В 2022 году операторы заработали на М2М 11 млрд руб.

24.03.2023
Федеральная четверка сотовых операторов, куда входят МТС, «МегаФон», «Билайн» (ПАО «Вымпелком») и Tele2, по итогам 2022 года обслуживали 35,5 млн корпоративных SIM-карт M2M (Machine-to-Machine).

Федеральная четверка сотовых операторов, куда входят МТС, «МегаФон», «Билайн» (ПАО «Вымпелком») и Tele2, по итогам 2022 года обслуживали 35,5 млн корпоративных SIM-карт M2M(Machine-to-Machine). Год к году рост составил 20%. По прогнозам TelecomDaily, по итогам 2023 год рынок в штучном выражении вырастет еще на 11% и, если сравнивать с концом 2019-го, практически удвоится.

В денежном выражении цифры похожи: зафиксирован годовой рост на уровне 24%, однако прогнозируется, что в течение этого года он не превысит 9%. Первенство и по количеству обслуживаемых SIM-карт, и по выручке продолжает удерживать «МегаФон».

Один из ключевых трендов отечественного рынка M2M/IoT  —  растущий спрос на вертикальные решения. Заказчиков все чаще интересуют законченные решения, а не фрагментарные покупки с последующей интеграцией.

ИАА TelecomDaily опубликовало данные исследования «Рынок M2M/IoT в 2022», в котором собраны краткие результаты работы сотовых операторов в данном IoT-сегменте с 2019 года включительно, а также содержится прогноз на текущий год.

Количество подключенных SIM-карт M2M/IoT выросло с 29,7 млн в конце 2021 до 35,5 млн на конец 2022-го, то есть на 20%. С 2019 по 2020 рынок вырос в штуках на 21%, с 2020 по 2021 — на 25%. Это означает, что, несмотря на определенные процессы (санкционные ограничения, уход иностранных вендоров, трудности с логистикой) темпы роста фактически остались прежними.

В 2021-2022 гг ведущие участники российского рынка M2M/IoT активно включались в процесс импортозамещения – в том числе, запускали собственные производства умных устройств и IoT-оборудования.

Однако по итогам 2023-го все же ожидается снижение. Эксперты агентства отмечают, что в конце этого года число M2M/IoT SIM-карт достигнет 39,3 млн, то есть рост не превысит 11%. Если сравнивать с цифрами на конец 2019-го, в штучном выражении рынок вырастет на 101% и таким образом удвоится.

Ключевыми драйверами российского рынка M2M/IoT являются постоянно растущий спрос на новые технологические решения; развитие сетей связи; проникновение IoT-технологий во все сферы бизнеса.

На двух из четырех операторов приходится сразу 83% рынка в штуках. Так, «МегаФон» обслуживает 43% М2М/IoT SIM-карт, МТС — 40%, у «Билайна» —14%, у Tele2 — 3%.

С 2019 года «МегаФон» и МТС демонстрировали практически одинаковые цифры по количеству SIM-карт. В 2022-м «МегаФон» сумел оторваться от конкурента на 1 млн шт. По прогнозам агентства, то же соотношение сохранится между сетями и в конце 2023-го: «МегаФон» оставит за собой первое место.

В денежном выражении расклад на рынке отличается незначительно. В течение года, с конца 2021 по конец 2022-го, выручка прибавила — с 8,8 млрд руб. до 10,9 млрд, то есть на 24%. Для сравнения, с 2019 по 2020 — на 14%, с 2020 по 2021 — на 22%. Таким образом, текущий период оказался наиболее успешным с точки зрения роста выручки.

Однако по итогам 2023-го замедление прогнозируется и здесь. Аналитики полагают, что выручка достигнет 11,9 млрд руб., то есть увеличится на 9%.

Как и по количеству SIM-карт, наиболее существенные доли в деньгах у «МегаФона» (40%) и МТС (39%). В 2023 году, согласно прогнозам агентства, «МегаФон» сохранит за собой первое место. «Билайн» по итогам 2022 года контролировал 17% рынка, Tele2 — 4%.

Если разделить корпоративный рынок на сегменты, то на госпроекты (B2G) приходится 13%, остальные 87% SIM-карт M2M/IoT используются бизнесом (В2В). В пятерку отраслей, где M2M-соединения наиболее востребованы, входят энергетика/ЖКХ (37%), промышленность (16%), транспорт (15%), недвижимость (13%), торговля/ритейл (11%).

Для целого ряда отраслей IoT окончательно стал неотъемлемой частью стратегии цифровой трансформации бизнеса. Количество индустриальных сценариев использования IoT быстро растет, что привлекает в этот сектор все новых и новых заказчиков.

Участники рынка отмечают рост спроса на вертикальные решения. Заказчики заинтересованы в том, чтобы получить решение под ключ, а не совершать фрагментарные покупки с последующей интеграцией.

В ответ на запросы рынка операторы могут выступать и как интеграторы, предоставляя, помимо коннективити, услуги IoT-платформ, автоматизации производственных систем, мониторинга оборудования, контроля ресурсов и т.п. Выводы

Несмотря на все вызовы 2022 года, рынок M2M/IoT РФ сохранил высокие темпы роста, увеличившись на 20% по количеству SIM-карт и на 24% по выручке. В 2019-2022 годах в РФ удалось заложить фундамент для дальнейшего успешного развития рынка M2M/IoT, делают вывод аналитики. В России уже созданы собственные работоспособные отраслевые решения M2M/IoT.

Хотя в 2023 году ожидается замедление темпов роста, существенный импульс для развития сектору могут обеспечить госпрограммы. Так, многие госпроекты в области M2M/IoT находятся на уровне разработки или пилотных испытаний.

В числе наиболее перспективных направлений эксперты TelecomDaily назвали мониторинг и управление транспортной инфраструктурой, «Умное ЖКХ», управление городами (включая программу «Безопасный город»), повышение энергетической эффективности, внедрение промышленного Интернета вещей.

Похожие статьи