TSMC в Германии. Старый новый «двигатель» ЕС?

Логотип компании
TSMC в Германии. Старый новый «двигатель» ЕС?
После двух лет переговоров, TSMC приняла решение построить завод по производству процессоров в Дрездене, на востоке Германии. Страна обязуется выделить на постройку государственные субсидии, общим объемом в 5 миллиардов евро.

Многие немецкие политики уверенны, что эти затраты с лихвой окупятся, увеличат конкурентоспособность страны, и даже сделают немецкое государство глобальным центром производства микросхем.

По правде говоря, это стандартные заявления политиков и экономических лидеров всего мира. Да и субсидирование проектов электронной промышленности — обычная практика во всем мире. Все прекрасно понимают, что без денежных вливаний в постройку новых предприятий не обойтись. Крупные производители чипов, такие как TSMC, Intel и Samsung, прекрасно об этом знают, и используют возникшие возможности в полной мере.

Евросоюз считает, что объединенная Европа должна занять 20% доли мирового объема производства полупроводников к 2030 г. В настоящее время только она занимает только 10%, и главной причиной для привлечения производителей чипов официально называют «снижение рисков», и в этом есть доля правды.

Что касается чипов нового поколения, глобальное разделение труда выглядит следующим образом: американские компании владеют большей частью программного обеспечения для проектирования чипов, голландская ASML почти монополизировала самые передовые литографические машины, TSMC лидирует в области производства, в то время как компании материкового Китая доминируют в индустрии производства готовых изделий.

Кстати, Соединенные Штаты, не теряя времени даром, также предлагают TSMC построить свою фабрику в Америке. Но руководство компании понимает, что в этом случае передача технологий станет неизбежной и нанесет ущерб ее технологическому преимуществу. Однако на Тайване TSMC сталкивается с серьезной нехваткой рабочей силы: уровень рождаемости на Тайване снижается, корпоративная культура TSMC не слишком радует, да и другие компании вступают в конкуренцию за высокообразованных специалистов.

Тем не менее, скептики могут вспомнить и провалы подобной политики привлечения производителей. Например, Nokia получила субсидии и решила инвестировать в строительство завода в немецком Бохуме, однако после нескольких лет Румыния предложила более выгодные условия, и Nokia перенесла завод в Румынию.

То же самое происходило и с проектами «зеленой энергетики: пока компании, использующие энергию солнца, поддерживало государство, они имели конкурентное преимущество перед традиционными компаниями, работающими на ископаемом топливе, но в итоге обанкротились или были проданы китайским компаниям. То же самое произошло и с производителями солнечных батарей.

Конечно, есть и такие отрасли, которые не могут развиваться без вмешательства государства и. Типичным примером является Airbus. Компания возглавляется Францией и Германией, и вместе с Великобританией и Испанией являются главными спонсорами авиаконцерна. Благодаря им, и существует европейская авиационная промышленность, которая может составить конкуренцию Боингу в США. Однако у всех субсидируемых предприятий существует общая проблема: первая компания, вышедшая на рынок является прибыльной до того момента, пока не появились конкуренты. После начала соперничества цена на продукт начинает падать. И несмотря на постоянную господдержку, субсидируемое предприятие рано или поздно перестает приносить прибыль. Конечно же никто не планирует закрывать завод по производству чипов, но возможны варианты катастрафического падения цен, и в таком случае когда-то прибыльный завод может превратиться в бездонную воронку поглощающую деньги. Именно так произошло с Siemens в 1998 году, когда она была вынуждена закрыть завод по производству микросхем, который проработал всего год.

Сейчас, TSMC инвестирует 3,5 миллиарда евро, и немецкие Infineon и Bosch, а также голландская NXP также будут владеть по 10% акций каждая. В целом ожидается создание 2000 новых прямых рабочих мест, а произведенные процессоры будут использоваться в автомобилях, одной из важнейших отраслей промышленности.

Bosch, которой принадлежит 10 процентов завода TSMC в Дрездене, уже управляет заводом по производству полупроводников в Дрездене, как и X-Fab. SAW Components была основана в Дрездене в 1996 году, а полупроводниковый гигант Infineon основал Siltectra GmbH в Дрездене в 2010 году. Дочерняя компания AMD и прямой конкурент TSMC, Global Foundries, также базируется в Дрездене.

У самой Германии, есть твердое желание перестать ассоциироваться только с хорошими автомобилями, химикатами и станками. К чему приведет такое желание – покажет время.

Опубликовано 22.08.2023

Похожие статьи