Блокировки Интернет-ресурсов в 2022-м уже нанесли экономике РФ ущерба на $1,5 млрд

Логотип компании
28.03.2022Автор
Блокировки Интернет-ресурсов в 2022-м уже нанесли экономике РФ ущерба на $1,5 млрд
Блокировки соцсетей, кроме вреда экономике, также порой заставляют граждан устанавливать небезопасные инструменты обхода ограничений, что наносит ущерб информационной безопасности.

Запрет в России только социальных сетей Facebook* и Instagram* (признаны экстремистскими организациями) приведет, по оценке специалистов, к потере страной суммы в $861 млн в 2022 году. Напомним, компания Meta* была признана в нашей стране экстремистской организацией. В начале марта о приостановке работы в России объявила и соцсеть TikTok.

При этом, в частности, в Facebook* и Instagram* отмечалась заметная деловая активность: там продавали, причем как частные лица, так и компании. Та рекламировались услуги — стилистов, парикмахеров, специалистов маникюра, флористов, психологов, ателье и бесчетного множества других направлений. Кроме того, в соцсетях работали блогеры и инфлюэнсеры. Их деятельность в настоящее время в заметной степени парализована, остатки активности связаны с использованием VPN, но это «бизнес на костылях».

Потери российской экономики от блокировки соцсетей оценивались исследовательской компанией Top10VPN.com. Эта же компания оценивает общие потери экономики нашей страны от всевозможных блокировок Интернет-ресурсов в 2022 году в сумму, уже достигшую $1,5 млрд. Специалисты сравнивают подобные блокировки с «экономическим самоповреждением» (economic self-harm).

Отмечается, что всевозможные блокировки, кроме прямого экономического вреда, также порой заставляют граждан устанавливать небезопасные инструменты обхода ограничений, что наносит ущерб информационной безопасности.

Пандемия, цифровая экономика и ограничения РКН

Отметим, что блокировка соцсетей в России случилась в тот момент, когда из-за пандемии деловая активность переместилась в цифровую сферу. Цифровая трансформация бизнеса во многих случаях предполагала создание цифровых каналов контакта с пользователями в соцсетях, а также привлечение оттуда клиентов и размещение рекламы. Это увеличило потери, которые понес бизнес, в основном малый и средний, после блокировки Facebook* и Instagram*, а также ухода TikTok. Впрочем, отмечается перемещение деловой активности во «ВКонтакте» и Telegram. В меньшей степени процесс затронул «Одноклассники».

Социальные сети как двигатель торговли

Ранее эксперты рынка e-commerce полагали, что онлайн-продажи через социальные сети будут активно расти, в основном за счет низкой цены входа на рынок для небольших нишевых проектов, у которых нет заметных рекламных бюджетов.

Так, в Таиланде на долю социальных сетей приходится порядка трети всех транзакций электронной коммерции. В Китае этот показатель ниже, порядка 12%.

В России, как подсчитывали эксперты, компании, торгующие в Интернете, получали из соцсетей, по разным оценкам, от 25% до 40% выручки. Учитывая, что «ВКонтакте» и «Одноклассники» продолжили работу, электронная коммерция в России, вероятно, потеряла порядка 15%. Впрочем, тут мы не учитываем потери от ухода Airbnb, что нанесло большой удар индустрии гостеприимства.

Число частных продавцов, вовлеченных в торговлю в соцсетях в России, оценивалось в число, превышающее 20 млн человек. Многим из них сейчас несладко.

* (признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ)

Похожие статьи