РынокТренды

Enter: не так, как положено…

Ольга Блинкова | 07.12.2012

Сергей Румянцев
Сергей Румянцев

«Так все делают». «Таковы стандарты на рынке». И прочее, прочее, прочее. Знакомо? Ни шага в сторону, плоское мышление, зашоренный взгляд, прямые извилины…

«Так все делают». «Таковы стандарты на рынке». И прочее, прочее, прочее. Знакомо? Ни шага в сторону, плоское мышление, зашоренный взгляд, прямые извилины…

Но иногда появляется кто-то, кто делает все «не так», «наоборот», перешагивая через красные флажки. Как, например, компания Enter, российский мультиканальный ритейлер. Мало того что здесь используют большое количество каналов продаж: офлайновые точки с терминалами, интернет-сайт, call-центр, каталоги, мобильные приложения и социальные сети… Так еще и самый долгий разговор с клиентом в контакт-центре этой компании длился около трех часов, вместо нескольких стандартных минут. Также эта компания собирает информацию о рынке интернет-ритейла в России и безвозмездно ею делится.

«Мы вышли на рынок интернет-торговли и увидели, что он дик и непрозрачен, поэтому выступили с инициативой создания АКИТ (“Ассоциация компаний интернет-торговли”) и учредили “Центр стратегических исследований Enter”, – говорит глава компании Сергей Румянцев. – Когда мы начали свою деятельность, то поняли, что лишь небольшая часть рынка – сегменты “Электроника”, “Бытовая техника” и некоторые другие – прозрачна, проанализирована и оцифрована». Огромная часть рынка непродовольственных товаров оставалась неисследованной, непонятной для игроков и специалистов. Почти никто не анализировал объемы «серого» рынка, не оценивал его возможности и тренды. Дефицит информации порождал недоверие к рынку, а это – отсутствие инвестиций, замедленное внедрение технологий и отсутствие качественного сервиса. ЦСИ стал первым шагом по созданию нормальной, прозрачной среды с равными возможности для всех игроков. «У нас ушло несколько месяцев на сбор данных из открытых источников, отчетов компаний и агентств, мы также самостоятельно провели часть исследований по регионам России, изучили сайты, условия, цены и способы доставки многих ключевых онлайн- и офлайн-игроков. Сегодня мы ежеквартально докладываем на сайте о тенденциях развития онлайн-коммерции в нашей стране. Эта информация совершенно бесплатна», – говорит Сергей Румянцев. Отметим, что к настоящему моменту центр стратегических исследований Enter подготовил четыре отчета.

img

В ходе встречи с коллегами и журналистами Тимур Габдрахимов, руководитель Центра стратегических исследований Enter, поделился некоторыми интересными цифрами. Так, по данным Всемирного банка и оценкам ЦСИ Enter, по темпам роста в мире онлайн-торговля превосходит торговлю традиционную, в частности в 2010 году ее объем вырос на 26%, а в 2011-м – на 17%. В текущем году, согласно прогнозу, эта цифра составит 16%, а в 2013-м – 20%. Объем же традиционной, офлайновой торговли растет примерно вдвое медленнее.

В России скорость роста рынка онлайн-ритейла выше, чем в целом в мире. Так, в 2009 году прирост оборота на нашем рынке составил 35%, в 2010-м – 25%, а в прошлом году увеличился на 30%. Что касается других членов БРИК, то в Бразилии объем интернет-торговли в 2011 году вырос на 26%, в Индии – на 47%, в Китае – на 46%.

В абсолютных цифрах объем e-commerce в России за первое полугодие 2012 года по предварительным оценкам составил около 167 млрд рублей. Прогноз к 2015 году – более 710 млрд рублей в год. Растет его доля и в обороте розничной торговли: если в первом полугодии 2010 года она составляла 1,3%, то к первому полугодию 2012 года выросла до 1,7%, а к 2015 году, как ожидается, достигнет 2,7% (в США в 2011 году – 4,6%, в ЕС – 7,7%).

На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 40% покупателей и 60% оборота онлайн-торговли. Ключевыми сегментами «non-food»-ритейла в 2011 году в России стали электроника и бытовая техника (порядка 10% такой продукции в нашей стране продается онлайн), а также товары для детей (4%). Часто покупают в сети и товары для дома (0,5%).

Онлайн-торговля развивается не в вакууме – на процесс ее развития влияют пять внешних сил: госрегулирование, технологии, инфраструктура, экономика и социокультурные факторы. В частности, важным драйвером развития онлайн-ритейла является уровень проникновения Интернета в стране в целом (на лето 2012 г. он вырос и составляет уже для России 51%, в Москве – 71%). При этом ожидается, что к 2015 году эта цифра достигнет 78%, что благоприятно повлияет и на интернет-торговлю. Влияют на онлайн-ритейл и рост времени, которое пользователи проводят в Сети. Помимо этого, драйвером является развитие платежной инфраструктуры – разумеется, покупателю удобно, когда он может оплатить товар любыми доступными ему средствами, начиная от наличных денег, электронных денег и SMS до оплаты банковской картой курьеру.

Стимулирует онлайн-торговлю и рост аудитории социальных сетей – молодежь, которая выросла с Интернетом, привыкла делать покупки онлайн. Однако есть на этом пути и барьеры, в частности дефицит складских площадей и значительные сроки доставки товаров даже до крупных городов. Кроме того, многие потенциальные покупатели сомневаются в надежности продавцов и беспокоятся о сохранности личных данных. Еще одним барьером является сложность возвратно-обменных операций при безналичной оплате.

img
Василий Мостицкий

Василий Мостицкий, директор департамента маркетинга компании Enter, отметил, что «люди любят магазины, но не так, как раньше». «Трендом является наличие магазина в любом месте и в любое время», - отметил он, напомнив о корейском гастрономе в метро, где на стены нанесли картинки товаров с QR-кодами, а пакет с покупками ждет покупателя дома или в офисе.

«Мобильный телефон – ключевая платформа для вовлечения покупателей, и она будет становиться все важнее», – отметил г-н Мостицкий. Указывая типичные проблемы интернет-магазинов, он упомянул, в частности, случаи, когда человек, заказав товар в интернет-магазине, вынужден сидеть на месте, как привязанный, в ожидании, пока покупку привезут. А когда это случится, неизвестно.

По словам Василия Мостицкого, потенциальных покупателей отталкивают от покупок в Сети и опасения, что товар доставят в ненадлежащем состоянии. Нужно не подстраиваться под текущие привычки покупателя, а способствовать выработке у него новых привычек, считает он. «Не просто строить магазины, наполнять их товарами и спокойно ждать, пока кто-то придет», – сказал г-н Мостицкий.

Глава Enter Сергей Румянцев сообщил, что в настоящее время у компании более 400 поставщиков, сам бренд присутствует на начало декабря 2012 года в 35 городах России, а объем продаж с начала запуска проекта достиг 2,3 млрд рублей. Средний рост – 25% в месяц. Для обмена информацией между участниками электронного ритейла была создана «Ассоциация компаний интернет-торговли». Ее президентом стал Сергей Румянцев.

Интернет-торговля Ретейл и торговля IT-канал

Журнал: Журнал IT-News [№ 21/2012 (18.12)], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Митап про DataScience
ОНЛАЙН
29.07.2021
15:00
ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00