Месяц до СМЭВ
Меньше месяца осталось до вступления в силу всех положений Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для федеральных органов исполнительной власти.
Напомним, уже с 1 октября федеральные органы исполнительной власти не будут иметь права требовать у граждан, обращающихся к ним для получения госуслуг, дополнительных справок и документов из других ведомств. Для региональных и муниципальных органов этот срок наступит позже – 1 июля 2012 года.
На состоявшейся в Москве конференции «Актуальные вопросы перехода на межведомственное электронное взаимодействие» директор департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Алексей Попов сообщил, что программа по составлению «технологических карт межведомственного взаимодействия», развернутая с целью упростить процесс подготовки органов власти к работе в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), успешно развивается. В технологической карте формализуется бизнес-процесс оказания услуги, указывается, какая информация нужна для этого и кто выступает ее поставщиком. Далее карта должна быть одобрена правительственной комиссией, в обязанности которой входит координация работ по подключению к СМЭВ.
По словам Алексея Попова, большинство из 320 федеральных органов исполнительной власти уже представили и согласовали технологические карты; во всех федеральных структурах назначены сотрудники, несущие персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку к межведомственному электронному взаимодействию (как правило, это чиновники высокого ранга, уровнем не ниже заместителя руководителя ведомства). Правительством проводится еженедельный мониторинг готовности органов власти к переходу на межведомственное взаимодействие. Он публикуется на сайте ИА «Интерфакс» (www.interfax.ru/spravkinet). Согласно последним опубликованным данным, из 59 ведомств лишь 12 пока не согласовало ни одной услуги, а 34 уже согласовали все 100% оказываемых ими госуслуг. Теперь любой желающий может увидеть, какие ведомства не спешат перевести свои услуги в электронный вид, и кто конкретно несет за это ответственность.
Алексей Попов пообещал, что процесс ведомственной информатизации будет еще более открытым. В частности, помимо информации о тендерах, их условиях и победителях, что само по себе вызывает огромный интерес у общественности (и уже повлекло за собой несколько скандалов), намечается публиковать результаты конкретных проектов, позволяющие уяснить, что же в конечном итоге получил заказчик.
В целях оптимизации расходов на информатизацию госструктур будет создан Общероссийский фонд программ и алгоритмов. Планируется, что все IT-разработки, выполненные по заказу государственных структур и на государственные средства, будут в обязательном порядке поступать в этот фонд. В дальнейшем любое министерство или ведомство, перед которым встанет аналогичная задача, сможет воспользоваться ими, а не тратить бюджет на повторные заказы. Если же руководство ведомства решит отказаться от уже имеющихся в фонде решений, оно обязано будет подробно обосновать этот шаг, иначе получит отказ на выделение финансирования.
Но технологии – это лишь одна сторона электронного правительства – не менее важен вопрос административной поддержки электронных госуслуг. Сегодня в России принято уже 480 административных регламентов госуслуг федерального уровня. Об этом рассказал директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Савва Шипов. Он отметил, что процесс идет на всех уровнях, в частности, на региональном административные регламенты готовы более чем для 9 тыс. госуслуг, а на местном – для 13 тыс., причем в них фиксируются все изменения, касающиеся межведомственного взаимодействия. «Эти документы легализуют и формализуют договоренности, содержащиеся в технологических картах межведомственного взаимодействия», – пояснил он. По словам чиновника, административные регламенты играют важную роль и в процессе оптимизации госуслуг, поскольку позволяют отказаться от дублирующих друг друга процедур.
Еще одна задача по переводу госуслуг в электронный вид – составление сводного реестра. На сегодня уже все федеральные госуслуги внесены в сводный реестр. «Это база, которая, с одной стороны, позволяет нам видеть, какие органы власти и за что несут ответственность, а с другой – реестр представляет собой основу для заполнения портала госуслуг», – пояснил Савва Шипов.
В целях укрепления межведомственного взаимодействия внесен ряд изменений в 210-й ФЗ, упрощающих данный процесс (в частности, в отношении автоматического согласия заявителя на обработку его персональных данных). Утвержден также перечень документов личного хранения, которые заявитель должен предоставить самостоятельно (паспорт, свидетельство о рождении, диплом и ряд других), и установлен общий срок взаимодействия: не более пяти дней.
Источник: IT News №15 (сентябрь 2011 года)
Опубликовано 06.09.2011