Кристиан РЕЙЛИ: «На гребне четвертой промышленной революции: какие ИТ-тренды ждут нас в 2020 году»?

Логотип компании
Кристиан РЕЙЛИ: «На гребне четвертой промышленной революции: какие ИТ-тренды ждут нас в 2020 году»?
В уходящем году самое интересное происходило в мире высоких технологий. Мы находимся на гребне четвертой промышленной революции и можем наблюдать ни с чем не сравнимую скорость технического прогресса и его влияние на бизнес...

2019 год был годом невероятного развития технологий: программное обеспечение как услуга (Software-as-a-Service, SaaS), искусственный интеллект (ИИ), дополненная реальность, новые социальные платформы и бизнес-модели нового поколения изменили облик мировой экономики. Опираясь на то, что мы наблюдаем в Citrix и компаниях наших заказчиков и партнеров, предлагаю поговорить о трендах, которые, на мой взгляд, продолжат укреплять свои позиции и в 2020 году.

Новая роль CIO

Прежде всего мы увидим, как меняется роль CIO. За многие годы мы привыкли к тому, что он возглавляет «отдел отказов». Новый CIO примерит на себя мундир директора по инновациям, который подходит ему куда больше. CIO станет катализатором перемен и будет устранять последние барьеры, которые мешают интеграции ИТ и бизнеса. CIO будет думать над тем, зачем нужна технология, а не как заставить ее работать.

Конец цифровой трансформации

В этом году цифровая трансформация была в разгаре. Но компания может заниматься этим годами и не прийти ни к какому результату. Настало время отделить реальность от рекламной шумихи.

Мы все слышали о том, что цифровая трансформация предоставит пользователям просто невиданные возможности. Однако при общении с заказчиками очень редко всплывает тема новой технологии, которая в ближайшие три-пять лет позволила бы им перейти на новую бизнес-модель.

Многие предприятия, запутавшись в унаследованных решениях, снова приобретают что-то новое только потому, что оно новое. Не задумываясь о том, как эти приобретения согласуются с зарождающимися бизнес-моделями, они прямым путем направляются к катастрофе.

Гигономика

В 2019 году у нас появились новые представления о том, как мы работаем и что вообще значит работать. Гигономика (gig economy) — это подход, по-новому определяющий и формулирующий рабочие процессы. Многие из тех, кто работает в новой модели, могут вообще ни разу не появиться в вашем офисе.

Вопрос в том, как подготовиться к тектоническим сдвигам гигономики и как предоставлять ИТ-услуги людям, с которыми, возможно, никогда не придется встретиться?

Вычисления, ориентированные на пользователя

В 2020 году этот тренд окажется в центре нашего внимания. Долгожданная гармония между потребностями пользователей и требованиями ИТ найдет свое воплощение в адаптивном рабочем пространстве. Оно обучается тому, как специалист предпочитает работать. Оно продуктивно по своей природе: учитывает контекст и предлагает те или иные инструменты, данные и приложения, способствуя повышению производительности труда.

Этот подход устранит технологические препятствия и позволит сфокусироваться на том, как хочет работать сотрудник, адаптируясь к его потребностям на протяжении всего времени работы в организации.

Искусственный интеллект и боты

Вряд ли сейчас можно найти человека, который бы не слышал об искусственном интеллекте. Но — не удивляйтесь — я не думаю, что ИИ завоюет мир.

На мой взгляд, вероятность оказаться в мире всеобщего ИИ еще до моего выхода на пенсию чрезвычайно мала. В то же время не будем забывать, что каждый день мы сталкиваемся с голосовыми помощниками и рекомендательными сервисами, которые становятся все умнее, помогая нам приобретать все больше и больше не очень нужных вещей.

В 2020 году ИИ продолжит развиваться, но только в контексте узконаправленного ИИ (narrow AI) и машинного обучения. На самом деле вопрос не в том, сколько рабочих мест будет замещено, а сколько откроется новых возможностей, сколько инноваций предложат наши сотрудники, когда мы сможем использовать технику себе на пользу.

Если боты будут выполнять черновую работу — человек освободится от рутинных задач, на которые уходит немало рабочего времени. И тогда компания сможет выделить больше ресурсов, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов и повысить их заинтересованность.

Управление жестами

Наверное, многие из читающих сейчас этот текст не относятся к миллениалам. Большинство из нас выросли в мире, где привычными устройствами ввода были мышь и клавиатура.

Мой сын получил свой первый айпад, когда ему было два или три года, точно не помню. Он сразу же начал радостно двигать по экрану разные фигурки, пытаясь загнать квадратную фишку в круглую дырку.

Как-то раз моя жена положила на стол раскрытый номер «Космополитена». Сын подошел, увидел картинки. И что он сделал первым делом? Правильно, попытался пальцами передвигать их по странице, но они никак не хотели подчиняться его жестам.

Мы подходим все ближе к тому моменту, когда сами сможем решать, как нам взаимодействовать с техникой.

Вам никогда не приходилось видеть выражение лица человека, впервые увидевшего колонку Amazon Echo? С ней можно разговаривать! А разве не то же самое мы делали еще много лет назад? Во времена клавиатуры и мыши мы тоже разговаривали с компьютерами, только теперь они нас слышат и отвечают нам.

Говорим ли мы с устройством, касаемся ли пальцем экрана или погружаемся в какую-либо совершенно иную среду, без всяких сомнений, мы будем взаимодействовать с техникой с помощью жестов и движений.

Всё как услуга

Сегодня мы в Citrix видим, что локальные приложения постепенно вытесняются технологиями SaaS. При этом, как ни странно, появляется множество приложений, которые разрабатываются собственными силами, — но они создаются по-другому.

Монолитная архитектура приложений ушла в прошлое, уступив дорогу микросервисам. Конечно, они требуют абсолютно новых подходов к разработке и эксплуатации. Крупные облачные вендоры постепенно проникают в корпоративные дата-центры, реализуя обещания предоставлять всё как услугу (Everything-as-a-Service, EaaS) в новом мире, в который мы вступаем семимильными шагами.

Гибридное облако

В 2020 году мы наконец смиримся с тем, что доминирующей ветвью эволюции станет гибридное облако.

Десять лет, если не больше, длилась битва сторонников публичных и частных облаков. Она еще может стать темой для дискуссии в «Твиттере», но вряд ли в этом есть хоть какой-то смысл. Потому что опыт показал: мы используем те или иные инструменты в том или ином облаке в то или иное время и по той или иной причине.

Реальность такова, что главной моделью, возможно, даже в вашей организации, является гибридное облако.

Не каждое гибридное облако требует низкоуровневого сетевого подключения или VPN между отдельными узлами. При этом каждый раз, приобретая очередное SaaS-приложение, вы добавляете к своей среде еще одно облако. Весь мир по определению есть гибридное облако.

Комфортные условия для сотрудников

В недавнем прошлом многие организации тратили значительные финансовые и человеческие ресурсы на обеспечение комфортных условий для своих клиентов (customer experience). Создавали цифровые платформы, использовали их для удержания заказчиков и тем самым повышали индекс потребительской лояльности (Net Promoter Score).

Тем не менее в 2020 году мы увидим, что с комфорта заказчиков фокус довольно быстро смещается на комфорт сотрудников.

Иногда в разговорах с заказчиками нам приходится слышать сетования на то, что условия, создаваемые ими для клиентов, гораздо комфортнее тех, в которых приходится работать собственным специалистам. И многие зрелые в цифровом плане организации уже начали уделять внимание тем технологиям и процессам, которые помогут повысить комфорт сотрудников.

Наше исследование показало, что улучшение условий труда, безусловно, улучшает качество обслуживания клиентов, повышая при этом внутренний индекс потребительской лояльности. А это чрезвычайно важно для привлечения и удержания талантливых специалистов.

Если не создать своим сотрудникам необходимые условия труда, они найдут их в другой компании. Два краеугольных камня, определяющих комфортность работы специалистов, — это гибкость и простота применения. Этот тренд приведет к появлению новых методов отслеживания действий, которые могут заложить новые технологии и процессы, повышая в результате ценность всей организации.

*   *   *

Здесь приведены лишь некоторые прогнозы на грядущий, 2020 год. В уходящем году самое интересное происходило в мире высоких технологий. Мы находимся на гребне четвертой промышленной революции и можем наблюдать ни с чем не сравнимую скорость технического прогресса и его влияние на бизнес. Таких исторических прецедентов просто не было.

Что же будет дальше? Скоро узнаем.

Кристиан Рейли (Christian Reilly),

главный технический директор Citrix

Опубликовано 20.12.2019

Похожие статьи