Playkey: российский облачный проект, облегчающий жизнь геймерам
Современные компьютерные игры часто поражают своей захватывающей атмосферой, игровой графикой и невероятно реалистичными ощущениями в ходе геймплея – подавляющее большинство игр 2018 года делают акцент именно на этом.
Но результатом стало то, что современные, новые и красивые компьютерные игры стали недоступны среднестатистическому геймеру. Связано это с тем, что их требования к «железу» постепенно вышли за пределы «обычных» компьютеров, которые ориентированы на работу в Интернете и набор текстов. В результате установить новинку последних лет даже на новый рядовой ноутбук попросту невозможно – установка даже не начнется. Для этого необходим компьютер с чрезвычайно мощным «железом», геймерский, который является чистым излишеством с точки зрения не увлекающегося подобными играми человека.
Тем самым индустрия современных компьютерных игр незаметно претерпела серьезные изменения, хотя фактически это возврат во времена, когда компьютеры были куда менее распространены, чем сейчас.
Отметим, что в настоящее время, в связи с распространением гаджетов, подавляющее большинство играет в куда менее требовательные игры на сенсорном экране, редко или почти не играя в игры на ноутбуке или десктопе. Мобильные же игры в настоящее время являются самостоятельной индустрией, не связанной с собственно компьютерными играми.
Самый главный параметр, который не позволяет запустить компьютерную игру на обычном, «заурядном» ноутбуке – малый объем оперативной памяти. Современные ноутбуки, находящиеся в продаже, чаще всего имеют объем оперативной памяти от 4 до 8 Гбайт. Но нужно куда больше – всего лишь минимальные системные требования к ОЗУ в современных играх составляют 16 Гбайт (например, столько нужно играм Project Cars 2 или Star Wars:Battlefront II).
Причем речь идет о минимальных требованиях - скорее всего, при объеме памяти даже в 16 Гбайт вышеупомянутые игры будут подвисать, что сделает игровой процесс некомфортным.
Другие системные требования, хотя формально их выполнить проще, тоже весьма серьезны. Количество свободного места на жестком диске для многих игр исчисляется десятками гигабайт, а для наиболее требовательных игр преодолевает отметку в 100 Гбайт (например, Final Fantasy XV – 148 Гбайт; Call of Duty: Black Ops III – 113 Гбайт). Высокие требования также предъявляются и к процессору (необходим минимально Intel Core i5), а также видеокарте.
По этим причинам игровые компьютеры выделились в самостоятельный сегмент. Стоимость современного игрового компьютера весьма «кусачая», и для соответствия требованиям к самым ресурсоемким играм составляет сумму порядка $1000. Кроме того, иногда такие компьютеры специально собираются по заказу геймера (и даже под системные требования отдельной игры).
Но тратиться на приобретение такого компьютера, даже ради долгожданной игры, геймер не всегда решится – всегда сначала надо попробовать игру «на чем есть». И такую возможность могут дать набирающие постепенно популярность облачные игровые сервисы, которые избавляют от обязательной установки игры на свой компьютер, запуская игру дистанционно посредством Интернета в браузере, а во время игры используя мощности облачных серверов. Или фактически предоставляя удаленный мощный компьютер, возможностей которого хватит для запуска «продвинутых» игр.
Хотя далеко не так уж просто организовать выгодную бизнес-стратегию облачного игрового сервиса, однако, чем мощнее становятся новые компьютерные игры, тем сильнее желание геймеров обойтись без покупки дорогостоящего компьютера.
В России такую возможность предоставляет облачный игровой сервис Playkey, который постепенно становится все более популярным. Он дает возможность играть в понравившуюся игру на компьютере вне зависимости от его мощностей. К слову, в перспективе ожидается поддержка и других устройств, помимо ПК – Smart-TV, интерактивных ТВ-приставок и даже смартфонов и планшетов. Также организована поддержка других ОС, помимо Windows. Не секрет, что чаще всего игры создаются для работы с последней, и создание версий для других платформ требует заметных усилий, поэтому пользователям OS X, и тем более Linux, практически недоступно подавляющее большинство существующих компьютерных игр (тем более, новинок).
Playkey был создан пермским IT-предпринимателем Егором Гурьевым, первоначально он был скорее российским клоном американского сервиса OnLive, который, однако, не сумел разрешить многочисленные проблемы и вскоре потерпел банкротство.
Изучая ошибки OnLive, Playkey полностью отказался от «контентной модели», которая и стала причиной банкротства OnLive, так как привела к непомерной нагрузке на серверы последнего.
Playkey же использует исключительно временную тарификацию, а не предоставляет доступ к конкретным играм постоянно во избежание того, что большое число людей сможет с одной учетной записи практически бесплатно играть, расходуя мощности серверов. Помимо игр, Playkey начал предоставлять услуги по использованию ПО профессиональной графики, хотя специфика делает «игроманов» основной целевой аудиторией проекта.
Playkey был запущен еще в июне 2014 года, однако относительно успешным проектом он становится только в настоящее время, поскольку длительное время специалисты компании разбирались с большим количества проблем, которые препятствовали функционированию облачного сервиса. Так, одной из них являлось налаживание бесперебойной игровой сессии. Использование кэша, в частности для избежания прерываний в случае кратковременного снижения скорости интернет-соединения, невозможно, поэтому качество картинки просто резко снижается во избежание прерывания игры, что позволило повысить число успешных игровым сессий с 70% до 96%.
Другой проблемой для Playkey стали непомерные требуемые мощности серверов. По этой причине облачный сервис стоит тем дороже, чем при лучшей игровой графике желает находится пользователь (опции «ультра-настройки», «высокие настройки» и «средние настройки», требующие Интернет со скоростью не менее соответственно 25, 15 и 10 Мбит/с).
Выходом стал лизинг серверов, что позволило пользователю выбирать желаемый сервер, чтобы повысить до максимально возможной скорость Интернета и минимизировать «вылеты». Кроме того, Playkey, испытывая недостатки мощностей, начал привлекать сервера и компьютеры «со стороны».
Для всех взаиморасчетов Playkey запустил токены – собственную криптовалюту, через которую де-факто и происходят все расчеты пользователей с игровым облачным сервисом. Пользователи приобретают токены за реальные деньги или биткоины.
Кроме того, владелец компьютера или серверного оборудования может его «сдать» геймеру, зарабатывая токены через Playkey, которые может потом обменять на другую криптовалюту или продать игроманам.
Третьей проблемой стала необходимость выстраивания договоренностей с правообладателями игр – пользователю доступен каталог из 250 игр, он может как ввести купленный ключ на стороне, так и купить его через Playkey. В настоящее время без специальной покупки игр или лицензии Playkey предоставляет только преимущественно демо-игры с ограниченным функционалом с редкими исключениями.
Однако в настоящее время Playkey представляет собой динамично развивающуюся платформу, имеющую множество серверов в разных странах, и особенно удобную для эпизодических игроков, желающих время от времени играть в современные игры, но которам нет резона вкладываться в требуемый компьютер.
Тарифы Playkey дифференцировала так, чтобы облегчить более-менее равномерную нагрузку на сервера в течение суток. У пользователей есть несколько вариантов тарифов – например, единоразовая покупка времени (60 минут; 300 минут), можно расходовать неограниченно долго, и 4200 минут – строго на месяц, неизрасходованные минуты аннулируются (далее доплата еще 1200 минут пакетами); или выбрать безлимитный дневной или ночной тариф (с 12:00 до 00:00 и с 00:00 до 12:00).
Стоимость услуг Playkey довольно высока (по данным на октябрь 2017 года) месячный (наиболее популярный) тариф с 4200 минутами времени стоит 790 рублей (при ультра-настройках; - Full HD 1920x1080, 60 FPS). Для желающих попробовать 60 минут времени обойдутся в 69 рублей, а 300 минут – в 149 рублей.
Перспективы Playkey на российском рынке, вместе с тем, очень хороши. Конкурентов у сервиса не наблюдается, что делает его фактически монополистом, а подавляющее большинство российских геймеров играют эпизодически и вне Playkey играть не смогут. По данным аналитической компании Newzoo в России порядка 46,4 млн. активных геймеров (примерно 1/3 населения страны), а значит, аудитория у Playkey очень немаленькая.
Основной возраст играющих в компьютерные игры, согласно отчету Mail.ru Group «Игровой рынок России», составляет от 18 до 36 лет. При этом возраст самого активного пользователя онлайн-игр составляет 33 года. Отсюда понятно, что для подавляющего большинства молодежи приобретение дорогостоящего игрового компьютера также находится за пределами их финансовых возможностей.
Опубликовано 15.08.2018