Какие IT-бизнесы будут расти в кризис и после него
Бизнесы, обслуживающие сферу HoReCa
Пример: Kravt Robotics – компания-интегратор, занимается обучением роботов под нужды ресторанного и гостиничного бизнеса.
Комментарий основателя и генерального директора компании Валерия Кравцуна: «В ходе работы я неоднократно сталкивался с проблемами, связанными с рекрутингом и обучением гостиничного персонала. В итоге родилась идея автоматизировать часть бизнес-процессов, в том числе за счет оптимизации низкоквалифицированного труда, переложив его на роботов. Именно эту идею мы собираемся воплотить в новом проекте Kravt Invest в Татарстане. Сейчас, когда туриндустрия начинает восстановление после кризиса, роботизированные технологии станут особенно востребованы. Так, по данным американского агентства Research and Markets, в 2019 году объем мирового рынка сервисных роботов уже превысил $17 млрд. В 2020-м эта цифра возрастет в несколько раз. В развитых странах, таких как Япония, США и Сингапур, роботы заняты в гостиничном и ресторанном бизнесе уже несколько лет: на ресепшене или в охране, разносят постояльцам багаж и ужин, убирают номера, помогают на кухне. В будущем их может стать больше, в частности в небольших ресторанах и гостиницах, особенно среднего ценового сегмента. Это поможет сократить расходы на персонал и автоматизировать такие процессы, как первичная обработка продуктов, уборка помещений, доставка еды в номера, рекомендации для постояльцев – например, какие места посетить и как туда добраться. Роботы выгодны: средний срок их окупаемости – от 13 до 18 месяцев. Поэтому бизнесы, которые занимаются разработкой и интеграций роботизированных технологий и предлагают более дешевые технологичные решения для сферы гостиничного и ресторанного бизнеса, будут расти. Причем роботы постепенно будут внедряться не только в сферу услуг, но и в медицину, а также сельское хозяйство. Например, наша Kravt Robotics стала первой в России компанией-интегратором, которая занимается обучением роботов под нужды ресторанов, гостиниц и медицинских учреждений».
Бизнесы, занимающиеся офисным питанием
Пример: компания Catery, занимается организацией кейтеринга в офисах и на мероприятиях, а теперь – доставкой обедов из ресторанов для сотрудников.
Сейчас, когда офисы постепенно возвращаются к жизни, актуальной становится тема организации для них безопасного питания, учитывающего нужды всех сотрудников. Работодатели уже поняли, что это влияет на продуктивность, поэтому будут стараться хотя бы отчасти контролировать данный вопрос. В то же время ресторанная отрасль сильно пострадала от «коронакризиса», и, чтобы восстановиться, нужно занимать новые ниши, например доставку еды. Конечно, ее можно организовать самостоятельно – разработать меню, нанять курьеров, а можно пойти по более простому пути – присоединиться к кейтеринговому маркетплейсу. Такие посредники между компаниями и ресторанами смогут расти, если будут удовлетворять запрос на недорогие и здоровые обеды для офисов.
Сегодня на каждом европейском рынке есть свой b2b-маркетплейс по кейтерингу, по этому же пути может пойти и российский бизнес. Например, в Catery, который до кризиса занимался организацией кейтеринга в офисах и на мероприятиях, теперь занялись доставкой полноценных обедов из ресторанов-партнеров. Сейчас к их платформе подключены свыше 600 ресторанов Москвы, Петербурга и ряда других крупных городов.
Catery-обеды входит в единую экосистему Catery, когда на одном сайте и по одному договору можно заказать еду, продукты, аренду мебели для мероприятий и многое другое. За всё начисляются бонусные баллы Catery, которые можно потратить на любой заказ или на бонусные сертификаты OZON, Wildberries и множества других сервисов. А также на кейтеринг, и наоборот. Catery-обедами удобно пользоваться всем сторонам. Компаниям будет легче организовывать разнообразное и питательное меню для своих сотрудников, они получат понятную систему, когда есть единая корзина, на сколько дней и для скольких людей можно сделать заказы, сразу увидеть общую стоимость, и все это за один раз – экономится время! А у ресторанов появится удобный инструмент для планирования нагрузки, что позволит оптимизировать логистику и, опять же, сэкономить ресурсы.
«При этом Catery тщательно следит за соблюдением всех мер предосторожности на производствах, активно делится своей экспертизой и помогает клиентам правильно и безопасно организовать процесс питания в текущих условиях. Например, была организована функция бесконтактной доставки», – отметил операционный директор Catery Андрей Черепанов.
Сервисы, которые помогают работать с рекламой и персонализированным маркетингом
Пример: компания Retail Rocket – лидер российского рынке e-commerce в области технологий персонализации. Помогает подстраивать сайты и email-рассылки под интересы пользователей в реальном времени. Таким образом, увеличиваются средний чек, показатель удержания пользователей и количество товаров в заказе, а также растет уровень конверсии.
Онлайн-ретейл стал одной из тех сфер, которые росли в «коронакризис». После введения локдауна купить товары офлайн стало затруднительно, и многим пришлось осваивать новый для себя формат онлайн-покупок. По данным компании DataInsight, до пандемии 43% респондентов совершали онлайн-покупки чаще раза в месяц, а через две недели с начала режима самоизоляции их число выросло до 80%.
Нагрузка на интернет-магазины останется высокой и после кризиса. Так, Nielsen провела исследование, в ходе которого выяснилось, что даже после окончания карантина 13% покупателей продолжат заказывать в онлайне напитки, 23% – средства для ухода за домом, 18% – упакованные продукты питания, 11% – фрукты и овощи. Эти показатели выше, чем до и во время карантина. Таким образом, бизнесы, которые обслуживают онлайн-ретейл, будут расти. И здесь особенно важны сервисы, которые помогают работать с рекламой и персонализированным маркетингом: email-рассылками, продвижением приложений, таргетированной рекламой и рекомендациями.
Николай Хлебинский, генеральный директор и сооснователь Retail Rocket: «Во время режима самоизоляции основные усилия многих интернет-магазинов были направлены на увеличение логистических мощностей, поскольку количество онлайн-заказов увеличилось в десятки раз. Поэтому у e-commerce-игроков изменился подход к персонализированному маркетингу. Начиная со второй половины марта и вплоть до второй половины апреля любое привлечение трафика и продвижение товаров, в том числе здоровой еды, отошло на второй план, так как привлеченная аудитория просто физически не могла бы стать покупателями. В связи с этим сегмент e-grocery временно остановил продвижение, чтобы не увеличивать и без того большое количество заказов. А уже в конце апреля и в мае онлайн-магазины стали чаще поощрять клиентов промокодами, скидками и отправлять email-рассылки о том, как правильно питаться во время самоизоляции. У многих клиентов выросли посещения и интернет-продажи, а значит, и суммы с контрактов на базе оплаты за результат. Объем рассылок у наших клиентов вырос на 15%, а у некоторых превысил 20%. Например, большой популярностью пользовались клиентские рассылки с подборками продуктов для совместного просмотра кино и сериалов. В среднем по сегменту e-commerce объем рассылок вырастет на 19%, если сравнивать конец июня и март.
Нельзя не отметить и следующий тренд. За эти несколько месяцев в интернет-магазины пришло много новых покупателей. После отмены локдауна и открытия офлайн-розницы фокус сместился на удержание этой новой аудитории и превращение их в лояльных клиентов. Поэтому последние две-три недели мы наблюдаем заметный рост как спроса со стороны новых ретейлеров, так и активности со стороны наших постоянных клиентов».
Сервисы, автоматизирующие логистические процессы
Пример: «Яндекс.Маршрутизация» – специализированная логистическая платформа, запущенная в 2017 году. Умеет одновременно планировать маршруты для большого количества машин и пеших курьеров, а также отслеживать, как выполняются заказы. В расчетах, помимо расстояний и загруженности дорог, может учитываться более 50 параметров, например габариты грузов, тип транспорта, расписание работы складов. Подходит крупным, средним и мелким компаниям, работающим в любом направлении и испытывающим потребность в оптимизации логистики.
«Яндекс.Маршрутизация» основана на геоинформационных технологиях «Яндекса», входит в состав бизнес-юнита «Геосервисы», который развивает «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор», мультимедийную платформу для автомобилей «Яндекс.Авто» и сервис «Яндекс.Заправки» (бесконтактной оплаты топлива на АЗС). Работает на алгоритмах построения сложных маршрутов и использует для этого технологии прогноза пробок и данные «Яндекс.Карт».
В период ограничений, связанных с пандемией, резко вырос спрос на покупки в Интернете. Как следствие, бизнес столкнулся с нехваткой машин и курьеров для развоза заказов. Пришлось увеличивать интервалы доставки, повышать минимальную сумму заказа, не сразу получалось наладить доставку день-в-день. Решением стала автоматизация логистики, которая позволила решать задачи повышенной сложности – построение маршрутов с учетом желаемого времени получения товара, габаритов груза, времени общения с клиентом – с наименьшими затратами.
За время самоизоляции к «Яндекс.Маршрутизации» подключилось 2 тыс. компаний. За первый месяц они построили 9,5 тыс. маршрутов для 3 тыс. машин. Всего в марте и апреле в сервисе спланировано 144 тыс. маршрутов – на 55% больше, чем в январе-феврале. Количество машин в системе увеличилось вдвое. Сервис позволил оптимизировать доставку таким образом, что возросшее число заказов удалось развозить без существенного расширения автопарка.
«Мы даем возможность клиентам с минимальными издержками справиться с максимальным количеством заказов. Клиенты пришли за новым решением, и темпы внедрения проектов ускорились», – комментирует руководитель «Яндекс.Маршрутизации» Данил Шелехов.
В период самоизоляции онлайн-продажи и доставка стали для одних бизнесов жизненно важными, помогая остаться на плаву, а для других – вызовом, необходимостью справиться с резким ростом, не потеряв в качестве сервиса. «Яндекс.Маршрутизация» помогла решить обе задачи. И теперь, после снятия карантинных ограничений, автоматизация доставки остается приоритетным проектом для клиентов из разных отраслей.
«Сейчас, как и раньше, использование алгоритмов для планирования доставки помогает на 15-20% сократить расходы на логистику в первую очередь за счет уменьшения количества машин. В среднем экономия на одном автомобиле составляет 3 тыс. рублей в день, или 100 тыс. рублей в месяц», – добавляет Данил Шелехов.
Опубликовано 10.07.2020