Телефон запомнил оператора

Логотип компании
Телефон запомнил оператора
Брендированные телефоны стали нормой для российского ритейла – в том смысле, что ими уже никого не удивишь.

Брендированные телефоны стали нормой для российского ритейла – в том смысле, что ими уже никого не удивишь. В розничной сети МТС среди прочего продаются аппараты с фирменной маркой, в розничной сети «ВымпелКома» обязательно представлены трубки с логотипом «Билайн». У «МегаФона», понятное дело, тоже есть своя линейка. Даже «Ростелеком» выпустил пару моделей под собственным брендом.

Для всей этой телефонной «аппаратуры» аналитики привычно применяют словечко «нишевый»: нишевая модель, нишевые продажи, нишевый спрос. Однако сами операторы не всегда согласны идти со своей продукцией, с позволения сказать, в нишу.

«МегаФон» за последние полгода выпустил несколько новинок, которых бы не постыдился любой из вендоров (впрочем, это и есть продукция крупнейших производителей, так как сам оператор с паяльником над ними, разумеется, не стоял). Но вот будут ли продажи массовыми или операторский бренд не даст трубкам пойти по рукам, ограничив их распространение кругом собственных абонентов, не поленившихся заглянуть в операторский салон… Второе, конечно, вероятнее.

Трубка под акцию

С возникновением сетей операторского ритейла сотовые операторы начали экспериментировать и с пользовательским оборудованием. Если продажи USB-модемов были продиктованы необходимостью, то вот собственные телефоны появились в качестве «закуски». Как правило, они выпускаются в бюджетном сегменте: цена и является их козырем. Эти трубки, изготовленные китайскими производителями (чаще всего Huawei, ZTE), уходят чуть ли не по себестоимости, так как в этом случае оператор намерен заработать на продаже не железа, а сервисов. Так, приобретая дешевый операторский смартфон, можно с уверенностью сказать, что при работе с Интернетом устройство будет снабжено закладками, так или иначе имеющими отношение к оператору (официальный сайт, площадка со «своим» контентом и т. д.). Кроме того, операторы часто продают «залоченные» телефоны, которые не хотят работать с чужими SIM-картами. В частности большинство аппаратов «МегаФона» продаются с таким условием. У МТС иначе: если в характеристиках телефона указано, что он предназначен для работы только в сети МТС, то такая трубка и стоить будет дешевле точно такой же брендированной модели.

Разумеется, любой «залоченный» аппарат можно сделать терпимым к сетям посторонних операторов (повторяется та же история, что с USB-модемами). Но операторы делают ставку на то, что большая часть пользователей поленится этим заниматься.

У брендированных трубок есть и еще одно назначение – они становятся украшением любой акции. Речь может идти о скидке на пользование услугами при покупке телефона (как на голосовую связь, так и на интернет-доступ), причем растянутой на несколько месяцев (гарантия того, что в этот период абонент никуда не денется). В некоторых случаях в «подарок» при подключении идет сам телефон – как правило, при условии выбора определенного тарифного плана (премиальный или любой другой, на данный момент нуждающийся в дополнительной раскрутке). В качестве примера вспомним «Билайн», который «отдавал» корпоративным абонентам свои трубки начального уровня: и оператору недорого, и заказчику приятно.

Отдельная история получилась у «тройки» с производителями, продающими аппараты через операторские сети, – RIM и Apple. Не очень вразумительные попытки продавать смартфоны Blackberry (у каждого оператора на них отдельные тарифы и специальные условия обслуживания) смотрятся беспомощно, но хотя бы соответствуют общему мировому тренду. RIM переживает нелучшие времена. А вот пробуксовка с продажами iPhone объясняется как завышенными для России ценами (на фоне изобилия более дешевых «серых» трубок в Интернете), так и отсутствием принятой на Западе схемы продаж по операторскому контракту, когда размер скидки на телефон зависит от заявленного в договоре срока обслуживания.

К вопросу о контрактах. Несмотря на то, что эта практика пока законодательно запрещена (абоненту непозволительно навязывать услуги), сами операторы не исключают, что рынок в конце концов к ней придет. И заигрывания с брендированными трубками – лишь первые шаги в этом направлении.

Модель на витрину

Давайте посмотрим, какие же брендированные аппараты продают сотовые операторы сегодня. В отчетах по рознице, которые регулярно выпускают МТС и «МегаФон», в лидерах собственных продаж стабильно держатся модемы. Если МТС и упоминает о брендированных трубках, то это чаще всего модели нижнего ценового диапазона, в то время как «МегаФон» в отдельных регионах относит к ним как дешевейший «Минифон» (эта уже узнаваемая трубка величиной с маленький калькулятор продается оператором далеко не везде и неоднократно участвовала в качестве «бесплатного» довеска в ходе различных акций), так и смартфон премиального уровня Mint (на момент выхода летом этого года он стоил порядка 18 тыс. рублей).{PAID}

Телефон запомнил оператора. Рис. 1
МТС 960
МТС 960, смартфон начального уровня на Android 2.3, стоит 2990 рублей при работе только с SIM’ками МТС и 3990 рублей – без всяких условий. Самый дорогой смартфон оператора, МТС 968 (Android 4.0, 5-Мп камера), обойдется в 7490 рублей. Телефоны МТС стоят от 590 рублей (простейший бюджетник МТС 252 с радиоприемником) до 2990 рублей за модель с полноценной QWERTY-клавиатурой (МТС Qwerty 665).

У «Билайна» начальная модель А100 при подключении к тарифу «Мир Билайн» будет стоить 500 рублей – то есть 850 рублей за комплект вместе с ТП. Модель С100 с тарифом «Добро пожаловать 2012» (100 рублей на счете) продается за 2340 рублей. В интернет-магазине оператора ассортимент устройств Билайн» представлен лишь этими двумя моделями. Выбор невелик, учитывая, что МТС продает порядка 10 моделей, не учитывая тех, что с продажи уже сняты. А ведь когда-то «Билайн» не меньше других представителей «тройки» интересовался выпуском собственных устройств, например полтора года назад они с МТС наперегонки выпустили по собственному планшету. Но продажи бюджетных операторских планшетов так и не пошли.

Телефон запомнил оператора. Рис. 2
Билайн А100

Теперь перейдем к «МегаФону», который настойчивее других развивает это направление розницы, причем не ограничивается бюджетниками, а предлагает смартфон на процессоре Intel (уже упоминавшийся Mint). Есть в его линейке и брендированный смартфон на базе ОС Windows Phone 7. На Mint недавно снижена цена, и теперь он стоит около 12 тыс. рублей. Появилась возможность обновить версию Android до 4.0. Кроме того, действуют разнообразные акции: например, при покупке смартфона можно два месяца пользоваться интернет-безлимиткой. Впрочем, этих телефонных безлимиток не жалко и МТС, тоже практикующей аналогичные акции. Модель SP-W1 на WP 7 за 8900 рублей будет интересна тем, кто хочет попробовать именно эту ОС, так как выбор на российском рынке по-прежнему невелик, а вариант «МегаФона» выглядит оптимально по соотношению цена/характеристики.

Телефон запомнил оператора. Рис. 3
МегаФон SP-W1
На данный момент самый доступный смартфон «МегаФона» – U8110 – предлагается за 2390 рублей. Снижена цена и на более продвинутую модель – TP-DS1, она обойдется в 2900 рублей. Выбор «просто телефонов» также довольно широк, причем «МегаФон» сделал акцент не столько на дешевизну (бюджетных «звонилок» от производителей первой величины на рынке пруд пруди), сколько на привязку модели к конкретной аудитории: необычный «Минифон» в качестве второй трубки, модель для маленьких детей «С1», «бабушкофон» TDM15 (с большими кнопками). И МТС, и «МегаФон» продвигают примерно одинаковое количество моделей, но у «МегаФона» практически ни одна трубка не повторяет другую.

Однако столь целенаправленный подход и хорошо подобранная линейка, с одной стороны, упираются при продажах на оборотную сторону операторского ритейла: приобрести аппарат можно только в собственном монобрендовом салоне (проходимость у мультибрендов типа «Связной» и «Евросеть» выше), а случайные покупатели исключены, так как трубки «МегаФона» предназначены только для SIM’ок этой сети.

Читайте также
Дистрибьюция как отдельный вид бизнеса имеет тенденцию к вымиранию. Но пока она востребована для некоторых вендоров и партнеров, бизнес будет существовать. Важно, чтобы дистрибьюторы придумывали нечто новое и ценное для вендоров и партнеров. Современный дистрибьютор становится похожим на швейцарский перочинный нож, где есть инструменты для решения задач партнеров и конечных заказчиков, для увеличения воронки продаж и повышения уровня успешности проектов. В этом разбирался IT-World.

Опубликовано 27.11.2012

Похожие статьи