Композитные решения – фокус на задачах, а не на системах

Логотип компании
Композитные решения – фокус на задачах, а не на системах
Недавно компании AXELOT и «Первый БИТ» объявили о выходе на рынок компании GRADUM: новый игрок будет специализироваться на комплексных проектах по внедрению «1С:ERP», фокусируясь не только на классическом «монолитном» подходе, но и создании композитных приложений...

Недавно компании AXELOT и «Первый БИТ» объявили о выходе на рынок компании GRADUM: новый игрок будет специализироваться на комплексных проектах по внедрению «1С:ERP», фокусируясь не только на классическом «монолитном» подходе, но и создании композитных приложений. Мы задали несколько вопросов директору по развитию бизнеса GRADUM Максиму Власову и ее генеральному директору Алексею Тимашову.

Какие задачи стоят сегодня перед крупными компаниями, которые хотели бы внедрить у себя ERP-систему?

Композитные решения – фокус на задачах, а не на системах. Рис. 1

Максим Власов

М. В.: У крупных компаний всегда множество различных задач: у кого-то они носят скорее локальный характер, а у кого-то – глобальный. Как правило, заказчику требуется автоматизировать достаточно большую часть бизнеса, притом что у него уже есть сложившиеся бизнес-процессы, внедрено программное обеспечение, сформирован IT-ландшафт. И здесь можно пойти двумя путями. Первый – убрать все это и установить новую единую монолитную ERP-систему (в силу нашей специализации мы в данном случае предлагаем «1С:ERP» – она обладает очень широкой функциональностью и автоматизирует множество бизнес-процессов). Но такой подход не для слабонервных. Ведь, когда ты вносишь столь глобальные изменения, выплывает сразу множество рисков: новая система, новые подходы, сложности восприятия пользователями, проблемы с миграцией данных и т. д. – все это под силу далеко не каждой компании, а самое главное – не всегда есть смысл в таких глобальных изменениях. Поэтому есть и альтернативный сценарий, который построен на концепции композитных приложений. Этот термин многие толкуют по-разному. Мы же под ним подразумеваем единое информационное пространство, состоящее из большого количества элементов или отдельных приложений, связанных между собой в рамках сквозных бизнес-процессов. То есть процесс может начинаться в одном приложении, а затем для последовательной обработки связно переходить в другое, третье и т. д. Иными словами, из существующих у клиента приложений мы создаем замкнутую информационную среду, в которой бизнес-процессы функционируют связанно, а не обрываются там, где заканчивается приложение.

Можно ли пояснить на примере?

М. В.: Конечно. Скажем, заказчику нужно решить задачу улучшения клиентского сервиса. В процессе продажи товара задействованы несколько служб: отдел продаж, финансовый отдел, склад, транспортный отдел. Можно было бы внедрить здесь монолитную систему, автоматизирующую все эти функции и обеспечивающую взаимодействие всех этих отделов таким образом, чтобы менеджер по продажам не продал бы отсутствующий на складе товар или не договорился о доставке не на тот срок, склад бы не отгрузил неоплаченный товар, а транспортный отдел не привез бы товар по неправильному адресу. В монолитной системе все это можно реализовать. Но чаще мы видим у заказчика множество уже внедренных разнородных систем, где такие сквозные бизнес-процессы практически отсутствуют. Точнее они присутствуют, но обеспечиваются «универсальным сквозным интерфейсом» под названием «человек», который вынужден «прыгать» из системы в систему и выполнять кучу ручной работы с соответствующей скоростью и ошибками. Собственно, действуя в концепции композитного приложения мы не предлагаем выкинуть все старое и поставить все новое, мы решаем задачу таким образом, чтобы, например, менеджер по продажам, работая в уже существующей CRM-системе, в реальном времени получал или передавал всю необходимую информацию в другие приложения: складскую систему, транспортную систему, финансовую систему и т.д. То есть мы не внедряем заново все эти системы, но, повторяю, объединяем их в единый бизнес-процесс, предоставляя заказчику единую функциональность. Этот подход гораздо дешевле и проще.

На продукции каких вендоров ваша компания реализует проекты по внедрению композитных приложений?

М. В.: В основе композитного подхода лежит продукт DATAREON ESB, сервисная шина данных предприятия, разработанная нашим технологическим партнером – компанией DATAREON. Она обеспечивает единый событийный интерфейс для всех участников единого композитного приложения: каждая из его составных частей словно включается в розетку, а шина данных отвечает за взаимодействие этих частей в режиме реального времени. Фактически мы переходим от традиционной интеграции приложений, когда раз в час, в полдня или даже в день данные выгружаются из одного приложения в другое, – к событийной модели, когда события и данные моментально отражаются в системах, маршрутизируется, обрабатываются. События и данные циркулируют по шине и внутри бизнес-приложений, формируя тем самым сквозной бизнес-процесс. По сути, все работает так же, как и в монолитном приложении. Можно реализовать не только взаимодействие приложений, но и единый пользовательский интерфейс, в котором будут отображаться все необходимые пользователю элементы.

Какие преимущества дает композитный подход заказчику?

М. В.: Исчезает необходимость в перевнедрении всех функциональных блоков. Плюсы этого очевидны, и я их упоминал выше. Но особо хочу отметить проблемы, связанные с переносом данных. Часто при переходе с одной системы на другую исторические данные не сохраняются из-за несоответствия структур хранимой информации в новой и старой системах. Соответственно построение аналитической отчетности по старым периодам в новой системе бывает труднореализуемым. В случае композитного приложения у нас нет никакого старого и нового приложения и этот вопрос не возникает. Конечно, монолитное приложение проще администрировать, чем композитное. Тем не менее, на наш взгляд, плюсы перекрывают минусы. Мы в компании GRADUM предлагаем оба варианта, в зависимости от готовности заказчика к резким переменам или, напротив, боязни радикальных изменений.

Будет ли со временем композитный подход превалировать на рынке или оба – и монолитный, и композитный будут сосуществовать?

М. В.: Эти подходы во многом сочетаются. Можно внедрить ERP, но не на уровне управляющей компании, а на уровне локального предприятия. Для этого предприятия система будет восприниматься как монолитная, а в масштабах всего холдинга может стать элементом композитного приложения, будучи интегрирована с документооборотом и другими глобальными бизнес-решениями. Было бы неверно использовать какой-то один подход и начисто отвергать другой. Наша цель – потратить меньше денег заказчика и решить его бизнес-задачи наиболее оптимальным способом. А композитный подход во многих случаях как раз и является таковым: его себестоимость для компании сильно ниже, а процесс внедрения намного проще.

Роль IT-директора и IT-службы в компаниях трансформируется: тот и другой превращаются в координаторов услуг и сервисов, их цель не внедрение того или иного решения, а автоматизация бизнес-процессов, сокращение затрат и ускорение вывода новых продуктов. Как в этой связи будет строить свою работу компания GRADUM?

Композитные решения – фокус на задачах, а не на системах. Рис. 2

Алексей Тимашов

А. Т.: CIO приблизились к бизнесу, вы правы. Хотя некоторые из них, наоборот, спустились на уровень ниже, ближе к начальнику отдела автоматизации. Но растущие специалисты понимают, что бизнесу нужно решение задач, а не внедрение какого-то программного продукта. Такой подход мы воспринимаем положительно, поскольку всегда стремились работать с заказчиком с позиций решения его задач, а не внедрения ПО, пусть даже самого лучшего. Иногда продукт может и не внедряться, а достаточно осуществить какие-то организационные изменения в бизнес-процессах. Такое часто бывает при реорганизации складского хозяйства. Поэтому все эти изменения облегчают жизнь нашей компании, и нам не нужно перестраивать свою работу под эту тенденцию.

Как вы оцениваете насыщенность российского рынка ERP-решений? Насколько высока на нем конкуренция?

А. Т.: Несмотря на все призывы к импортозамещению, последний отчет IDC о рынке ERP в России свидетельствует, что доля SAP не упала: как составляла 49%, так и составляет. Что касается «1С», то ее доля выросла примерно на 1%. Так что резкого роста доли российских продуктов на рынке не наблюдается. Совокупно SAP и «1С» занимают 82%. Конкуренция очень жесткая, но в основном происходит между этими двумя лидерами. Еще более сильная конкуренция – между системными интеграторами, работающими на рынке решений «1С», что во многом связано с политикой самого вендора и крайне низким порогом входа на данный рынок. И это влияет как на качество внедряемых решений, так и на уровень маржинальности, которая крайне низкая.

Насколько целесообразно при реализации ERP-проектов использование современных методик управления, таких как Agile, Scrum и другие?

М. В.: Они вполне применимы. Обычно крупные заказчики действуют по ГОСТ-34 и модели Waterfall. В принципе современные методики можно применять и в рамках ГОСТ-34. Взять, к примеру, этап разработки: он может быть длительным, но Agile и Scrum позволяют разбить его на короткие итерации, в рамках которых ставится задача, назначаются ответственные и осуществляется контроль исполнения. Никаких проблем здесь нет. Это очень удобно для управления большими командами, поскольку не позволяет людям расслабляться, а затем работать в режиме аврала. 


Опубликовано 04.01.2018

Похожие статьи