Кнуты и пряники для программиста

Логотип компании
Кнуты и пряники для программиста
Как заставить разработчика или дизайнера попотеть? Опытом поделились менеджеры компаний, специализированных на мобильной разработке. По их словам, такого рода бизнес для программиста – сплошной пряничный домик.

Как заставить разработчика или дизайнера попотеть? Опытом поделились менеджеры компаний, специализированных на мобильной разработке. По их словам, такого рода бизнес для программиста – сплошной пряничный домик.

Руководитель небольшой студии MobileSoftDesign Иван Туркин уверен: если ты набрал «не тех» людей, то можешь почем зря не напрягаться, дабы заставить их пахать. Самое главное – внимательно смотреть в глаза каждому новичку: горят они или нет? Только в этом, по мнению Туркина, залог выживания всех маленьких фирм мобильной разработки. Со своей «горящей» командой, к слову, MobileSoftDesign намерена обратиться за поддержкой к компании Samsung, предлагая той поучаствовать в создании искусственного мобильного интеллекта.

Один из довольно крупных российских игроков рынка мобильной разработки, RedMadRobot, как ни странно, придерживается похожего подхода. Как рассказал генеральный директор Алексей Макин, отбирают здесь только тех, у кого «мотивация заложена внутри» (как ее замечают «снаружи», не совсем понятно, но, очевидно, навыки у кадровиков имеются). Поскольку в «мобильном» бизнесе каждым проектом занимаются примерно десять человек, основной задачей руководителя становится комплектация таких команд. «Собираем их как букетик, внимательно соблюдая индивидуальную совместимость», – поясняет Макин. Цель – чтобы каждый «цветок» зажигал, а не тушил остальные. Мотивируют набранную команду эмоциональным пряником, а именно разговорами о том, что в RedMadRobot делают «лучшие продукты в мире». Считается, что мотивация кнутом сегодня не работает. А если и пряник не срабатывает, такого сотрудника увольняют.

С пряничным подходом «Красных Роботов» согласен и Максим Колецкий из «Максимум софта». По его словам, начальство нередко забывает, насколько важно для молодого программиста или дизайнера одобрение сверху. Удивительно, но вовремя сказанное «вот это по-настоящему классный дизайн» или «спрототипировано супер» подстегивает намного сильнее иных карательных методов.

Однако для достижения эффективной работы большого коллектива важны, безусловно, и технические инструменты, оптимизация бизнес-процессов. В RedMadRobot процессы на этом поле разбивают на а) стандартизацию, б) технологизацию и в) автоматизацию. «Создание продукта начинается с выработки стандартов в виде артефактов, показывающих, что было на входе и что получилось на выходе. Затем мы выстраиваем чек-листы – это делается и ради качества, и ради быстрой трансляции наработанного опыта в новые проекты», – поясняет Алексей Макин.

Стандарты российские мобильные разработчики разрабатывают для себя сами. И не потому, что иностранные не нравятся, а потому что их нет. «Те, что предлагают Google и Apple, для работы не годятся. Есть отдельные стандарты безопасного программирования AVASP, конечно, мы их берем. Но стандарты для проектирования интерфейсов и продуктов в целом слишком общие», – рассказывает Алексей Макин. Кстати, российские стандарты постепенно становятся международными. По ним сегодня учат в «Британке» (Британской школе дизайна), где специалисты RedMadRobot читают курсы по дизайну мобильной разработки. Другие программы, а также «кросс-курсы», когда дизайнеры обучают разработчиков и наоборот, пока секретны и используются для повышения квалификации внутри самой компании.

«Технология управления проектами SCRUM рулит», – уверены в Glo Mobile. У них только в московском офисе трудится порядка 150 разработчиков игр. И они-то понимают, что SCRUM – достаточно общая методология, не заточенная под мобильные проекты. Но лучше, по их мнению, все равно ничего не придумано.

Менеджеры российской «Вессем груп» (разрабатывает приложения для музыкантов) считают, что сложность оценки эффективности программиста и дизайнера заключается в том, что рассматривается в итоге конечный продукт, а ведь он несет в себе результаты коллективного труда. Разделять готовое решение на «качественный дизайн» и «некачественную разработку» не совсем верно, поэтому оцениваются усилия именно команды, создавшей мобильное приложение.

От лица заказчика, покупающего услуги сторонних мобильных программистов и дизайнеров, высказался Дмитрий Жакота, владелец небольшой компании Grabb App, создающей медицинские справочные приложения. По его словам, мотивировать персонал можно, хотя и непросто. Работать «за интерес», то есть за процент от реализации будущего продукта, соглашаются немногие. Но можно попытаться заинтересовать программиста или дизайнера хорошим портфолио, которое он получит как участник проекта.

Контролировать работу наемников, включая фрилансеров, помогают штатные средства, предлагаемые сайтами по найму персонала. Самым «жестким» сегодня считается AllDesk – приложение, устанавливаемое на компьютер удаленно работающего сотрудника: оно делает скриншоты экрана и показывает работодателю, чем фрилансер занимался в оговоренное контрактом время.

По мнению Жакоты, несмотря на все средства контроля, ситуация на рынке мобильной разработки не радует: регулярно «кидают» своих заказчиков как отдельные фрилансеры, так и студии-субподрядчики. Последние могут, к примеру, сдвинуть сроки выполнения твоего заказа, если получают другой, более выгодный. За такого рода «косяки» подрядчики расплачиваются в соответствии с условиями договора: либо деньгами, либо дополнительными услугами, внеплановыми доработками. «Косяки» же фрилансеров возмещает соответствующая страховка, которую после разбирательства выплачивает онлайн-биржа по найму персонала.

Опубликовано 20.05.2014

Похожие статьи