Российский рынок BI-систем: культурные данные, дефицитные кадры и специальное образование

Логотип компании
Российский рынок BI-систем: культурные данные, дефицитные кадры и специальное образование
В продолжение разговора об особенностях российского рынка BI-систем мы затронули три важных вопроса, без решения которых рынок не сможет динамично расти и развиваться: аспекты внедрения культуры работы с данными на предприятии, дефицит профессионалов в области бизнес-аналитики и сотрудничество производителей BI-систем, системных интеграторов и дистрибьюторов с образовательными учреждениями.

(Окончание. Начало в IT News № 6-7/2023)

 

Культура данных


Под этим термином каждая компания, скорее всего, будет понимать что-то свое, однако в каждом случае речь наверняка пойдет о наборе унифицированных (в рамках компании) подходов к работе с данными и определенном типе восприятия самих данных и извлекаемой из них ценности. Несмотря на то что важность анализа данных давно и никем не оспаривается, до сих пор далеко не в каждой компании существует внутренний свод правил по работе с ними, которому следовал бы каждый сотрудник. Тем не менее работать над созданием и внедрением проверенных моделей взаимодействия с данными нужно уже сегодня, чтобы завтра существенно повысить КПД внедряемой или уже работающей BI-системы. О том, с чего стоит начинать этот долгий путь, мы поговорили с нашими экспертами.

Алексей НИКИТИН (Visiology):
Алексей НИКИТИН (Visiology):
«Практики работы с данными — это отдельное сложное направление развития корпоративной культуры, которое не сформировать за один день. Однако проникновение BI в умы специалистов обычно приводит к тому, что использование платформы постепенно охватывает все новые и новые подразделения».

Генеральный директор Visiology Алексей НИКИТИН убежден, что наглядный опыт внедрения и успешный пилот формируют интерес и способствуют развитию BI в целом. Например, именно так произошло в компании Postitive Technologies, которая начала внедрять BI сначала только в ИТ-секторе. С точки зрения технологий для эффективного применения BI необходимо обеспечить качество исходных данных – на этом уровне часто приходится сталкиваться с проблемой сбора информации. Дело в том, что в России многие организации по-прежнему используют Excel для сбора данных с сотрудников, что приводит к большому количеству ручного ввода, ошибкам и усилению влияния человеческого фактора. Именно поэтому сегодня наблюдается повышенный спрос на модуль SmartForms, аналогов которому нет у других российских BI-вендоров. Он разрабатывался как раз для того, чтобы упорядочить и автоматизировать ввод данных большим количеством сотрудников. Сегодня SmartForms используется рядом компаний для сбора проверенных данных (например, в ПАО «Россети»), а большое качество данных повышает доверие к ним со стороны руководства и позволяет продолжить формирование BI-стратегии и реализацию управления на основе данных.

Андрей СМЕРЕЧУК, директор департамента управления данными и бизнес-аналитики компании OCS Distribution:
Андрей СМЕРЕЧУК, директор департамента управления данными и бизнес-аналитики компании OCS Distribution:
«Ключевой момент внедрения культуры работы с данными – это не система регламентов и наказаний, а понимание бизнесом, зачем это надо и что конкретному руководителю даст. Тогда уже процесс идет по обоюдному согласию и бизнес сам предлагает правильные решения».

Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI):
Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI):
«Культура данных в компании не возникает одномоментно, ее нужно внедрять и развивать. Первоначально нужно понять, в какой точке вы находитесь и есть ли уже какие-то элементы этой культуры».

Исполнительный директор Modus BI («БиАй Про») Кирилл КУЗНЕЦОВ также предлагает определить, на каких уровнях и как именно принимаются решения, каким образом данные перетекают из подразделения в подразделение, как актуализируются. Когда на эти вопросы появляются ответы, становится понятно, в каком направлении эту культуру развивать. Важно, чтобы руководство компании подавало пример и в целом занималось этой темой. То есть необходимо рассматривать и согласовывать решения, подкрепленные аргументами только на основе данных, а не эмпирическим опытом. Г-н Кузнецов подчеркивает, что большинство госорганов и крупных коммерческих компаний имеют огромное количество информационных систем, в которых данные могут противоречить друг другу. Понимая это, нужно очищать данные, приводить их к единому стандарту – это глубокая методологическая работа. Она, конечно же, сторицей окупается, но заниматься ею хочется не всем, подчеркивает г-н Кузнецов.

Дмитрий МЕРКЕР (Goodt, ГК «ЛАНИТ»):
Дмитрий МЕРКЕР (Goodt, ГК «ЛАНИТ»):
«Я уверен, что внедрение культуры работы с данными может дать наибольший рост эффективности, если в доступный инструментарий погрузятся сотрудники всех уровней и получат быстрый первичный результат от применения новых подходов».

Руководитель отдела развития BI-платформы Insight компании Goodt (ГК «ЛАНИТ») Дмитрий МЕРКЕР считает, что для полного погружения компании в работу с BI нужны управленческие решения. Сотрудники должны увидеть ценность этой работы, сформировать привычку обращаться к ним. И на этом пути есть два барьера, но их легко преодолеть. Во-первых, долгое время доступ к BI был преференцией топ-менеджмента. Но рынок меняется, а бизнес-аналитика становится дружелюбнее и понятнее. Видов визуализаций данных стало гораздо больше: порталы, мобильные решения, дашбординг и упрощенные системы информирования. Но в основе всегда одна важная установка – доступность информации и вовлеченность сотрудников в бизнес-процессы. В связи с чем г-н Меркер рекомендует сделать так, чтобы соответствующими данными могли пользоваться все. Здесь может помочь геймификация процессов работы с данными, что позволит вовлечь сотрудников разных уровней, поможет им погрузиться в изучение BI, даст возможность увидеть собственный результат и вклад в общее дело. «Понятно, что не все могут оперировать полным набором метрик, с помощью которых можно оценивать бизнес-процессы, это нормально, и это второй барьер, который тоже можно преодолеть. Помогите своим сотрудникам методологически – типизируйте работу с данными. Создайте методологические слои, чтобы коллеги начинали не с чистого листа, сформируйте каталоги метрик измерений для разных отделов или даже ролей», советует г-н Меркер.

Евгения ЧЕПКОВА («Айтеко»):
Евгения ЧЕПКОВА («Айтеко»):
«Мотивированное руководство – ключевой фактор. Формальные (инструкции, распоряжения, приказы) и неформальные (повседневная работа) действия руководства должны показывать приверженность к развитию культуры данных».

Заместитель директора департамента системных программных решений компании «Айтеко» Евгения ЧЕПКОВА рекомендует определиться с целями и показателями, связанными с культурой данных. Это, например, декомпозиция общих показателей до показателей каждого участника процесса. Следующий пункт – построение фабрики данных. В компании должны появиться инструменты, обеспечивающие сотрудникам легкий доступ к точным и актуальным необходимым данным. В том числе требуется определиться с владельцами каждого набора из фабрики данных. Важным является и постоянное повышение квалификации персонала в области данных с использованием как формальных инструментов (курсы, семинары, брифинги), так и неформальных (встречи, митапы и т. п.). Для достижения этой цели можно использовать геймификацию, которая позволяет увеличить вовлеченность персонала. Наконец, необходимо создать дорожную карту внедрения.

Максим РАСТЕРЯЕВ (ГК «КОРУС Консалтинг»):
Максим РАСТЕРЯЕВ (ГК «КОРУС Консалтинг»):
«Необходимо начинать с самых базовых вещей в части хранения и качества данных».

Руководитель центра компетенции департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» Максим РАСТЕРЯЕВ полагает, что для начала нужно выстроить систему нормативно-справочной информации (НСИ) и своевременно отслеживать качество данных во всех системах. Эти шаги уже существенно улучшат результат, который получают аналитики, используя BI-системы. Дополнительно стоит внедрять новые технологии для повышения скорости обработки данных, чтобы информация в BI-системах была максимально актуальной.

Александр СТУРОВ («Форсайт»):
Александр СТУРОВ («Форсайт»):
«В крупных компаниях эта задача должна решаться централизованно, и это большая работа, которую проще передать опытной консалтинговой компании».

Руководитель департамента по работе с партнерами компании «Форсайт» Александр СТУРОВ уверен, что должны быть единые подходы и требования к стандартизации аналитической деятельности и управлению бизнес-процессами: разработаны корпоративные стандарты по работе с данными, обеспечены унификация справочников и единое ведение НСИ.

Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика»):
Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика»):
«Залогом успеха в формировании культуры является заинтересованность руководства».

Директор по маркетингу компании «Полиматика» Наталья ЯШЕНКОВА подчеркивает, что методически порядок действий понятен. Проводятся регулярные обучения, чтобы сотрудники хорошо ориентировались в инструментах и расчетах и могли применять их не только для просмотра отчета «как есть», но и взаимодействовать в интерактивном режиме, проверять гипотезы. Дальше уже происходит обмен опытом между сотрудниками, что должно всячески поощряться. Будут и подводные камни – не все в компании готовы подхватить эту инициативу, и с такими очагами неприятия нужно будет работать отдельно. Так шаг за шагом data-driven-подход превратится из заявленной корпоративной ценности в реальную, а в основе будет BI-система как источник данных и базовый, но, скорее всего, не единственный аналитический инструмент, резюмирует г-жа Яшенкова.

 

Кадровые проблемы


О кадровом голоде в области ИТ в целом и бизнес-аналитики в частности говорят далеко не первый год. Несмотря на то, что причины этого как три пять лет назад, так и сегодня разнятся, компаниям приходится искать способы их решения. Бесспорно только, что рынок труда в сфере BI в России в 20212023 гг. претерпел серьезные изменения.

Алексей НИКИТИН (Visiology):
Алексей НИКИТИН (Visiology):
«Ситуация оказалась еще сложнее, потому что к началу 2023 года на рынке по-прежнему доминировали компетенции по западным BI-платформам. Но, по мере того как компании одна за другой сталкивались с невозможностью продлить лицензии и решали переходить на российский BI, оказывалось, что подготовленных кадров, уже погруженных в платформу, еще меньше».

Несмотря на усугубление проблемы, г-н НИКИТИН (Visiology) утверждает, что компании удается ее решать главным образом за счет интенсивных тренингов и низкого порога входа на платформу. За последний год реализовано более десятка проектов, в ходе которых сотрудники заказчиков приступили к работе с Visiology после всего двух дней обучающих курсов при поддержке специалиста от компании-разработчика или сотрудника партнерского системного интегратора. Еще один пример — майский спринт-интенсив с участием эксперта Евгения Стучалкина. Благодаря применению специальной методики удалось за десять дней познакомить с платформой Visiology более трехсот человек: каждый из них настроил свой сбор данных, подготовил модель и сделал несколько дашбордов, то есть по окончании интенсива все его участники фактически были готовы к работе на платформе и продолжению самостоятельного обучения.

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):
Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):
«За последние пару лет ситуация поменялась очень сильно в лучшую сторону. В первую очередь – за счет большого числа молодых выпускников вузов, которые теперь активно изучают BI и приходят уже практически готовыми специалистами».

Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI):
Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI):
«На самом деле кардинально ничего не изменилось. С одной стороны, большое количество сотрудников вышли на рынок труда, с другой – часть из них уехала из страны. С учетом задач по импортозамещению и цифровизации этот профицит нивелировался».

Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI) также отмечает наличие на рынке труда огромного количества junior-специалистов. Дело в том, что мода на работу в ИТ-сфере появилась чуть больше пяти лет назад – это как раз то время, когда эти ребята поступали в вузы. А сейчас они вышли на рынок труда и очень мотивированы, потому что конкуренция между ними достаточно высокая. По словам г-на Кузнецова, в Modus BI акцентируются на поиске ярких ребят, с которыми интересно работать в долгую и растить из них специалистов внутри компании.

Евгения ЧЕПКОВА («Айтеко»):
Евгения ЧЕПКОВА («Айтеко»):
«Массовый переход на удаленный режим работы немного уменьшил кадровый голод».

Евгения ЧЕПКОВА («Айтеко») отмечает, что работодатели, особенно в центральных городах, всегда заинтересованы в высококлассных и при этом не очень дорогих ИТ-специалистах. Теперь же, с популяризацией удаленной работы, они могут набирать таких сотрудников и в других регионах, благо там сейчас немало серьезных учебных заведений такого профиля. В свою очередь, отъезд квалифицированных кадров из России не слишком изменил ситуацию, считает г-жа Чепкова. Безусловно, в тех компаниях, где удаленный режим запрещен (или не рекомендован), произошла сильная ротация кадров, в чем есть как плюсы, так и минусы. Однако там, где удаленный режим не запрещен, ситуация практически не изменилась. Борьбу за уехавших специалистов на глобальном рынке труда российские компании пока выигрывают. И теперь можно ожидать следующего шага: российские компании будут конкурировать не только за релокантов, но и за иностранных специалистов, полагает г-жа Чепкова.

Максим РАСТЕРЯЕВ (ГК «КОРУС Консалтинг»):
Максим РАСТЕРЯЕВ (ГК «КОРУС Консалтинг»):
«Поиск кадров в определенной степени стал проще, чем год назад. Импортозамещающие системы основаны на распространенных технологиях (PostgreSQL, Clickouse, nginx и др.) и знакомых многим языках (JavaScript, SQL, Python), поэтому специалистов, которые умеют с ними работать, стало больше».

Александр СТУРОВ («Форсайт»):
Александр СТУРОВ («Форсайт»):
«Пока ситуация остается на том же уровне: сегодня рынок испытывает острый дефицит в специалистах с опытом работы в BI-сфере».

Александр СТУРОВ («Форсайт») считает, что запрос на BI-специалистов только растет, тем более сейчас, когда у бизнеса так много горящих задач в области замещения BI-систем. Также надо учитывать, что сегодня многим специалистам необходимо расширять свои компетенции, изучать российские решения, а для этого нужна дополнительная мотивация. Но здесь, безусловно, изменений уже идут – все понимают, что переход на российское ПО неизбежен, поэтому количество специалистов на рынке, знающих отечественные BI-решения, постепенно будет расти.

 

Образовательная программа


Все компании, с представителями которых мы беседовали на эту тему, констатируют наличие проблем на рынке труда в области специалистов по бизнес-аналитике и лично заинтересованы в том, чтобы решить их как можно скорее. Именно поэтому большинство из них активно сотрудничает с различными образовательными учреждениями.

Так, Алексей НИКИТИН (Visiology) рассказывает, что в настоящее время платформа, разработанная его компанией, является основной для образовательных программ в сфере бизнес-аналитики в таких вузах, как «Высшая школа бизнеса» НИУ ВШЭ, РЭУ им. Плеханова, ЮГУ, «Газпром корпоративный институт». Конечно, компания намерена продолжать расширение своей академической программы. Также курсы по Visiology формируются на площадке Skillbox. Всё это вместе позволяет удовлетворять растущий спрос на специалистов, готовых работать с платформой.

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution) говорит, что у них хорошо развита система стажировок под запланированную или уже выделенную вакансию. «Стажируем ребят и оставляем у себя того, кто понравился. Это было особенно актуально пару лет назад, когда был очень серьёзный дефицит кадров в ИТ, в том числе на аналитику», - поясняет он. Однако сейчас такой проблемы уже нет: рынок немного поменялся, в наличии много свободных специалистов с опытом.

Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI) подчеркивает, что в его компании уже есть несколько образовательных проектов и планы по расширению этой деятельности, однако бюрократические барьеры в вузах этому не способствуют. Тем не менее г-н Кузнецов приглашает к партнерству все заинтересованные образовательные учреждения.

Максим РАСТЕРЯЕВ (ГК «КОРУС Консалтинг») сообщил, что его компания предлагает студентам пройти практику, в ходе которой им придется решать прикладные задачи на базе реальных проектов. Соответственно, ребята получают живой опыт в области аналитики данных, который поможет им разобраться в профессии быстрее, чем многие часы теории. Естественно, общение с лучшими практикантами на этом не заканчивается им оказывается помощь в развитии и профессиональном росте в области бизнес-анализа и разработки.

Александр СТУРОВ («Форсайт») считает сотрудничество с вузами значимым элементом HR-стратегии компании. «Для нас важно, чтобы студенты знали, что они могут реализовать себя в такой интересной области, как создание российского аналитического ПО. Мы проводим для них экскурсии по нашему офису и мастер-классы, участвуем в фестивалях карьеры, где рассказываем, как устроены наши программные продукты, где они используются, как построен процесс разработки», поясняет он. Основной офис разработки «Форсайт» расположен в Перми, поэтому компания чаще сотрудничает с местными вузами, а также является партнером регионального студенческого мероприятия – межвузовского кейс-чемпионата по анализу данных “BI University Cup”. В рамках соревнований ребята анализируют данные при помощи российских BI-систем, в том числе пробуют в деле ПО «Форсайт. Аналитическая платформа».

Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика») отмечает, что ее компания тоже постоянно взаимодействует с вузами, а на сайте даже есть отдельная страница, посвященная этой теме. В рамках образовательных программ студентам предоставляется доступ к продуктам Polymatica на собственных серверах, предлагаются академические лицензии, разрабатываются методические материалы, набираются стажеры. Более того, некоторые сотрудники компании сами преподают в вузах, непосредственно участвуя в формировании будущих специалистов. В этом году «Полиматика» и Академия «Высшая инженерная школа» открыли совместную учебно-научную лабораторию «Машинного обучения на транспорте» для предоставления студентам академии возможности проведения проектов в области анализа данных и искусственного интеллекта как в рамках образовательной программы, так и для решения практических задач заказчиков — представителей транспортной отрасли. Кроме того, завершились два курса по Polymatica в РЭУ им. Плеханова и МГПУ. Не говоря уже о том, что обучение Polymatica Analytics включено в большое количество программ в двух институтах повышения квалификации ФНС России. Как утверждает г-жа Яшенкова, продукты компании отлично подходят для включения их в образовательный процесс, так как ориентированы на бизнес-пользователей, легко осваиваются и позволяют быстро получить результат например, за два занятия построить полноценный дашборд.

Российский рынок BI-систем: культурные данные, дефицитные кадры и специальное образование. Рис. 1

Экспертное мнение о BI-системах: «Грамотная инвестиция в цифровую культуру обращения с данными в 100% случаев окупается сверх ожиданий» 

Когда на старте компания состоит из 5–10 сотрудников, топ-менеджмент имеет возможность и ресурсы с каждым поговорить, собрать обратную связь, проанализировать результаты работ и т. д. Весь объем информации вполне укладывается в голове одного руководителя, а потому довольно легко построить стратегию развития компании. Пока «полянка» еще не стала «полем» – почему бы и нет. Но когда компания растет, процессы усложняются, а экономические условия требуют укорачивания бизнес-процессов (буквально всё нужно как можно быстрее и еще вчера, ведь это – «голодные игры»), по старинке работать не получится. 

Цифровизация – справедливый тренд, это не просто термин из области ИТ. При тех объемах данных, с которыми человеку приходится работать и взаимодействовать сегодня, совершенно невозможно оставаться в тонусе лишь благодаря морально-волевым качествам, даже вооружившись пакетом инструментов для «продвинутых пользователей ЭВМ». Разработчики всего мира создают и совершенствуют решения, которые действительно улучшают качество жизни, помогают делать работу лучше без дополнительных усилий. Почему бы просто не взять и пользоваться?

Один из таких инструментов, про который много говорят, но далеко не все решаются на его внедрение в контуре своего бизнеса, – BI-системы. С их помощью можно как минимум с наименьшими «ручными» затратами сформировать  необходимый отчёт или график, в котором будут нужные данные в структурированной форме. Процесс, который занимал несколько недель, сократится до нескольких минут. А если взять реальное количество ежедневных процессов/затраченных человеко-часов и измерить в денежном эквиваленте? А если прибавить к этому погрешности и человеческий фактор? Константа: грамотная инвестиция в цифровую культуру обращения с данными в 100% случаев окупается сверх ожиданий.

Но и это не всё. BI — это не просто инструмент, способный анализировать большие объемы данных, его ключевая функция заключается в способности самостоятельно обрабатывать информацию, делать выводы, принимать решения и даже моделировать исход различных вариантов действий. Это самый настоящий оценщик бизнеса, который реагирует незамедлительно и всегда точно (при условии правильно выстроенной культуры отношений с данными). Как бонус – его даже не надо поливать.

BI может еще:

  • BI используется для мониторинга качества продукции на всех этапах производства.

  • BI помогает компаниям оптимизировать использование ресурсов, таких как энергия, вода и материалы.

  • BI может анализировать данные о продажах, предпочтениях клиентов и другие факторы, чтобы предсказать спрос на продукцию и планировать производство.

  • BI-системы могут использоваться для обнаружения и предотвращения мошенничества (кража данных или контрафактная продукция).

Несмотря на все свои преимущества и колоссальные возможности, BI может не «полететь» и не выполнить свою миссию при условии отсутствия культуры обращения с данными. Как только в компании появляется запрос на новый цифровой инструмент, важно планомерно, без лишних рывков предаться рефлексии на тему бизнес-ценностей, методологий управления данными, почему мы нуждаемся в условной BI (кто мы? где мы? кто я?) и т. д. Ни одну систему нельзя внедрить сразу качественно и под ключ, не изучив сперва внутренние процессы, равно как нельзя сделать ни то, ни другое за неделю. 

По усредненному опыту компаний, сотрудники нередко саботируют цифровые нововведения, но аппетит во время еды обязательно придет, если соблюсти некоторые правила входа:

  1. На первом этапе компанию необходимо обеспечить хорошо разработанным, проверенным и управляемым продуктом. На старте это могут быть коробочные версии, которые есть в открытом доступе, но важно помнить, что с течением прогресса системная кастомизация неизбежна (и делать это силами in house не стоит, позже обсудим почему).

  2. Вслед за внедрением необходимы обучение и мотивация к использованию нового инструмента. Плавное погружение пользователей в систему дает возможность на уровне компании понять, как и зачем управлять данными новым образом (элементарно разговаривайте и обосновывайте, почему отдельному Семену эта фича поможет, а не лишит работы).

  3. Затем сквозь жалобы и предложения стоит выявить, какие именно методики работают более эффективно, а про какие лучше забыть. Качественная обратная связь, умение признавать ошибки и пробовать иначе, пробовать в принципе – сильно сплачивают сотрудников всех уровней и мотивируют к углубленному изучению вопроса, а это уже залог целевого использования инструмента в дальнейшем (вообще вместе идти покорять «Голиафа» куда более вдохновляющее занятие, нежели оставаться с ним наедине и тихо ненавидеть).

Как только все три этапа проходят полный цикл развития, в организации появляется долгожданная культура данных:

  • манифесты, которые определяют, что можно делать, а чего нельзя;

  • документация, описывающая повторяющиеся методики;

  • среда для работы сообщества;

  • мониторинг деятельности;

  • распределение ролей участников «BI-сообщества»;

  • метрики, показывающие эффективность и оценку работы;

  • и многое другое (количество метрик, определяющих качество культуры данных, может достигать нескольких десятков).

«Окультуренная» команда готова. Десятки или сотни процессов постепенно обретают своих усовершенствованных «хозяев», остается дело лишь за системной кастомизацией по мере роста потребностей организации, которую лучше доверить профессионалам. Компании и сотрудники, которые могут и умеют этим заниматься, пока что в дефиците, что жирно намекает на нетривиальность задачи.

*    *    *

С масштабами организации растет и здоровый аппетит ко всему лучшему, более эффективному, равно как и человеку с ростом зарплаты хочется ездить уже не на метро, а на новеньком джипе (желательно с водителем). Очень дальновидно хотеть и стремиться к этому «джипу», даже если он не так близко, как хотелось бы.

Один раз заказчик на совещании по внедрению BI сказал: «Помните, в фильме “Железный человек” был Джарвис? Хочу, чтобы визуально это выглядело так же – технологично и футуристично. Вот это высший пилотаж!» Даже сегодня, прямо сейчас не поздно начать этот путь, хотя бы захотеть, чтобы завтра не оказаться позади тюнингованного локомотива из конкурентов, еще и не на джипе. 

Павел Кравчук, технический директор дивизиона в digital-интеграторе Notamedia


Опубликовано 13.08.2023

Похожие статьи