Тренды российского BI-рынка ‘2023

Логотип компании
Тренды российского BI-рынка ‘2023
Рынок решений в области бизнес-аналитики – один из наиболее активно развивающихся в России. Объясняется это просто – информация для принятия бизнес-решений нужна всем. И чем более глубокая аналитика доступна сотрудникам компании на всех уровнях, тем более конкурентоспособна и успешна будет ее деятельность. И в сложных условиях ценность грамотной аналитики только увеличивается.

По мнению экспертов компании Navicon, в 2022 году российский рынок бизнес-аналитики вырос лишь на 1012%, а по итогам 2023 года рост составит уже 3040%, которые разделят между собой новые лидеры. Пик внедрений импортонезависимых BI-решений ожидается в 2024 году.

Небольшой прирост в прошлом году объясняется тем, что многие потенциальные заказчики занимали наблюдательную позицию и не спешили предпринимать импульсивные и необдуманные действия, которые могли бы привести к финансовым потерям. Однако в конце 2022 начале 2023 года ситуация начала меняться: компании поняли, что тренды, в результате которых ландшафт рынка преобразуется на глазах, – явление, скорее всего, долгосрочное, а значит, пора действовать. К тому же у тех, кого не отключили от западных ИТ-благ сразу, как раз начали заканчиваться лицензии на продукты известных брендов (Microsoft, Tableau, QlikTech и т. п.), а продлевать их более не представляется возможным.

Рынок за этот год также существенно изменился: старые игроки стали интенсивно дорабатывать свои решения, чтобы соответствовать запросам потенциальных клиентов, готовящихся к миграции на отечественное ПО, а новые старались сразу выходить на рынок с полнофункциональными продуктами, схожими по своим возможностям с иностранными. Помимо прочего, в первой половине 2023 года появились подробности о первых крупных успешных внедрениях отечественных BI-систем, следовательно небольшим и средним компаниям стало проще определиться с выбором решения для миграции, ведь они не могут позволить себе платить дважды в случае неудачи.


Динамика 2022-2023 гг.


Алексей НИКИТИН (Visiology):
Алексей НИКИТИН (Visiology):
«До 2022 года доминирующие позиции занимали зарубежные вендоры. Поэтому в 2022 году общий спад на рынке, связанный с сокращением продаж лицензий зарубежных платформ, сочетался с ростом продаж для российских вендоров. Только на базе Visiology было запущено более 100 новых проектов».

Генеральный директор Visiology Алексей НИКИТИН уточняет, что к началу 2023 года значительная часть заказчиков уже нашла для себя ответ на вопрос, как развивать BI дальше, и динамика этого рынка восстановилась. Таким образом, рост по итогам 2023 года будет значительный порядка 50%. Г-н Никитин уверен, что высокого спроса на BI, который формируется как сумма новых внедрений и запросов на миграцию с других BI-систем, стоит ожидать в достаточно долгосрочной перспективе как минимум на протяжении двух-трех лет.

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):
Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):
«В прошлом году начался взрывной рост количества отечественных решений в области BI. Появляется как масса новых продуктов, так, и это наиболее важно, наконец активно начали развиваться уже существовавшие инструменты».

Дмитрий МЕРКЕР (Goodt, ГК «ЛАНИТ»):
Дмитрий МЕРКЕР (Goodt, ГК «ЛАНИТ»):
«Динамика BI-рынка однозначно положительная».

Руководитель отдела развития BI-платформы Insight компании Goodt (ГК «ЛАНИТ») Дмитрий МЕРКЕР говорит, что динамика российского BI-рынка напрямую связана с вызовами, стоящими перед бизнесом. За последние пару лет главным стала потребность в аналитических инструментах, которые позволили бы руководству увидеть в подробностях, что происходит на этажах ниже уровня топ-менеджмента, получить полную актуальную картину, благодаря которой можно находить очаги неэффективности и зоны роста. BI как раз обеспечивает бизнес такими инструментами, подчеркивает г-н Меркер.

Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI, «БиАй Про»):
Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI, «БиАй Про»):
«В 2022 году изменился состав рынка – уход иностранных вендоров подтолкнул российских коллег на разработку собственных решений и стимулировал спрос. Рынок в итоге вырос на 10-12%. Эта тенденция сохранится и в 2023 году, и в последующих».

Евгения ЧЕПКОВА («Айтеко»):
Евгения ЧЕПКОВА («Айтеко»):
«В текущем году мы видим интерес к внедрениям, пока в основном пилотным, небольших BI-решений от российских производителей. Массовые, большие проекты ожидают своей очереди. Возможно, они будут запущены в самое ближайшее время».
 

Заместитель директора департамента системных программных решений компании «Айтеко» Евгения ЧЕПКОВА отмечает, что после ухода с российского рынка международных грандов MS Power BI, Qlik, Tableau пользователи стали присматриваться к другим решениям. Часть компаний организовала поддержку уже имеющихся BI-решений своими силами или с помощью привлеченных ресурсов, остальные рассматривают продукты других доступных вендоров. По мнению г-жи Чепковой, позицию российских потребителей BI в прошлом году можно охарактеризовать как выжидающую и наблюдательную.

Максим РАСТЕРЯЕВ («КОРУС Консалтинг»)
Максим РАСТЕРЯЕВ («КОРУС Консалтинг»)
«Российский рынок BI-систем растет на протяжении последних трех-четырех лет, но в начале прошлого года динамика увеличилась. Однако мы скорее видим появление новых российских решений, чем реализованных проектов».

Александр СТУРОВ («Форсайт»):
Александр СТУРОВ («Форсайт»):
«Мы вступили в период активного импортозамещения – компании понимают, что сегодня откладывать замену западных BI-систем уже нельзя».

Руководитель департамента по работе с партнерами компании «Форсайт» Александр СТУРОВ поясняет, что крупный бизнес уже разработал стратегии по переходу на российские системы бизнес-анализа и планомерно занимается их реализацией. Процесс небыстрый, поэтому динамика российского BI-рынка в 2022 году была невысокой. Но 2023 год, по оценке «Форсайт», будет более продуктивным: компании уже потренировались на пилотных проектах, оставляя более крупные на потом. И как раз на текущий период приходятся наиболее масштабные внедрения, поэтому по итогам года можно ожидать более существенного прироста. Г-н Стуров подтверждает, что в сегменте крупного бизнеса темпы перехода с западных BI-систем высокие – компании торопятся перейти на российское ПО.

Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика»):
Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика»):
«Мы настроены оптимистично, ожидая роста минимум на 30%».

Директор по маркетингу компании «Полиматика» Наталья ЯШЕНКОВА подтверждает, что импортозамещение продолжает оставаться основным драйвером, но далеко не единственным. Например, по результатам первого полугодия отмечается большой интерес к направлению машинного обучения, уточняет она.

   

Темпы перехода

 

То, что процесс активного перехода с иностранных BI-систем на российские решения запущен в полный рост, а доля отечественного ПО в сегменте бизнес-аналитики постоянно растет, – неоспоримый факт. Однако не менее интересен ответ на вопрос каковы темпы этой миграции? Большинство экспертов и аналитиков рынка уверены, что пик роста впереди, а пока рынок прирастает довольно неспешно. Кроме того, чрезмерное желание отечественных игроков (как новых, так и старых) занять место западных брендов, приводит к излишним сложностям выбора для их потенциальных клиентов, так как предложений на рынке стало слишком много.

Алексей НИКИТИН (Visiology):
Алексей НИКИТИН (Visiology):
«При выборе российской BI-платформы необходимо учитывать не только заявленный функционал, но также наличие отраслевой экспертизы, подготовленных кадров и развитой партнерской сети».

Алексей НИКИТИН (Visiology) подчеркивает, что легального и безопасного способа использования западных систем больше не существует. В свою очередь, китайские продукты только начинают набирать пользовательскую базу в России и у заказчиков остаются опасения, что даже планирующие сегодня работать с РФ вендоры могут завтра передумать в пользу выхода на другие рынки. Остается только открытое ПО, доля которого традиционно невысока из-за высоких требований к компетенции ИТ-специалистов, наличию собственной группы поддержки, а также к уровню знаний самих аналитиков. Поэтому российские решения на сегодняшний день, безусловно, доминируют на рынке. И именно это привело к появлению более чем двадцати игроков в сфере BI, хотя по законам рынка в итоге должно остаться три-пять. Как считает г-н Никитин, такое положение дел создает серьезные проблемы для заказчиков, пытающихся найти замену оставшимся без поддержки и лицензий импортным BI-платформам.

Как уточняет директор департамента управления данными и бизнес-аналитики компании OCS Distribution Андрей СМЕРЕЧУК, в прошлом году большинство компаний, ранее внедривших BI-инструментарий, начали активно переходить с иностранного ПО на отечественное либо готовиться к этому.

Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI):
Кирилл КУЗНЕЦОВ (Modus BI):
«Переход проходит очень плавно. Иностранные решения еще как-то работают, хотя многие вендоры уже не продляют лицензии для пользователей из России или не оказывают техподдержку».

По мнению Кирилла КУЗНЕЦОВА (Modus BI), бизнес только начинает осознавать риски того, что завтра они могут остаться без BI. Некоторая часть компаний еще ждет, что всё будет по-старому, но их количество быстро сокращается, цикл сделки становится короче. Соответственно, вслед за возросшим спросом растет и предложение – таковы законы рынка. «Все больше и больше вендоров объявляют о старте разработки собственной BI-системы или нового продукта, с ней связанного. Мы, например, недавно провели масштабное обновление нашей системы», рассказывает г-н Кузнецов.

Дмитрий МЕРКЕР (ГК «ЛАНИТ»):
Дмитрий МЕРКЕР (ГК «ЛАНИТ»):
«Мои прогнозы оправдались: темпы роста не такие высокие, как многие из нас ожидали, но это и понятно – идет поиск оптимальных решений и определяется ландшафт новых технологий, которые предлагают российские системы».

Как считает Дмитрий МЕРКЕР (ГК «ЛАНИТ»), российский BI-сегмент впервые столкнулся с таким объемом внимания и это вызов: проходит много пилотных запусков – смотрины в самом разгаре. Параллельно идет взращивание компетенций, вендоры создают корпоративные университеты, чтобы тиражировать экспертизу. Причем для бизнеса важны и технологии, и дорожная карта все хотят понимать, в каком направлении движется команда, как будут развиваться продукт и его функционал. Г-н Меркер уверен, что это позволяет бизнесу и вендорам снижать неопределенность и создавать устойчивые партнерские отношения. Потому что все привыкли заключать с поставщиками BI-решений долгие контракты, чтобы появился такой градус доверия, нужно хорошо знать, куда каждый из вас идет.

По мнению г-н Меркера, переход на российское ПО будет плавным и главный виток случится на следующем этапе, когда определятся лидеры, которые зададут вектор развития российского BI-рынка на ближайшие несколько лет и в плане технологий, и в плане функционального фокуса.

Максим РАСТЕРЯЕВ (ГК «КОРУС Консалтинг»):
Максим РАСТЕРЯЕВ (ГК «КОРУС Консалтинг»):
«Переход на отечественные системы бизнес-аналитики тормозится по причине того, что российские решения обладают не всей необходимой для российского бизнеса функциональностью».

Максим РАСТЕРЯЕВ (ГК «КОРУС Консалтинг») уточняет, что некоторые компании вместо импортозамещения пока продолжают выбирать поддержку привычных западных решений. Несмотря на это, все чаще появляются кейсы, когда компании тестируют российские BI, поэтому в перспективе именно они займут значительную часть рынка.

Читайте также
Командный дух — величина важная, но непостоянная. Как при помощи корпоративов поддерживать результаты в команде, какие сценарии заходят лучше и как усилить HR-бренд с помощью мероприятий, порталу IT-World рассказал Андрей Никонов, CEO компании Riverstart.

Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика»):
Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика»):
«Госсектор уже давно ориентирован на российских разработчиков, корпорации и крупные банки также в процессе выбора/заключения договоров».

Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика») также подчеркивает неравномерность процессов импортозамещения в разных отраслях. В частности, небольшие банки и компании, в которых западные аналитические системы сохранили работоспособность, не спешат мигрировать. Тем не менее доля отечественного ПО продолжит расти, особенно сильно в ближайшие два-три года.

   

О конкурентах

 

Открыто обсуждать позиции конкурентов всегда сложно, и не все к этому готовы. Тем не менее мы все же попросили наших собеседников рассказать, какие отечественные решения представляются им перспективными, помимо их собственных продуктов. Большинство предсказуемо обошлось общими описаниями, что тоже интересно, однако некоторые назвали вполне конкретные имена.

Так, Алексей НИКИТИН (Visiology) говорит, что сотрудники его компании прошли весь путь развития BI-платформы с нуля и на своей практике убедились, что действительно качественное решение невозможно сделать за один-два года. Таким образом, наиболее перспективными выглядят решения тех вендоров, которые уже могут показать референсные кейсы и умеют адаптироваться к требованиям заказчиков. При этом лучше всего обращать внимание на решения, которые действительно стремятся удовлетворить запросы широкого круга заказчиков, а не только одного-двух якорных клиентов, напутствует он.

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution) считает, что при выборе вендора все зависит от предыдущего опыта и сценариев использования BI в конкретной компании. Например, для бывших пользователей Power BI наиболее привлекательным на данный момент является продукт Visiology, так как даже в своей концепции он подразумевает максимальное копирование функционала Power BI. По этой же аналогии тем, кто раньше работал с Tableau, будет комфортно переходить на FineBI, добавляет г-н Смеречук.

В свою очередь, по мнению Кирилла КУЗНЕЦОВА (Modus BI), наиболее успешными будут те компании, которые смогут предложить специализированные продукты для решения сложных локальных задач. Как правило, это комплекс – и непосредственно аналитическая система, и методологическая часть в выбранной нише. В качестве примера г-н Кузнецов предлагает обратить внимание на решения Roistat, которые обеспечивают аналитику интернет-трафика, такие компании будут бенефициарами в горизонте пяти-семи лет.

Дмитрий МЕРКЕР (ГК «ЛАНИТ») уточняет, что на рынке предсказуемо появилось много решений-клонов: они пытаются заменить решения крупных международных вендоров и сыграть на этой инерции. Однако с изменением ландшафта российского BI-рынка расширился пайплайн и появилось больше разнообразия: то, что раньше было нельзя в силу того же тренда на проприетарность, который ввели международные вендоры, теперь стало можно, считает он. «И это разнообразие влияет на выбор и затягивает этап смотрин, поскольку теперь у бизнеса появилась возможность внимательно изучить рынок и, по сути, переоткрыть для себя BI. В том числе потому, что в текущих реалиях развития data-driven-подхода в BI это не отдельно стоящая система с приоритетным доступом для топ-менеджмента, а система помощи в принятии решений, которая встроена в бизнес-процессы», – рассказывает г-н Меркер.

В подтверждение своих утверждений г-н Меркер приводит такой пример: появились решения, позволяющие вести конвейерную подготовку отчетности. Это когда в систему встроены шаблонизированные отчеты под различные задачи внутри организации или отдельных ее департаментов. Такие шаблоны позволяют создавать и упаковывать внутреннюю экспертизу внутри отдела и тиражировать ее в том числе на другие отделы. Это важный шаг к data-driven управлению. В итоге доступ к аналитике появляется у большого количества сотрудников, а значит, они могут действительно принимать решения на основании данных. «Но главное, что конвейерная отчетность позволяет снизить порог входа сотрудников, которые могли бы такие отчеты готовить, и это существенно ускоряет интеграцию BI-решений в корпоративные практики и общий UI-кит компании», – заключает г-н Меркер.

По мнению Максима РАСТЕРЯЕВА (ГК «КОРУС Консалтинг»), на текущий момент наиболее перспективными на российском рынке можно считать такие решения, как Luxms BI, PIX BI, Insight, при этом каждое оптимально подходит для компаний различных сегментов. Например, Luxms BI прекрасно показывает себя в решениях с большой нагрузкой, а PIX BI, самый «молодой» среди перечисленных BI-продуктов, имеет четкую цель – заместить Qlik Sense и повторить его функциональность. Такой подход при качественном исполнении открывает возможности для пользователей практически бесшовно мигрировать с западного продукта, подчеркивает г-н Растеряев.

Наталья ЯШЕНКОВА («Полиматика») поясняет, что ее компания активно развивает технологическое партнерство и сотрудничает с разработчиками, чьи решения обеспечивают заказчику комплексное закрытие его задач. Продуктовый спектр таких партнерств очень широк: сбор и подготовка данных, базы данных и хранилища, интеллектуальные формы ввода, текстовая аналитика, RPA, офисные пакеты.

(Продолжение следует)

Опубликовано 28.06.2023

Похожие статьи