Телемедицина – к чему готовиться?

Логотип компании
Телемедицина – к чему готовиться?
Оптимизация в ИТ подтолкнула и другие сферы деятельности, в том числе и мировую медицину. По прогнозам BCC Research мировой рынок телемедицины в 2021 году составит $55,1 млрд.

Телемедицина активно используется на Западе, помогая сохранить здоровье людям в отдаленных местах, в которых может отсутствовать врач редкой специализации. Благодаря информационным технологиям телемедицины местные врачи оказывают удаленную консультацию или проводится удаленный прием больного.

Житель крупного города может сходить к врачу, даже проведя в очереди 15-20 минут, он получит нужную консультацию или услугу. А как получить консультацию от высококвалифицированного врача в сельском районе? Что делать, если нужны несколько консультаций?

В России эту проблему призван решать закон о телемедицине, который вступает в силу 1 января 2018 года. Закон является логичным продолжением развития страховой медицины, которая работает в России уже много лет.

Сотрудники лечебно-профилактических учреждений или поликлиник вносят данные о приеме пациентов как факт оказания услуги, а затем передают эти данные в фонды обязательного медицинского страхования для оплаты услуг врачей. Это означает, что данные о приеме пациентов уже существуют в электроном виде, и фактически новый закон продолжает реформы в российской медицине. Исполнение этого закона требует наличия эффективных регламентов и инфраструктур и для работы с конфиденциальными данными о здоровье граждан РФ.

Аналогов подобных систем и регламентов в РФ уже достаточно много. Но адаптировать решение и запустить в эксплуатацию в качестве платформы для телемедицины – это часть процесса. Другая часть – это участие врачей. К сожалению, они пока воспринимают закон негативно, предполагая, что он усложнит им жизнь и сократит уровень доходов.

И основания у них для этого есть. Компьютерные технологии изменили многое в нашей жизни: заказ такси, бронирование отелей и просто покупки через Интернет. Если вспомнить, сколько стоили, например, услуги такси до появления сервисов заказа через Интернет и после. Водители такси были крайне недовольны.

Новые технологии позволили контролировать качество услуг, снизив себестоимость и количество персонала IT-департаментов, а в результате улучшить планирование сроков реализации проектов, стандартизовав многие процессы.

Оптимизация в ИТ подтолкнула другие сферы деятельности, в том числе и мировую медицину. По прогнозам BCC Research, мировой рынок телемедицины в 2021 году составит $55,1 млрд.

Вот несколько данных из отчета Дейва Гутмана, анализирующего статистику США о здравоохранении и телемедицине, подготовленного в начале августа 2017 года:

·       Не экстренных амбулаторных визитов в США за год было проведено 1,25 млрд, включая телемедицинскую помощь (свыше 400 млн), что составляет примерно треть от общего числа визитов.

·       Телемедицина потенциально может обеспечить ежегодную экономию затрат на здравоохранение в США на $6 млрд.

·       Исследование 2016 года, финансируемое NIH (проанализировало ответы от 3000 пациентов, получавших лечение через телемедицинскую клинику CVS Minute Clinic), показало, что от 94 до 99% были «очень довольны» телездравоохранением, в то время как треть респондентов предпочли телемедецину.

·       По данным Американской ассоциации телемедицины, «исследования постоянно показывают, что качество медицинских услуг, предоставляемых посредством телемедицины, не хуже обычного визита к врачу».

США и другие страны активно развивают телемедицину, расширяя спектр услуг. Например, удаленная хирургия, также известная как телехирургия. Первая достоверная и полная телехирургия была проведена 7 сентября 2001 года через Атлантический океан французским хирургом (д-р Жак Мареско) из Нью-Йорка, который удалил желчный пузырь 68-летней пациентке во Франции.

В России пока подобные операции не разрешены. Но в некоторых клиниках есть необходимое для этого оборудование. Состоятельные россияне предпочитают медицинский туризм, а российская медицина в этом случае теряет клиентов и деньги.

Телемедецина может в корне изменить ситуацию. Возможно, в будущем не нужно будет ехать в другие страны, квалифицированный хирург проведет операцию удаленно, а пациент, не покидая Россию, получит такого же качества услугу. Но в этом случае услуги сопровождения больного и послеоперационную помощь окажет российская клиника. Пациенты сэкономят деньги на перелете и проживании.

Кроме телехирургии, есть другие услуги, которые могут оказывать западные клиники совместно с российскими, например телекардиология, телерадиология, теледерматология и др.

Телемедицина открывает новые возможности для российской медицины. И, возможно, врачи смогут увидеть в телемедицине эти возможности и начнут помогать в реализации закона о телемедицине. Заинтересованное участие врачей в процессе реализации закона даст синергию, которая в результате поможет пациентам российских клиник.

Мировой опыт показывает, что телемедицина способна расширять спектр услуг, дополняя и улучшая медицинское обслуживание населения сел, городов и даже стран.

Как правило, в РФ исполнение подобных законов начинается с пилотных регионов. Правильно выполненные пилоты способны изменить мнение общества о телемедецине, а главное, что может измениться российская медицина и мы получим новый эффективный инструмент контроля качества медицинских услуг и предсказуемости конечного результата, что изменит качество жизни людей.

Виктор Солопов,

IT-эксперт

Опубликовано 13.09.2017

Предыдущая
Спам из чайника
Следующая
Что за Х?!
Похожие статьи