Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы

Логотип компании
Последний год кардинально изменил картину российского рынка компьютерного ритейла. С него не просто ушли два федеральных игрока - изменились многие тренды. То, что до кризиса считалось сильной стороной многих компаний, теперь стало их проблемой и тормозом. И наоборот, для некоторых «скромных» игроков настало время выйти из тени. Оправдаются ли оптимистичные прогнозы на осень 2009 покажет время, но ясно одно: рынок уже изменился кардинально и бесповоротно.
Последний год кардинально изменил  картину российского рынка компьютерного ритейла. С него не просто ушли два федеральных игрока - изменились многие тренды. То, что до кризиса считалось сильной стороной многих компаний, теперь стало их проблемой и тормозом. И наоборот, для некоторых «скромных» игроков настало время выйти из тени. Оправдаются ли оптимистичные прогнозы на осень 2009 покажет время, но ясно одно: рынок уже изменился кардинально и бесповоротно.
 

Чем меньше, тем лучше
Когда в 2007 году компания DOMO приобрела контрольный пакет сети «Белый Ветер Цифровой», выступив в качестве стратегического инвестора, конкуренты из «большой четверки» снисходительно качали головой: время «магазинов у дома» прошло - будущее за гипермаркетами с огромными площадями в пару тысяч квадратных метров, где можно разместить все. Илья Тимченко, генеральный директор компании «Белый Ветер Цифровой», называл эти рассуждения смешными. Основной рост был тогда в сегменте персональных цифровых устройств, а для их выкладки, считал он, вполне достаточно и 250–450 м² (площадь большинства магазинов сети колеблется в этих пределах).
Кризис вывернул ситуацию наизнанку. Теперь уже малоформатные розничные сети заявляют о своих планах расширения, опираясь на преимущества «магазина у дома» («Стартмастер», например, планирует до конца года открыть десять новых точек). А самыми рентабельными и перспективными показывают себя небольшие магазины еще меньшей площадью – около 100 м². И теперь уже г-н Тимченко, видимо, будет  вынужден с прогнозировать сокращение сети «Белый Ветер Цифровой» на десяток точек до конца 2009 года. В нынешних реалиях действует правило «чем меньше, тем лучше».
Именно формат магазинов стал определяющим моментом для роста или сокращения сети в текущей рыночной ситуации. «Мы пересмотрели формат наших магазинов и приняли решение перейти со 180-250 кв. м. на формат в переделах 100 кв.м.», - рассказывает Владимир Ландау, генеральный менеджер УК «ПОЗИТРОНИКА». – «Мы считаем, что такой формат более эффективно отрабатывает свою цель - обслуживание конечных покупателей (речь идет как о собственной рознице, так и о франчайзинге). Подобный формат магазина получается экономичнее, а отдача с квадратного метра может быть выше, чем в магазинах большей площади. Качественный скачок происходит в магазинах свыше 500 квадратных метров, поэтому держать лишние метры, обслуживать и оплачивать их не имеет смысла. Формат, который развивает «ПОЗИТРОНИКА», более устойчив, поскольку легче «настраивается» - магазин у дома экономичный формат, он позволяет бизнесу выживать даже при значительном снижении спроса. Мало того, свернуть такой бизнес, изменить его местоположение, переехать гораздо проще и дешевле».
Еще одним трендом по изменению форматов магазинов стало их технологическое переоснащение. Все чаще в небольших магазинах встретишь терминалы с электронными каталогами на десятки тысяч позиций. Это позволяет предлагать покупателям ассортимент гипермаркета на площади «магазина у дома». Вряд ли это позволит сетям малоформатных магазинов заметно потеснить на рынке розничных монстров, но определенное увеличение рыночной доли их ждет. И в основном за счет среднеформатных магазинов.

Дешево значит хорошо
2009 год на московском ритейловом рынке начался неожиданно - с появления нового игрока. СИТИЛИНК, новый проект МЕРЛИОН, стартовал сразу после новогодних праздников и в первый же месяц работы обслужил более 7 тыс. клиентов. Действует он в формате дискаунтера, и его появление было сколь нежданным, столь и логичным. До самого момента открытия магазина о проекте ничего не было слышно: скорее всего, таково было оперативное решение руководства компании, нацеленное на преодоление проблем с ликвидностью складских запасов дистрибьютора через новый канал с высокой оборачиваемостью.
Когда в четвертом квартале 2008 года спрос на розничном рынке показал вместо привычного бурного роста столь же кардинальный обвал, дистрибьюторы оказались с затоваренными складами. Для оптовиков и до кризиса оборачиваемость склада в два-три месяца была неприемлема, а получить склад, который разойдется в лучшем случае за полгода, казалось просто катастрофой. Товар нужно срочно продавать, чтобы вернуть кредиты вендорам, а что еще важнее - банкам. А то ведь и без оборотных средств можно остаться. Примерно в это время рынок покинула компания Tenfold, один из дистрибьюторов розничной техники (очевидно, не выдержала давления новых условий). Так что ситуация требовала срочного решения, и новый проект компании МЕРЛИОН стал, пожалуй, самым изящным рыночным ходом 2009 года.
Не стоит забывать, что дискаунтерная ниша на рынке до сих пор не заполнена. После закрытия печально памятной Ultra Electronics она еще до кризиса оценивалась экспертами в $1 млрд в год, а с началом кризиса только растет. Попытавшаяся ее занять «САНРАЙЗ» не выдержала собственной чрезмерно бурной и необдуманной экспансии и сошла с дистанции. И сейчас на этом поле основное соперничество происходит между СИТИЛИНК и «Юлмарт». Причем первая действует только в Москве, а вторая в обеих столицах. В регионах в этом сегменте пытаются играть небольшие местные компании. А значит, можно ожидать, что в эту нишу попробует зайти и кто-то еще из федеральных игроков. Уж больно крупный и сладкий кусок пирога.
«Безусловно, кризис - время Юлмарт, - говорит Сергей Федоринов, генеральный директор компании «Юлмарт». - Период экономии и рационального потребления очень хороший момент заявить о себе, о тех возможностях экономии средств и времени не в ущерб сервисам, которые предоставляют покупки в сети наших магазинов. Поэтому именно сейчас мы предприняли шаги к расширению бизнеса в обеих столицах: в Москве открыли большой полноформатный магазин, существенно расширили складские площади, а в Питере  занялись развитием сети киосков получения товаров «Юлмарт». Не меньшие усилия предпринимаются по продвижению бренда «Юлмарт» в среде целевых категорий потребителей».

Продать любой ценой
Лавинообразное падение спроса повлекло проблемы затоваривания для всех ритейлеров, не только компьютерных. Продавцы бытовой техники пытаются выйти из положения с помощью повального дисконтирования цен, поддерживаемого массированной рекламой. Однако на рынке IT-ритейла этот инструмент вряд ли сработает.
«Стимулировать спрос наличием скидки на компьютерном рынке всегда было сложно, - говорит Александр Короткевич, директор компании «Ф-Центр», - так как наценки в этом сегменте не позволяют проводить «сезонные распродажи до 70%»… Снижение цены на 100-200 рублей при совокупной стоимости товара в 2000 рублей вряд ли кого-то заинтригует. А вот поддержать лояльность покупателя полезным подарком, который еще и выглядит дорого,  всегда действует безотказно - при условии общего фона высоких стандартов обслуживания и сервисной поддержки продаж».
«Стимулировать спрос в нынешних условиях нужно профессиональным обслуживанием, - поддерживает Инна Коренева, руководитель направления «Офисная техника» компании «Супервейв». - Заказчик всегда это ценит, независимо от внешних экономических условий».
«Не совсем правильно говорить о скидках на весь ассортимент, - считает Владимир Ландау («ПОЗИТРОНИКА»). - Сейчас изменилась структура спроса: потребитель чаще смотрит в сторону продуктов средней и низкой ценовых категорий. Потребители сегодня не готовы покупать модели hi-end-класса, даже если на них предлагается существенная для нашего рынка скидка в 5–15%. Поэтому пытаться бороться за такого потребителя, снижая маржу, наверное, неправильно, скорее надо обеспечивать наличие востребованных ценовых сегментов. Ну и, вероятно, на выбор потребителя влияет сейчас надежность бренда. Поскольку покупка товара длительного пользования предполагает вдумчивую оценку всех составляющих потребительской привлекательности, ключевым фактором при выборе становится стоимость владения надежным и качественным товаром. Покупатели сегодня предпочитают известные бренды с солидной репутацией, которые в ответ на изменение структуры спроса разрабатывают широкие линейки в низком и среднем ценовых диапазонах, возвращая позиции, утраченные в докризисные времена, в пользу АБ и ББ брендов».
И даже дискаунтеры делают упор в своем продвижении не только на цену. Сергей Федоринов («Юлмарт»): «К счастью, покупатели еще способны воспринимать любые рациональные предложения сэкономить не только за счет цены. Покупатель очень восприимчив сейчас к таким потребительским характеристикам товара, как надежность, долговечность, экономичность в обслуживании либо потреблении расходных материалов. Люди наконец-то научились считать».
IT-ритейл и раньше был не самым маржинальным розничным сегментом. К тому же большая часть прибыли уходила на развитие в условиях бурного роста. А сейчас, в условиях сжавшегося спроса и сокращения маржинальности, ожидать массовых распродаж не приходится. Вероятнее всего, продолжится тенденция к переходу в более низкие ценовые ниши, а главная борьба развернется за удержание клиентов. Бонусы, специальные программы, индивидуальные условия - вот что ждет нас в этом, да и в следующем году.

В долг берешь чужие, а отдавать приходится свои
Общее падение спроса на рынке проходило на фоне резкого роста курса доллара. Для российского IT-ритейла, продающего исключительно импортируемые товары, это особенно болезненно. В первую очередь пострадал hi-end-сегмент. Падение курса рубля на 40% можно считать автоматически означало падение продаж на эти же 40% в долларовом эквиваленте. Причем в низкой ценовой нише спрос упал не так сильно, зато на дорогих товарах это сказалось заметно.
К тому же в данном сегменте была самая высокая доля продаж в кредит, а рынок потребительского кредитования осенью 2008 года провалился. Большинство банков свернули свои программы кредитования для населения. Сейчас они активно действуют, пожалуй, только в строительном и автомобильном секторах, где продавцам просто некуда деваться, и они вынуждены принимать даже самые кабальные условия банков, брать расходы и риски на обслуживание кредитов на себя - лишь бы удержать свои рынки от полного схлопывания. Для компьютерного ритейла принимать на свои плечи дополнительную нагрузку не было ни причин, ни возможностей.
«Кредитные программы перестали быть актуальны для подавляющего числа покупателей, - комментирует ситуацию Александр Короткевич («Ф-Центр»). - Кардинальное изменение банковских условий свело спрос на эту услугу к минимальным значениям».
Однако ситуация определяется не только изменением банковской политики. «Кризисом потребительского кредитования я бы текущую ситуацию не назвал, - говорит Сергей Федоринов («Юлмарт»). - Уверен, сокращение продаж в кредит связано не столько с изменением кредитной политики банков (все-таки мы не коллекционные автомобили продаем), сколько с восприятием собственной кредитной способности покупателями».
Так что еще один фактор способствует дальнейшему смещению покупательских предпочтений в низкую ценовую нишу, а также общему сокращению покупок новой техники. На этом фоне все больше доля продаж товаров, связанных с обслуживанием и модернизацией техники.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 1
Анна Александрова,
директор по маркетингу компании ESET:
Мы приняли комплекс мер по поддержанию высокого спроса на наши решения. Во-первых, в отличие от некоторых других производителей антивирусного ПО, компания ESET не стала поднимать цену на свои продукты. Скорее наоборот, пошла по пути создания привлекательного предложения для покупателя. В декабре мы выпустили новый коробочный продукт класса Family pack с ключами на три ПК. Рынок положительно отреагировал на это предложение, так как стоимость антивируса для пользователя упала практически втрое.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 2
Игорь Белоусов,
исполнительный директор компании «Тайле»:
Ключевым фактором успеха становится эффективность. Именно в кризис на это нужно не только обращать внимание, но и реализовывать. А это означает и оптимизацию бизнес-процессов, и экономию средств (причем не банальное сокращение затрат, а получение на сделанные затраты максимального эффекта), и повышение производительности труда за счет повышения эффективности работы персонала и автоматизации процессов, и открытие новых ниш для существующих продуктов, и возможное появление новых продуктов, которые будут соответствовать общему духу времени и способствовать повышению эффективности у их потребителей. Мы планируем продолжать региональное развитие и будем проводить обучение как своих сотрудников, так и партнеров компании. Знания - один из важнейших факторов успеха для компании, которая предлагает рынку высокотехнологичную продукцию.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 3
Оксана Белова,
старший менеджер по работе с партнерами московского представительства компании Epson Europe B.V.:
Главное и самое заметное изменение в отношениях с ритейлерами - теперь они легче идут на контакт, стали более «сговорчивыми». Одна из причин - сокращение товарной матрицы. Дабы не получить пустые полки, ритейлеры идут на конструктивный диалог с вендором. Для нашей компании ритейл всегда представлял особый интерес, вне зависимости от кризиса.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 4
Илья Ключников,
менеджер канала продаж в России и Казахстане компании Hitachi GST:
Основные изменения произошли в наших взаимоотношениях с дистрибьюторами. В частности, мы увеличили маркетинговый бюджет и пересмотрели политику в области ценообразования. Кроме того, Hitachi GST устанавливает специальные цены для России. Мы стремимся во время кризиса не только не потерять свою долю рынка, но наоборот, увеличить ее.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 5
Татьяна Пудова,
заместитель директора по маркетингу, ZyXEL Communications Corp.:
На данный момент общая тенденция - смещение акцентов от дорогостоящих товаров в сторону более доступных, но при этом отвечающих привычным критериям качества. Если данный тренд сохранится, это будет нам на руку, так как оборудование ZyXEL хорошо вписывается в подобный сценарий развития событий. И нам очень приятно, что это понимаем не только мы, но и наши партнеры и клиенты.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 6
Сергей Суворов,
руководитель проекта iRU:
Если поделить компьютеры по цене на дешевые, средние и дорогие, можно сказать, что сегмент ПК средней ценовой категории в какой-то момент был «вымыт». Большим спросом стали пользоваться модели стоимостью около $300. На прежнем уровне остались продажи дорогих систем  (порядка $1000). Перспективы, думаю, растут у компактных ПК - неттопов.


Сегменты-паровозики рынка
Конечно, в условиях общего падения IT-рынка на 40% говорить о локомотивах рынка не приходится. Но некоторые «паровозики», которые удерживают ритейл от дальнейшего спада, есть.

Расходные материалы (↑)
Самую положительную динамику показывают расходные материалы. По словам управляющего партнера ГК «Фан» Евгения Коликова, «расходка» бьет все рекорды по росту продаж. Согласен с ним и директор компании «Ф-Центр» Александр Короткевич: «Меньше всего изменений претерпел сегмент расходных материалов, а зачастую и увеличился. Это связано с поддержанием существующего парка оборудования, модернизация отложена до лучших времен».
Прозвучавшие оценки подтверждают и сами производители. Алексей Плотников, директор департамента дистрибуции малой офисной техники «Ксерокс Россия», отмечает: «Наблюдается значительный рост продаж наших оригинальных заправочных комплектов, которые актуальны для пользователей наших персональных устройств, особенно во время кризиса, так как позволяют снизить расходы на печать почти в два раза». А вот Оксана Белова, старший менеджер по работе с партнерами московского представительства компании Epson Europe B.V., не столь оптимистична: «Высокая конкуренция на рынке бумаги позволяет дешевым брендам усилить свои позиции. Продажи картриджей стабильны и колеблются в рамках сезонности».

Печатающие устройства (↓)
Стоит отметить, что расходные материалы практически всегда были одной из самых маржинальных товарных групп, причем для всех участников канала. Наверно, это несколько смягчает в глазах производителей печатных устройств общую печальную картину рынка. По оценке ITResearch, продажи принтеров и МФУ в России в первом квартале 2009 года упали на 45% в штучном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Причем началось это падение уже во второй половине 2008 года и в четвертом квартале составило 34% в штучном выражении.
Во втором квартале 2009 года общеэкономическая ситуация несколько стабилизировалась, и рынок даже показал положительную динамику в некоторых товарных категориях. «В первой половине 2009 года можно было наблюдать смещение спроса от дорогих МФУ к простым и от простых МФУ - к принтерам, - комментирует Алексей Плотников (Xerox). - Мы видим в этом временную тенденцию и ожидаем, что после восстановления экономики спрос на более совершенные МФУ и полноцветные принтеры снова вырастет. Сегодняшняя относительная стабильность экономики уже подтверждает это. Спрос на скоростные МФУ и цветные устройства в течение второго квартала ощутимо вырос. Заметно пострадали продажи «верхнего» сегмента техники Low-End-класса (полноцветные принтеры, скоростные принтеры и МФУ). Вместе с тем продажи наших персональных принтеров даже выросли по отношению к прошлому году».
Схожую оценку дает и Оксана Белова (Epson): «Не секрет, что в трудные финансовые времена народ покупает самое необходимое и самое доступное по цене. Что касается ритейла, здесь это выражено еще больше. В печатной технике, как и ожидалось, показали падение фотоустройства (шестицветные принтеры и МФУ для печати фотографий), при этом показали рост более доступные модели для дома (четырехцветные принтеры и МФУ с пигментными чернилами)».
Судя по всему, сжатие рынка произошло в основном за счет производителей второго эшелона, а главное - за счет наименее востребованных товарных групп. Сейчас основной фокус рынка сосредоточен на недорогих МФУ, они составляют почти половину всех проданных в России в 2009 году печатных устройств.

Антивирусы (↑)
Хорошо себя чувствуют в нынешних условиях производители антивирусов. «Лаборатория Касперского», по неофициальным данным, увеличила продажи в первом полугодии 2009 года на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Анна Александрова, директор по маркетингу компании ESET, также полагает, что «кризис не оказал сколько-нибудь существенного влияния на количество поставок в розницу. Здесь скорее играет роль сезонность: с мая по июль наблюдается традиционный спад, а в период с октября по январь - подъем».

Ноутбуки и нетбуки (↓↑)
Оценить динамику в этой товарной группе довольно сложно. Кто-то из участников рынка разделяет ноутбуки и нетбуки в своих отчетах, а кто-то рассматривает их как единую категорию. Если говорить об обороте, динамика носит все же отрицательный характер. Связано это с тем, что в данной категории произошло самое сильное смещение спроса в низкую ценовую нишу. В то же время в штучном выражении продажи выросли, особенно за счет нетбуков. Их появление на рынке заметно ускорило процесс замещения ПК на мобильные устройства. Особенно в двух столицах, где ноутбуки покупаются, как правило, в качестве второй машины - более современной. Сергей Федоринов, генеральный директор компании «Юлмарт», констатирует: «Очень небольшой процент ноутбуков приобретался в качестве первого ПК. Именно поэтому категория продемонстрировала, пожалуй, самый сильный спад продаж. Заметьте, спад относительно сумасшедшего роста годом ранее. Это не связано с тем, что покупатели перестали покупать ноутбуки. Это связано с тем, что они вообще стали меньше потреблять».
«Падение продаж ноутбуков произошло по обороту, - говорит Сергей Расколов, директор по сбыту компании MERLION. - Это обусловлено ростом доли нетбуков (у которых средняя цена ниже ноутбуков) и падением курса рубля по отношению к доллару. Даже если на начальных периодах кризиса потребитель был готов приобретать ноутбук за ту же сумму в рублях, что и до кризиса, то при падении курса на 40% это автоматически привело к соответствующему падению объемов продаж в долларовом эквиваленте».
С учетом начинающегося сезона «back to school» можно ожидать, что в целом по году динамика в этой товарной группе будет неплохой. Особенно для тех производителей, которые оперативно среагировали на изменение тренда и активно продвигают на рынок недорогие решения. Ирина Кузнецова, менеджер по работе с ключевыми партнерами «Lenovo Россия», говорит: «Учитывая нынешние рыночные прогнозы, мы уделяем большое внимание низкому ценовому сегменту, в то же время сохраняя высокий уровень качества и надежности продуктов».
Немаловажна здесь и быстрая реакция на новые функциональные запросы потребителя. В этом году в России началось активное развитие сетей 4G, и сейчас одними из самых востребованных товарных позиций стали нетбуки и недорогие ноутбуки со встроенным WiMAX-модулем. Так что у производителей, которые быстрее всех будут реагировать на новые интересы потребителей, есть возможность заметно увеличить свою долю на российском рынке. Ирина Кузнецова (Lenovo): «В четвертом квартале 2008 года и первом квартале 2009 года, которые стали очень непростыми для рынка, мы удваивали объем наших продаж в России, и этот рост продолжается».

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 7
Sinclair Hsiao,
директор по продажам в Европе GYGABYTE:
По мере того как кризис набирал обороты, можно было наблюдать интересную картину: многие вендоры, стремясь снизить затраты на производство, изменили стратегию в части закупок сырья, приступив к выпуску бюджетных решений на базе дешевых компонентов, дабы удержаться на рынке системных плат. В противоположность этим компаниям GIGABYTE сфокусировалась на производстве продукции на высококачественной элементной базе, параллельно занимаясь разработкой и внедрением передового высокоэффективного дизайна. Прежде всего это наши фирменные технологии Ultra Durable 3, DualBIOS, Smart6 и др. Если охарактеризовать нашу позицию в целом, мы считаем, что на рынке системных плат успех сопутствует только тем компаниям, которые способны предложить наивысшее качество своей продукции.

Евгений Коликов,
управляющий партнер ГК «Фан»:
Доля ритейлового оборудования в нашем ассортименте относительно невысока - 20-25%. И это обстоятельство в какой-то мере защитило нас от «произвола» и «выкручивания нам рук» со стороны некоторых торгово-розничных сетей, которые решили воспользоваться моментом кризиса и затовариванием складов у дистрибьюторов и выдвинули неприемлемые условия сотрудничества, пытались навязать откровенно убыточные для нас сделки. Мы предпочли отказаться от работы с данными сетями.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 9
Александр Короткевич,
директор компании «Ф-Центр»:
Дистрибьюторы начали проводить более жесткую кредитную политику. Изменился ассортимент представленных товаров: компании начали поставлять только мейнстрим-продукты, то есть продукты массового спроса, которые гарантированно можно продать. Практически исчезли редкие и эксклюзивные товары.


Ирина Кузнецова,
менеджер по работе с ключевыми партнерами «Lenovo Россия»:
Сейчас покупательский спрос переориентирован на недорогие, но качественные продукты. В России, как и во многих других странах, важную роль будет играть стоимостный фактор, поскольку потребители будут в первую очередь обращать внимание на цену. Однако одновременно растут и потребности профессиональных пользователей, таких, которым необходимы бескомпромиссная надежность и инновационные технологии. Поэтому, уделяя огромное внимание линейке ноутбуков для конечных пользователей (линейка IdeaPad), мы продолжаем активно развивать серию ThinkPad для корпоративных и профессиональных покупателей, предлагая рынку совершенно новые технологии и продукты. Так, нынешней осенью планируем представить сразу несколько новых моделей линейки ThinkPad с абсолютно новой функциональностью, и я уверена, что они не разочаруют даже самых «продвинутых» пользователей.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 11
Владимир Ландау,
генеральный менеджер УК «ПОЗИТРОНИКА»:
К сожалению, никаких серьезных симптомов выздоровления экономики наблюдать не приходится, и если ситуация будет развиваться в том же духе, региональный бизнес пострадает гораздо сильнее московского, и возвращаться к докризисным объемам будет дольше. Опять же, в этой ситуации очень важную роль играет формат розничного бизнеса. Региональные игроки в экономичном формате легче переживут последствия катаклизмов, а те из них, кто не сможет сделать правильный выбор с точки зрения партнерства, не сумеют обеспечить себя долгосрочными преимуществами перед конкурентами. Регионам будет очень сложно, но игроки, правильно выстроившие формат, сумеют этот кризис пережить, во всяком случае пострадают гораздо меньше, чем сети и самостоятельные игроки, не имеющие стратегического партнерства с сильными игроками рынка.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 12
Инна Коренева,
руководитель направления «Офисная техника» компании «Супервейв»:
В 2009 году наша компания разработала и внедрила ряд мероприятий по удержанию постоянных покупателей. Активно проводим поиск заказчиков как в своем сегменте рынка, так и в новых, нетрадиционных для нас сегментах. Расширили ассортимент предлагаемых товаров и услуг. И конечно, сделали все для ускорения оборачиваемости склада.


Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 13
Алексей Плотников,
директор департамента дистрибуции малой офисной техники «Ксерокс Россия»:
В целом никаких структурных изменений в наших отношениях с ритейлерами не произошло. В работе с дистрибьюторами мы значительно повысили качество планирования закупок и продаж, а также реализовали ряд дополнительных маркетинговых программ, позволивших минимизировать негативные последствия снижения продаж.


Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 14
Сергей Расколов,
директор по сбыту MERLION:
Кризис привел к увеличению ставок финансирования и росту рисков (в том числе из-за невозможности в большинстве случаев страховать кредиты клиентам), что не могло не отразиться на требованиях по маржинальности бизнеса. Были снижены кредитные лимиты и/или сроки и условия кредитования ряду партнеров. В некоторых случаях приходилось ограничивать объемы совместного бизнеса с рядом клиентов исходя из их возможностей по совершению предоплат.

Российский IT-ритейл. Ландшафт после битвы. Рис. 15
Сергей Федоринов,
генеральный директор ЗАО «Юлмарт»:
Мы плательщики добросовестные, да еще и находимся в самой привлекательной для покупателей ценовой нише. В кредитных играх не замечены, в нелегкие времена очень аккуратно и вдумчиво, без имперских замашек, но уверенно развиваемся, семь раз отмерив и еще разок перед тем, как предпринять решительный шаг. Все это положительно отражается на наших взаимоотношениях с дистрибьюторами. Они стабильны, и мы видим их интерес к нам как к растущему, развивающемуся каналу. Так, некоторые наши поставщики даже увеличили нам кредитную линию.

ПК (↓)
Пожалуй, самое большое падение наблюдается в сегменте ПК. «Продажи готовых ПК в этом году снизились на 50%, - дает оценку Инна Коренева, руководитель направления «Офисная техника» компании «Супервейв». Продажи ноутбуков, по ее словам, также упали, но в меньшей степени.
Таким образом, тенденция к замещению ПК ноутбуками сохранилась, несмотря на общее снижение покупательской способности. Тем более не приходится говорить о возможности возврата интереса к «самосбору». Комментирует Сергей Суворов, руководитель проекта iRU: «Такие опасения были, но в последние годы люди привыкли видеть на полках магазинов готовые ПК, смогли оценить все преимущества «коробочного продукта». Самосбор вряд ли вернется. Возможно, лишь на несколько процентов доли рынка». Соглашается с этим и Инна Коренева: «Соотношение продаж брендовых ПК и нашего «самосбора» сохранилось. Те, кто был ориентирован на наш самосбор, так и продолжают его покупать; заказчики «бренда», снизив объемы, тоже остались в своем сегменте».
Сергей Федоринов (Юлмарт): «Основными потребителями настольных компьютеров остаются геймеры, которые используют их в качестве игровых станций, профессионалы, использующие высокопроизводительные системы для работы, а также начинающие пользователи, которые пока не могут себе позволить ноутбук. Продажи ПК не продемонстрировали взрывного роста в качестве заменителей ноутбуков».

Комплектующие (↓↑)
Относительно данной товарной категории звучат и вовсе противоположные оценки. Динамика здесь во многом увязана с возможным возвратом или невозвратом интереса к «самосбору».
Сергей Расколов (Merlion): «Продажи компонентов показали наибольший спад в штуках. Кризис «наложился» на активные действия международных брендов по продвижению в России готовых ПК, ноутбуков и нетбуков».
Сергей Федоринов («Юлмарт»): «Даже наша компания, доля продаж комплектующих в объеме которой всегда была очень велика, не ощутила к ним взрывного интереса. Даже квалифицированные покупатели «Юлмарт» не перестали покупать ни ноутбуки, ни готовые ПК, выбрав вместо них россыпь комплектующих, что уж говорить об остальных сетях».
Евгений Коликов («Фан»): «Я не думаю, что сейчас будет всплеск самосбора. С одной стороны, изменилось сознание потребителя, и качественная вещь с нормальной гарантией более востребована, чем самосбор. С другой стороны, сегодня средняя стоимость самосбора соизмерима со стоимостью брендовых моделей».
Однако такие оценки, похоже, актуальны больше для столичных покупателей. В регионах, где «самосбор» еще не успел умереть, интерес к ПК, собранным прямо в магазине, явно вернулся. Говорит Илья Ключников, менеджер канала продаж в России и Казахстане компании Hitachi GST: «Конечно, в условиях кризиса интерес к самосбору повысился. Это особенно сильно ощущается в регионах и в меньшей степени в Москве. В первые два квартала этого года мы наблюдали спад продаж компьютеров, произведенных крупными локальными сборщиками. В то же время продажи дисков Hitachi GST выросли по сравнению с этим же периодом прошлого года».
Все сказанное, однако, вовсе не означает, что у продаж комплектующих нет перспектив на рынках Москвы или Питера. Евгений Коликов («Фан») отмечает: «Несмотря на кризис, наблюдаются устойчивые продажи комплектующих известных торговых марок, расходных материалов и запчастей. Это говорит о том, что в кризис большинство компаний предпочитают серьезно экономить деньги и не покупать новую технику, а ремонтировать старую». Поддерживает его мнение и Сергей Федоринов («Юлмарт»): «Очень хорошие позиции у товарных категорий, призванных уменьшить производственные издержки или быстро, легко и недорого увеличить производительность уже существующей техники. К таковым относятся жесткие диски, UPS, сетевое оборудование».
В рамках этого нового тренда самые хорошие позиции оказываются у производителей комплектующих высокого качества с известным брендом. Для модернизации своего технического парка никто не будет использовать дешевые и ненадежные детали.

Оборудование для SOHO и устройства для развлечений (↑)
В этом году наметилась еще одна, приятная для ритейла тенденция. Сергей Федоринов («Юлмарт»): «Мы отметили рост интереса к типичным офисным товарам. Это, думаю, связано с тем, что организации научились экономить быстрее, чем розничные покупатели, и быстрее устремились в магазины с демократичными ценами». Небольшие компании, которые раньше могли себе позволить комплексную модернизацию своего технического парка, оптом закупая ПК и оборудование, теперь делают точечные покупки, а значит, переориентируются на розницу.
Сохраняется спрос на сетевое оборудование для дома и малого офиса. «По нашим оценкам, явного снижения спроса на цифровые устройства не наблюдается, по крайней мере на те устройства, которые мы причисляем к розничным в линейке продукции ZyXEL, - говорит Татьяна Пудова, заместитель директора по маркетингу, ZyXEL Communications Corp. - Наиболее перспективные решения - комплексные, то есть те, которые позволяют существенно улучшить «бытовые условия» интернет-пользователей, параллельно позволяя экономить. К таким продуктам относятся, например, VoIP-телефоны». В свою очередь, Сергей Федоринов отмечает спрос на недорогие устройства для развлечений, такие как MP3-плееры. Это говорит о том, что совсем лишать себя цифровых удовольствий россияне не готовы. Вряд ли имеют перспективы дорогие «игрушки», но кое-какими приятными мелочами все мы хотим себя радовать. Тем более в столь стрессовое время.

Азбука будущего
На фоне продолжающегося кризиса непрерывным потоком сыплются все новые и новые прогнозы. «Рынок пойдет по сценарию V», - предрекают одни. «Нет, это будет W-сценарий», - уверяют другие. «Да нет же, развитие пойдет по модели L, а возможно, даже по B», - утверждают третьи. Попробуем и мы добавить свой символ в эту азбуку будущего.
Итак, в общих чертах понятно, что IT-рынок в целом выступает в качестве обслуживающего звена для других отраслей страны, а потому полностью зависим от общеэкономической ситуации. И основной причиной для возможных изменений на этом поле могут стать макроэкономические показатели нашей страны. Падение курса рубля или доллара, резкое уменьшение экспортной выручки, обвал банковского сектора. Подобные события, безусловно, резко изменят ситуацию на компьютерном рынке. Однако, несмотря на системные перекосы в мировой экономике, собственно и спровоцировавшие кризис, сейчас экономическая система находится в состоянии нестабильного равновесия. Понятно, что временного. Но предпосылок для глобальных подвижек в нынешнем году пока не наблюдается.
Схожее неустойчивое равновесие наблюдается и на IT-рынке. На него оказывают давление два встречных фактора. С одной стороны, накопился уже значительный отложенный спрос (да еще помноженный на сезонный подъем в конце года). Длящаяся несколько месяцев относительная стабильность может поспособствовать размораживанию компаниями ряда проектов, а также возврату потребителей к отложенным планам о покупке техники. С другой стороны, спрос тормозят панические настроения. К сожалению, кризис носит самовоспроизводящий характер. Ожидания очередной кризисной волны заставляет многих потребителей - и в розничном, и в корпоративном секторе - откладывать все покупки и проекты на будущее. Тем самым провоцируют скорейшее наступление этой самой волны.
В целом ситуация дает основания заключить, что состояние неустойчивого равновесия на рынке продлится до конца этого года. Возможен некоторый подъем в самом его конце, но весьма незначительный. Основные изменения придутся уже на 2010 год, сезонный спад в начале которого вполне может быть воспринят как негативный сигнал, что спровоцирует очередное резкое падение всего рынка, и IT-сегмента в частности. И тогда мы увидим очередные батальные сцены: попытки передела рынка, уход и поглощение очередных игроков.
Внося свою лепту в «абэвэгэдэйку» прогнозов, мы предсказываем, что осень 2009 года пройдет под знаком «–» (тире, не путать с минусом).

IT News №14
IT News №15

Опубликовано 22.09.2009