Как решение API УНЭП расширяет функциональность КЭДО
Создание нормативной базы для кадрового ЭДО
Сегодня работа на удалёнке — явление привычное, поэтому вопрос автоматизации взаимодействия с персоналом весьма актуален. Раньше такая необходимость возникала в основном у крупных компаний с филиалами, а также у предприятий с сотрудниками, работающими вне офиса.
В 2020 году был принят ряд законов, ставших нормативной базой для цифровизации кадрового делопроизводства. Так, со вступлением в силу Федерального закона от 24 апреля 2020 года № 122-ФЗ, стартовал пилотный проект по внедрению кадрового ЭДО в организациях, который продлился до 15 ноября 2021 года. В рамках пилота организациям-участникам предлагалось перевести кадровое делопроизводство в электронный формат, что позволяло вести практически все документы, связанные с работой, без дублирования на бумагу.
Кроме того, Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 407-ФЗ в ТК РФ были внесены изменения в части регулирования удалённой работы. Появление возможности подписывать ключевую кадровую документацию с помощью электронной подписи стала одним из наиболее значимых моментов в развитии кадрового электронного документооборота.
По итогам эксперимента по внедрению КЭДО был подписан Федеральный закон от 21 ноября 2021 года № 377-ФЗ, который внёс в Трудовой кодекс РФ поправки, позволяющие всем организациям вести и подписывать в электронном виде все кадровые документы, за исключением приказов об увольнении, актов о несчастных случаях и журналов инструктажа по охране труда.
Создание законодательной базы для кадрового ЭДО подтолкнуло разработчиков сервисов КЭДО к развитию своей продукции, а также позволило полностью вывести в «цифру» взаимодействие с работниками.
Технология API УНЭП
Вместе с возможностью внедрения КЭДО возникла потребность в том, чтобы реализовать функцию внутренней системы кадрового документооборота организации, позволяющей выпускать электронные подписи для сотрудников и обеспечить возможность работы с электронной кадровой документацией. Для этого специалистами ГК «Астрал» было разработано гибкое интеграционное решение — API УНЭП.
Представляя собой описание способов взаимодействия приложений друг с другом, API служит средством интеграции компьютерных программ. С его помощью можно встраивать в собственные информационные системы отдельные сервисы, разработанные другими вендорами. Это позволяет сэкономить на разработке и организации собственного продукта.
Внедрение API УНЭП в сервисы КЭДО позволяет реализовать следующие функции:
- подача заявок на выпуск усиленных неквалифицированных электронных подписей для персонала;
- дистанционная идентификация личности для выпуска электронных подписей через портал Госуслуг;
- удалённое формирование сертификатов по API с возможностью отслеживания статуса готовности электронной подписи,
- возможность подписания электронных документов работником через СМС или подтверждение по электронной почте,
- мониторинг статуса подписания документации в системе кадрового ЭДО;
- возможность блокировки выданной электронной подписи в информационной системе работодателя.
Чем выгодно использование готового решения
Подобные интеграционные решения могут представлять интерес в первую очередь для разработчиков сервисов внутреннего документооборота, а также для крупных организаций с собственными или кастомизированными инфосистемами. Для них интеграция сервиса для массового выпуска УНЭП — наилучшая альтернатива организации собственного удостоверяющего центра, поскольку это требует закупки и развёртывания программно-аппаратного обеспечения, получения лицензии, а также проведения объёмных исследований законодательной базы и разъяснений регуляторов.
Внедрение готового решения также позволяет сэкономить время и средства, необходимые для бизнес-аналитики и разработки собственного кода. А это довольно ресурсозатратный процесс. Придётся регулярно отслеживать изменения правил выдачи ЭП, которые постоянно уточняются, а также подстраиваться под ужесточённые требования к операторам. Гораздо выгоднее оставить все эти хлопоты разработчику API, сконцентрировав всё внимание на собственных бизнес-процессах.
Чтобы реализовать авторизацию и аутентификацию персонала, потребуется интеграция с системами СМЭВ И ЕСИА. Регулярные изменения в государственных инфосистемах, особенности процесса интеграции, непрозрачные требования к владельцам сервисов, а также регламенты взаимодействия с предприятиями могут в значительной степени продлить время разработки собственного решения для выпуска электронных подписей, поэтому использование готового API позволит сэкономить время и ресурсы.