицины обычной усилилось и эти два направления по-настоящему дополняли друг друга, необходимо, на мой взгляд, наделить врачей, оказывающих услуги удаленно, не только обязанностями, но и правами. В том числе – на постановку диагноза, выписку лекарств и так далее. Как это осуществить не в ущерб, а во благо пациентам – вопрос, безусловно непростой. Именно поэтому им необходимо серьезно заниматься, учитывая международный опыт, о котором, при поддержке отраслевых экспертов предполагается выпустить отдельный полноценный материал.    

Телемедицина

Журнал: Журнал IT-News [№ 07/2020], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

«Пока больше некого назначить, поэтому заткнем дыру тобой. Потом переназначим». Упражнение называется «как убить сломать сотрудника за одно действие: повысить и понизить обратно». Для надежности повторять неоднократно.
Слушания в Конгрессе США, вызов на ковер руководителей Google, FB, Apple, Amazon. Мысли по итогам прочтения стенограммы.
Есть ситуации, когда в ответ на вопрос о том, какие цифровые решения нужны компании, ИТ директор говорит: «А давайте спросим у коллег из маркетинга, продаж или производства, чего они хотят»

Компании сообщают

Мероприятия

10.09.2020
IT Management Forum 2020

Москва, Новоданиловская наб., д. 6, отель Palmira Business Club

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6

28.09.2020 — 29.09.2020
Профессиональная мобильная радиосвязь, спутниковая связь и навигация

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

29.09.2020 — 02.10.2020
SMART INDUSTRY EXPO

Минск, Футбольный манеж

30.09.2020
IT в ретейле: Я - легенда.

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

27.10.2020 — 29.10.2020
HI-TECH BUILDING 2020

Москва, Крокус Экспо