Этика прогрессорства в процессах внедрения комплексных ИТ-систем

Логотип компании
Этика прогрессорства в процессах внедрения комплексных ИТ-систем
Сопротивление всему «новому» при внедрении сложных комплексных информационных систем в бизнесе – это объективный процесс, а не злой умысел конкретного стейкхолдера или группы из них.

Тема прогрессорства является ключевой для всего творчества братьев Стругацких. Сам термин «прогрессор» был изобретен авторами для обозначения «представителей высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком уровне общественного развития.

С первой книги цикла авторы показывают институт прогрессорства, который постепенно становится одной из важнейших структур на Земле XXII века, как неоднозначное явление с моральной точки зрения. Хотя в книге «Полдень, XXII век» контакты с внеземными цивилизациями еще только ожидаются, ведущие умы планеты (Леонид Горбовский, в частности) заранее предполагают, что человечеству придется столкнуться с небывалым до того опытом и проблемами. Стругацкие изображают землян будущего безнадежными оптимистами, движимыми идеей нести прогресс всюду во Вселенной. Справедливо будет сказать, что многие герои романов братьев Стругацких буквально ослеплены могуществом, которое предоставляют им развитые технологии. Они готовы не только делиться этими технологиями с менее развитыми цивилизациями, но и навязывать им свое мировоззрение, свои ценности и свой образ жизни (с благими намерениями, разумеется).

Меня всегда больше интересовал другой вопрос – он поднимался и в любимом мной «Обитаемом острове»: имеет ли право более развитая цивилизация вмешиваться в развитие менее развитой? Эта тема довольно актуальна в наши дни, как мне кажется. Не нужно летать на другие планеты, примеры мы можем встретить и на Земле.

Вот представим ситуацию. Группа исследователей, допустим, из США находит в джунглях Амазонки дикое племя, которое никогда не контактировало с цивилизацией. Они типичные охотники-собиратели. Никакой письменности, культуры, медицины и всего остального. Имеем ли мы право им помочь? Ведь дети в таком обществе лишены возможности получить образование, они отрезаны от всех благ цивилизации. Их ждёт жизнь охотника, возможно короткая. Болезни, инфекции, голод, дикие звери. Этично ли вмешиваться в их исторический процесс? Или стоит предоставить их самим себе? Или вмешиваться можно, но дозированно?

Как правило, процесс внедрения не рассматривают с этой стороны. Условная ситуация складывается примерно таким образом: «внедренцы» приходят к представителям условного заказчика для последующей цифровой трансформации. Не секрет, что специалисты, которые обладают экспертными знаниями о возможностях информационных систем класса ERP, имеют качественное преимущество по отношению к тем представителям «старой экономики» в знаниях и навыках. Также они, уже имея опыт большого ряда внедрений, могут с легкостью предвидеть поведение и дальнейшие шаги своих «подопечных». Условно именно специалисты по внедрению (консультанты и аналитики) выступают в роли поводырей или проводников.

Более того, осознание того, что перспектива их последующего развития, которое обеспечат при автоматизации «внедренцы», уже четко представляется для вторых. Однако хочется все-таки обратить внимание на некоторые моменты, которые, как показал опыт, не являются очевидными для «внедренцев».

Наверное, каждому их нас случалось сказать себе: «Всё, с завтрашнего дня, понедельника, 1-го числа (нужное зачеркнуть) начинаю бегать по утрам, не есть на ночь, ходить в спортзал, бросить курить (нужное тоже зачеркнуть)». Но что-то всегда шло не так, причем неоднократно. Человеческая психика устроена так, что в ней заложены механизмы сдерживания от резких изменений и слишком быстрого развития. Причем чем старше человек, тем более косным он становится в силу все большего доверия к «уже проверенным» решениям. Это нормально и объективно.

Другими словами, сопротивление всему «новому» при внедрении сложных комплексных информационных систем в бизнесе – это объективный процесс, а не злой умысел конкретного стейкхолдера или группы из них.

Второй момент – отсутствие экспертного видения будущей информационной системы в головах представителей заказчика. И тем более видения пути достижения цели в ходе внедрения. Поэтому нужно всегда предлагать свое экспертное мнение по поводу требований, которые принято спрашивать у заказчика. Очень часто я сталкивался со ступором на первых встречах с представителями бизнеса для фиксирования требований к будущим информационным системам. А всё потому, что представители заказчика не являются специалистами в области построения архитектур информационных систем и вообще никогда не задумывались о том, что бы они хотели видеть на месте тех систем, которыми пользуются сейчас. А ставил ли собственник бизнеса перед ними проблему выбора – ведь многие никогда и не сталкивались с таким? Но мы, внедренцы, зачастую ждем, что за нас прочертят тот путь цифровой трансформации с «той» стороны.

Справедливо возникают вопросы, насколько нужно давать свободу выбора представителям условного заказчика? Насколько четко мы знаем результат на табло будущей игры? Возможно, сразу предлагать будущий портрет внутренностей новой информационной системы представителям заказчика и вовсе не ставить перед ними мыслительную задачу по формированию в своих головах требований в информационной системе? Возможно, это сэкономит нам кучу времени?

Будет ли такой подход входить в противоречие с консервативностью человеческой натуры? На мой взгляд, ответ «да». Для более органичного процесса перехода в качественно новое состояние наш пациент должен сам идти к своей цели, например получить более стройное и здоровое тело. Именно пациент должен делать ежедневные пробежки и контролировать физическую нагрузку. Отсутствие осознанности в конечном счете не будет способствовать развитию.

Однако, с другой стороны, мы можем столкнуться с таким льдом консервативности, за которым скрывается банальный страх будущих изменений. Тогда перед нами встает еще один важный этический выбор: а вправе ли мы бросить в воду своего ребенка, чтобы ребенок сам научился плавать? Где та грань, за которую мы не можем заходить, когда стимулируем переход на новый цифровой продукт условный бизнес заказчика? Это хорошо, когда мы сталкиваемся со случаем введения условного пакета санкций и волюнтаристского отключения исторических информационных систем у заказчика, тогда как бы выбора-то и нет. Но в обыденной ситуации всё становится гораздо сложнее. Насколько сильно мы вправе давить на представителей бизнеса по принятию? Решение, что вот уже пора, да пока будет некомфортно работать на типовых механизмах той же «1С», но попозже мы их доработаем, или все же есть смысл дать ребенку постоять, попереминаться с ноги на ногу и так и не прыгнуть в горку, которая так манит, но так пугает – ведь она самая крутая в аквапарке?

В любом процессе нас будут постоянно преследовать такого рода вопросы, и, постепенно достигая новой ступени мастерства, мы должны оглядываться назад и «не проходить мимо». Целью материала было не желание найти простые ответы на сложные вопросы. Как результат я хотел бы видеть понимание роли ИТ-специалистов, которые занимаются внедрением цифровых продуктов, и их ответственности в текущей реальности. Зачастую нам в бесконечном вихре ежедневных задач некогда даже задуматься на этот счет.

Читайте также
Когда речь заходит о кибербезопасности, доверие — это опасная роскошь. Громкие утечки данных, взломы крупных компаний и бесконечные цепочки атак привели к рождению концепции, которая предлагает радикально новое решение: «Не доверяй никому и ничему». Zero Trust ворвался в мир как спасательный круг для бизнеса, уставшего от постоянных угроз, и стал новой мантрой для специалистов по безопасности. Но является ли эта модель настоящей революцией или это очередной маркетинговый ход? Эти и другие вопросы обсуждали на круглом столе IT-World «Цифровое доверие: киберщит или ахиллесова пята?», организованном журналом IT Manager.

Опубликовано 20.04.2023

Похожие статьи