«Интернет вещей» в России: стандарты, правовая база, помощь правительства и бизнес-модели

Марина Липецкая, директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», сфокусировалась в своем выступлении на вопросе создания оптимальной государственной политики в сфере ИТ. Более того, этот вопрос затрагивают не только Россию, но и Евразийское экономическое сообщество. Евразийская экономическая комиссия решает задачу создания общих рамочных представлений о цифровой экономике и соответствующих стратегических показателей на евразийском уровне. Сроки решения такой задачи весьма жесткие.
Второе. Необходимо выполнять проекты комплексно, стремясь понять, в каких сегментах у России наблюдается технологическое лидерство (в программных продуктах наша страна традиционно сильна, а вот “material base” не является нашей сильной стороной), а также определять, спрос на каких рынках государству необходимо стимулировать.
И третье, это бизнес-модели. В парадигме промышленного Интернета появляются новые типы бизнеса, новые схемы монетизации, меняется бизнес-ландшафт в целом.
Виктор Наумов, управляющий партнер юридической фирмы Dentons в Санкт-Петербурге, остановился на правовых аспектах «Интернета вещей». Поскольку в России на данный момент отсутствует системное законодательство в области «Интернета вещей», юристы Dentons в сотрудничестве с НП «РУССОФТ» разработали открытую концепцию регулирования «Интернета вещей», призывающую к дискуссии по обозначенным проблемам всех специалистов, в область профессиональных интересов которых входят правовые аспекты IoT, с тем, чтобы совместными усилиями выявить основные правовые проблемы в сфере «Интернета вещей», требующие регулирования.
В своем выступлении Виктор Наумов подробно рассказал об основных тезисах концепции. Он подчеркнул, что по объективным причинам право не всегда успевает за динамичными изменениями в области технологий. Так, например, интернет-законодательство развивается вследствие ряда проблем, которые постоянно проявляются на различных уровнях сетевой архитектуры и в различных правоотношениях (например, проблемы идентификации пользователей, определения юрисдикции, ответственности информационных посредников). Указанные проблемы выходят на новый уровень в условиях «Интернета вещей». В частности, актуализируются проблематика автоматизированных действий, распределенных сетей, оборота нематериальных объектов. Таким образом, развитие «Интернета вещей», безусловно, повлечет принятие специальных нацеленных на его регулирование норм. Однако открытым является вопрос о том, насколько детально отношения в сфере «Интернета вещей» должны регулироваться правом. Концепция Dentons предполагает, что правовое регулирование «Интернета вещей» должно не только устанавливать обязательные требования к технологиям в данной области, но и создавать необходимые предпосылки для саморегулирования и продвижения «лучших практик». Документ открыт для критики любых иных заинтересованных лиц; предложения, замечания и идеи можно направлять по адресу IoT.Russia@dentons.com
Интересные темы поднимались в ходе IoT-саммита и в рамках обсуждений. Так, прозвучало мнение, что 40% рабочих мест в будущем «растворится» из-за автоматизации многих функций. Тем не менее, не все согласились с этой позицией: часть делегатов высказала мысль, что рабочие места, если уйдут в одном месте, то придут в месте другом. А глава Ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров отметил, что в настоящее время в России нужны сотни тысячи инженеров.
В рамка этого мероприятия состоялось церемония подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между НП «РУССОФТ», НПО «Союз машиностроителей» и «Центром импортозамещения».
Опубликовано 08.06.2016