Новые веяния бизнес-аналитики

Логотип компании
19.12.2011
Новые веяния бизнес-аналитики
Финансы, бухгалтерия и хозяйственная деятельность – традиционные направления для использования инструментов бизнес-аналитики. Вместе с тем экономические трансформации сегодняшнего дня приводят к появлению новых тенденций.

Финансы, бухгалтерия и хозяйственная деятельность – традиционные направления для использования инструментов бизнес-аналитики. Вместе с тем экономические трансформации сегодняшнего дня приводят к появлению новых тенденций.

Тимур Фарукшин, директор по консалтингу IDC Russia, отмечает, что все чаще BI-решения внедряются в сферах маркетинга, работы с персоналом, управления запасами, товарами и рисками, а также в секторе отношений с клиентами. Многие участники рынка согласны с данной точкой зрения. Так, Павел Алехин, представлявший IBM на проходившей 15 ноября в Москве конференции IDC Business Intelligence Roadshow, говорит о смещении фокуса внимания на риск-менеджмент и его интеграцию с BI-системами: клиенты хотят получать более гибкие и специализированные IT-платформы. По его словам, IBM «собирает большую коллекцию BI-систем», чтобы иметь возможность предложить заказчикам наиболее подходящую комбинацию из нескольких продуктов.

Павел Алехин указывает на выход операционного риск-менеджмента за пределы банковской сферы: наряду с внутренним контролем он начинает активно применяться в нефтяной отрасли, а также финансовом секторе. В качестве примера приводятся «Лукойл» и Федеральное казначейство РФ. Крупным структурам необходим жесткий внутренний контроль, однако идентифицировать подразделения, куда следует направить ревизоров, бывает непросто. Понятно, что связка бизнес-аналитики и риск-менеджмента интересна в первую очередь состоявшемуся крупномасштабному бизнесу.

Другое направление, актуальное для предприятий металлургического сектора и нефтегазовой отрасли, – построение систем оптимизации заказов с учетом их прибыльности и себестоимости продукции. Такие системы должны включать в себя единый источник данных, а также генерировать регламентированную отчетность. Актуальность задачи обусловлена тем, что во многих компаниях внедрен целый зоопарк программных продуктов различных вендоров. Кроме того, на фоне нестабильных цен на сырье вопросы экономической эффективности и целесообразности выходят на первый план.

Другой мэтр бизнес-аналитики, SAP, делает ставку на разработку решений для построения больших массивов данных и обработку их в режиме реального времени. Массовое распространение такие решения получат через два-три года. Однако здесь есть загвоздка, связанная с консервативностью заказчиков. До сих пор многие клиенты используют лишь простую, стандартную отчетность, пренебрегая анализом данных, моделированием и т. п. По словам Алексея Сафронова, менеджера по решениям BI SAP CIS, компания также активно занимается разработкой BI-решений для мобильных устройств (планшетов и смартфонов).

Перспективным направлением для BI становятся интеграция и анализ контента социальных сетей. Впрочем, тут российский рынок отстает от западного. Причина кроется в малой активности региональных интернет-пользователей, а также в том, что далеко не все заказчики серьезно воспринимают потенциал социальных сетей.

Объем российского рынка BI-систем за 2010 год эксперты IDC оценивают на уровне $200 млн, если говорить о традиционных средствах, и около $400 млн – в расширенном понимании (с учетом решений по управлению персоналом, рисками и т. п.). По итогам 2011 года IDC прогнозирует рост в этой сфере до 15%. В мировом масштабе оборот рынка аналитических решений составляет $9 млрд и $26 млрд соответственно в традиционном и обобщенном контексте.