Тренды BI-рынка 2021
Особенно осложнилась ситуация на фоне активного внедрения технологий искусственного интеллекта (AI, ИИ) и машинного обучения (ML) в BI-инструментарий. Кто-то считает, что это уже помогло или в ближайшем будущем поможет значительному упрощению работы с данными, позволяя привлекать к их анализу сотрудников без соответствующего опыта, а кто-то, наоборот, уверен, что стать профессионалом в этой области стало сложнее. Ну а обычный менеджер как был далек от обсуждаемой темы, так и остался.
На самом деле истина, как обычно, где-то посередине – многое зависит от уровня поставленных задач. Тем более всё еще не до конца ясно, где та грань, за которой традиционная бизнес-аналитика, визуализирующая события прошлых лет, превращается в углубленный прогностический анализ. Об этом и многом другом мы поговорили с ключевыми участниками этого сегмента российского рынка.
Аналитика в динамике
Так какие же новые тенденции наметились за последний год, а какие, наоборот, ушли в тень и какова динамика развития рынка?
![Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»): Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):](/upload/iblock/bc7/fs5ugj9qre1lrr6y130jff2ifduogi71/resize_65_65_svetlana_vronskaya_korus_consulting_small__s.webp)
Эксперт департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» Светлана ВРОНСКАЯ отмечает, что рынок BI-решений проходит интересный этап. С одной стороны, на нем окончательно укрепились два лидера – Microsoft и Qlik. Их понемногу догоняет Tableau, но пока проигрывает в связи с практическим отсутствием локальной партнерской сети и технической поддержки, а эти факторы принципиально важны при внедрении любой информационной системы. С другой стороны, рынок российского BI дефрагментируется за счет выхода за последний год нескольких десятков отечественных BI-систем разной степени проработки. Среди российских вендоров, запустивших крупные проекты, г-жа Вронская отмечает «Форсайт» и Luxms BI. Кроме того, важной тенденцией, по ее мнению, становится постепенный отход мирового рынка от самого понятия BI – теперь это рынок программных продуктов, значительно расширивших привычные задачи по сбору данных и их визуальному представлению. Кроме того, повысился интерес к решениям, обеспечивающим качество данных (Data Quality) и управление ими (Data Governance). «Мы уже видим инструменты нового уровня, в основном пришедшие из-за рубежа. Среди них решения для организации грамотной работы с данными в компаниях. При этом важно, что многие из них не требуют от пользователей никакого опыта в аналитике», – поясняет г-жа Вронская.
![Сергей ГРОМОВ (BI Consult): Сергей ГРОМОВ (BI Consult):](/upload/iblock/f32/jamg8v6zukwnh8wpebk4qtbafp6x11gb/resize_65_65_gromov_biconsult_small_s.webp)
Генеральный директор BI Consult Сергей ГРОМОВ одной из особенностей российского рынка BI называет активное распространение точечных, специализированных решений, созданных на базе технологий лидеров рынка (по принципу white-label). Соответственно увеличивается и число небольших компаний, которые их разрабатывают и внедряют. Среди наиболее значимых технологических трендов г-н Громов выделяет рост интереса к графовым решениям. В принципе это явление не новое, но именно в последний год заметен рост зрелости в понимании Graph Processing в бизнес-аналитике, акцентирует он. Еще один тренд – рост использования технологий ИИ. По мнению г-на Громова, немалую роль в этом сыграла пандемия: наращивание темпов цифровизации в этот период привело к росту доверия к ИИ, в том числе в области прогнозных и оптимизационных моделей BI.
Цифровизация и сопутствующий ей процесс накопления данных стали драйвером появления так называемых фабрик данных (Data Factory) – экосистем, которые объединяют повторно используемые источники данных, конвейеры передачи и обработки информации, API-интерфейсы. В Gartner еще в прошлом году называли Data Factory одним из десяти топовых трендов в области Data Analytics.
«Мы тоже почувствовали усиление этой тенденции. В частности, с ней связано развитие Data Engineering – подготовки данных для поддержки BI-, ML- и AI-процессов и решений. Компания активно нарастила эту практику и занимается внедрением не только классических DWH, но и Data Lake, – поясняет г-н Громов. – Помимо прочего, в BI Consult фиксируют повышенный интерес к Data Governance и Data Literacy. Причем, у бизнеса заметно повысился уровень зрелости в понимании преимуществ data-driven culture: если раньше заинтересованность в ее развитии демонстрировали лишь самые передовые организации, то сейчас каждый проект сопровождается запуском стратегии по внедрению и распространению такой культуры – предприятия видят в этом экономические выгоды. В целом же можно говорить, что за последний год бизнес-аналитика превратилась в одну из ключевых бизнес-функций, интегрированных в систему принятия решений на всех уровнях».
![Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ («Форсайт»): Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ («Форсайт»):](/upload/iblock/978/1dj0jk4828pdey18ddl39dvgztv8bv8b/resize_65_65_vyskrebentsev_fsight_small_s.webp)
Руководитель центра экспертизы решений компании «Форсайт» Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ замечает, что заказчики стали более зрелыми. Их больше не интересуют решения, позволяющие только «рисовать картинки». Они начинают понимать, что нуждаются в платформенном решении, способном сформировать цифровую копию предприятия и извлечь выгоду из этих данных. Кейсы становятся более комплексными, а заказчики – более требовательными к решениям. Не менее важно, что наметился реальный пайплайн проектов в сфере импортозамещения, а стадия апробаций переходит в фазу внедрений. По-прежнему присутствует осторожность, однако импортозамещение стало очень заметным, все госкомпании выбирают решения из реестра отечественного ПО или СПО, поясняет г-н Выскребенцев.
![Людмила ОСТРОВСКАЯ («ФОРС – Центр разработки»): Людмила ОСТРОВСКАЯ («ФОРС – Центр разработки»):](/upload/iblock/163/0fbk3gbsas4fk5g2oyrh0lnb3j0dh54m/resize_65_65_ostrovskaya_fors_small_s.webp)
Руководитель проектов отделения комплексного проектирования информационных систем компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Людмила ОСТРОВСКАЯ убеждена, что самые заметные изменения на этом рынке произошли несколько ранее, когда появились не только новые платформы для создания аналитических систем, но и новые подходы к их реализации, организации работы с данными, стали стандартом новые технологии, позволяющие обрабатывать большие объемы информации. «Big Data перестал быть просто модным термином, став набором конкретных технологий, помогающих крупным компаниям не только сохранять, но и эффективно использовать свои данные. Основным фактором, сделавшим BI-системы, и не только их, доступными среднему и малому бизнесу, стали облачные технологии, благодаря им появились сервисы, позволяющие приобретать аналитическое решение как услугу, – продолжает она. – На сегодняшний день существуют уже и универсальные платформы, и готовые решения для формирования определенных видов стандартной отчетности компаний. При этом массовое использование обеспечило приемлемую стоимость такого решения для небольших организаций и частных предпринимателей».
![Дмитрий СЫСОЕВ («НОРБИТ»): Дмитрий СЫСОЕВ («НОРБИТ»):](/upload/iblock/19a/u5i2n2fyv4exl5qrnxpp4nr57jo1m5mb/resize_65_65_sysoev_norbit_small_s.webp)
Директор департамента управленческого консалтинга и BI компании «НОРБИТ» (ГК «ЛАНИТ») Дмитрий СЫСОЕВ отмечает, что накопление компаниями больших объемов разнородных данных в совокупности с ростом технических возможностей их быстрой обработки (в частности, благодаря in-memory-вычислениям) дали толчок развитию решений искусственного интеллекта и машинного обучения. При этом традиционные BI-инструменты всё так же востребованы, но это пройденный этап, ведь многие компании в том или ином виде уже внедрили такие решения, уточняет г-н Сысоев.
![Кирилл ЯКОВЛЕВ («Т1 Консалтинг»): Кирилл ЯКОВЛЕВ («Т1 Консалтинг»):](/upload/iblock/2b4/uczf97ejk3e2i2s4iazw1n0i9udoh3f5/resize_65_65_yakovlev_t1_small_s.webp)
Как подчеркивает директор проектов «Т1 Консалтинг» Кирилл ЯКОВЛЕВ, бизнес-аналитика становится более мобильной и доступной для рядового пользователя, а росту успешных внедрений способствует активное проникновение Agile-подходов в процессы реализации и сопровождения BI-решений.
В свою очередь, руководитель отдела консалтинга по аналитическим решениям подразделения ERP «Т1 Консалтинг» Марина РОМАНОВА полагает, что сегодня «только мертвая компания не пользуется BI-решениями». Очевидны два тренда: во-первых, растет число решений с красивыми дашбордами, ведь топ-менеджмент заинтересован, чтобы вся информация была собрана в одном месте в виде понятной и яркой инфографики, обновляемой в режиме реального времени. Тем более что сейчас появилась возможность проводить анализ транзакционных данных без их загрузки в обособленную аналитическую систему, а напрямую, поясняет она. Во-вторых, все большее распространение получает Data Mining: объемы данных, с которыми можно проводить аналитическую работу, растут. Задачи становятся комплексными, а математические методы усложняются. Дальнейшая эволюция, по мнению Марины Романовой, во многом связана с ростом производительности IT-систем.
Опубликовано 25.10.2021