Современные вызовы BPM

Логотип компании
Современные вызовы BPM
Продолжаем цикл статей, посвященных субъектно-ориентированному подходу к управлению бизнес-процессами организации (Subject-oriented BPM) и созданию бизнес-приложений (IT News № 9/2012, № 12/2012, № 19/2012). Рассмотрев основные моменты методологии S-BPM и технологию автоматизации бизнес-приложений, мы переходим к описанию инструментария, позволяющего реализовать это на практике, – платформы Metasonic Suite.

Продолжаем цикл статей, посвященных субъектно-ориентированному подходу к управлению бизнес-процессами организации (Subject-oriented BPM) и созданию бизнес-приложений (IT News № 9/2012№ 12/2012№ 19/2012). Рассмотрев основные моменты методологии S-BPM и технологию автоматизации бизнес-приложений, мы переходим к описанию инструментария, позволяющего реализовать это на практике, – платформы Metasonic Suite.

В прошлой статье говорилось, что на сегодняшний день методология S-BPM реализуется пока единственным инструментом – платформой Metasonic Suite, в состав которой входят различные модули, поддерживающие весь цикл внедрения приложения, автоматизирующего процесс (рис. 1):

· Metasonic Build – среда проектирования бизнес-процессов и ИТ-разработки. Единственный модуль, для которого устанавливается клиентское рабочее место (работа со всеми остальными модулями осуществляется через браузер).

· Metasonic Proof – среда верификации бизнес-процессов.

· Metasonic Base – сервер и среда администрирования процессных приложений.

· Metasonic Flow – среда исполнения процессных приложений.

Современные вызовы BPM. Рис. 1

Рис. 1. Автоматизация процессов в Metasonic Suite

Рассмотрим основные функциональные возможности различных компонентов Metasonic Suite, а также ряд особенностей, которые возникают на практике при реализации управления изменениями процессов и процессных приложений, вызванных возможностями методологии S-BPM и инструментария Metasonic Suite.

Возможности платформы Metasonic Suite

Основой платформы Metasonic Suite выступает инструмент проектирования Metasonic Build. Это среда, построенная на базе Eclipse, в которой реализуется вся настройка бизнес-процессов, включающая:

· Разработку графических моделей процессов (диаграммы обзора процессов, диаграммы коммуникации, модели поведения субъектов).

· Настройку структур данных, используемых в процессах бизнес-объектов, и их привязку к процессам.

· Настройку на основании данных бизнес-объектов представлений и экранных форм, специфичных для разных пользователей.

· Настройку и/или разработку различных бизнес-правил, процедур-обработчиков, используемых для автоматизации отдельных шагов бизнес-процесса, которые могут выполнять какие-то типовые действия, например автоматическую отправку уведомления на e-mail, чтение/запись из/в базу данных, вызов внешних сервисов и т. п.

· Генерацию документации по проекту, включая графические изображения настроенных моделей, описание сконфигурированных данных и настроек.

· Генерацию различного рода регламентных и отчетных документов, таких, например, как должностные инструкции сотрудников, регламент процесса, функциональные требования к автоматизации процесса и т. п. Такого рода документы генерируются в преднастроенных с учетом специфики организации шаблонах документов, а информация для наполнения документа берется из моделей и настроек, созданных в Metasonic Build.

Metasonic Build является единственным модулем, для работы с которым требуется клиентское приложение, все остальные модули системы являются серверными приложениями, и работа с ними осуществляется через тонкого клиента. В текущей версии платформы на этапе проектирования бизнес-процесса система использует рабочую область, в которой хранятся разработанные модели бизнес-процессов, при этом хранение моделей реализовано через файловую систему. Распределенная работа обычно строится с помощью систем управления версионностью. Но по заявлению вендора, уже в следующей версии ПО будет реализована возможность работы с Metasonic Build через тонкого клиента, а вся информация по проектированию процессов будет храниться в централизованном репозитории.

Для верификации и тестирования процессных моделей используется модуль Metasonic Proof. Благодаря использованию предоставляемой им среды верификации процессов сотрудники могут в пошаговом режиме провести имитацию исполнения процесса еще до того, как он будет полностью настроен и произойдет его интеграция с ИТ-системами компании. Такая активная проверка позволяет выявить ошибки моделирования и информационные разрывы при выполнении процесса на ранних этапах проектирования, до начала ИТ-разработки, что гарантирует корректность бизнес-логики созданных моделей процессов и минимизирует в дальнейшем ошибки, а следовательно, затраты и время, необходимые на ИТ-внедрение бизнес-процесса. Более подробно это было рассмотрено в предыдущей статье.

Когда процесс готов к исполнению, его можно выгружать на сервер, для чего используется Metasonic Base – набор средств администрирования в составе Metasonic Suite. Приложения в составе Metasonic Base составляют необходимую для работы процессного портала Metasonic техническую инфраструктуру и включают в себя:

· Приложение «Диспетчер моделей», предназначенное для управления моделями процессов и репозиториями бизнес-объектов, которое реализуется посредством загрузки соответствующих файлов на сервер, где размещен процессный портал Metasonic. Загруженные процессы могут быть как активированы, так и заблокированы с использованием «Диспетчера моделей» (если модель процесса деактивирована, соответствующий процесс становится недоступным для запуска пользователями). Процессы могут быть активированы для использования в приложениях Metasonic Proof и Metasonic Flow. «Диспетчер моделей» также позволяет управлять различными версиями процессов и связывать их при необходимости друг с другом. Таким образом, обеспечивается возможность использования множества версий подпроцессов.

· Приложение «Диспетчер пользователей» предназначено для управления учетными записями и группами пользователей системы. Приложение позволяет назначать роли отдельным группам пользователей, обеспечивая их участие в выполнении процессов. Учетные записи, хранящиеся в «Диспетчере пользователей», могут также быть импортированы из системы Active Directory или других систем посредством технологии LDAP. «Диспетчер пользователей» также поддерживает реализацию технологии сквозной аутентификации (“single sign-on”).

· Приложение «Диспетчер экземпляров» предназначено для управления экземплярами процессов (как выполняющимися в текущий момент, так и завершенными). При помощи «Диспетчера экземпляров» администратор системы может завершать текущие процессы, назначать исполнителей тех или иных заданий в процессе, переводить процесс на необходимый шаг.

· Встроенный компонент «Системная информация», отображающий текущую системную информацию и версии используемых серверных компонентов.

После выгрузки на сервер и активации для исполнения процессы становятся доступными для соответствующих пользователей в любой момент работы с процессным порталом Metasonic Flow. В ходе исполнения процесса пользователи всегда могут посмотреть все графические модели процессов с соответствующими описаниями, т. е. в любой момент им доступна актуальная информация по всем версиям моделей процессов. Кроме статического просмотра моделей, пользователи в любой момент могут увидеть всю предысторию выполнения выбранного экземпляра процесса, а также свою текущую задачу и ее место в рамках модели поведения.

Для отчетности в Metasonic Suite предусмотрены несколько возможностей. Генерация динамически создаваемых отчетов выполняется с помощью встроенного BI-инструмента BIRT. Предварительно настроенные шаблоны отчетов могут быть встроены в интерфейс Metasonic Flow таким образом, что менеджеры и пользователи будут иметь доступ к ним непосредственно при исполнении процессов и смогут получать аналитику как по процессу в целом, так и по его отдельным экземплярам.

Другой возможностью получения аналитических отчетов является настройка динамической выгрузки процессных данных во внешнюю базу данных, доступ к которой может быть осуществлен с помощью любого используемого в организации BI-инструмента (отчеты из него также могут быть встроены в интерфейс Metasonic Flow).

Наконец, в Metasonic существует возможность генерации любых преднастроенных печатных форм, с помощью которых могут создаваться как документы в ходе исполнении процесса (например, договор с клиентом на основе заполненных данных из его заявки), так и аналитические отчеты по процессу. Настройка шаблонов генерируемых документов осуществляется с помощью пакета JasperReports, а возможность их генерации на основании процессных данных из Metasonic реализуется специальным сервисом, работающим на сервере Metasonic.

(Продолжение следует)

Интерфейс моделирования процессов – стол Metasonic Touch

Рассказывая о функциональных возможностях платформы, нельзя не упомянуть об инновационном интерфейсе моделирования процессов – столе Metasonic Touch (см. рис. 2).

Современные вызовы BPM. Рис. 2

Рис. 2. Моделирование процессов с Metasonic Touch

Простота нотации обеспечила принятие подхода бизнес-людьми, но от них все равно поступали жалобы и вопросы, в частности о том, возможно ли сделать моделирование проще. Их можно понять: все-таки моделирование процессов происходит не каждый день, а для работы с Metasonic Build требуется определенный навык (кроме того, есть еще один неопровержимый довод – не царское это дело!).

Реализация такого подхода на практике стала возможной опять-таки благодаря простоте методологии S-BPM. Стол единовременно используется для моделирования поведения одного субъекта. Слева и справа на столе отображаются субъекты, с которыми происходит коммуникация, и на них показываются входящие и исходящие сообщения. Остальная поверхность стола используется для моделирования поведения выбранного субъекта, для чего, если вспомнить методологию S-BPM, используются три типа кубиков, отражающих три типа действий: выполнение функции, отправку сообщения, получение сообщения.

Сам процесс моделирования чрезвычайно прост. Берется кубик, соответствующий функции нужного типа, на клавиатуре вводится название действия. Сдвигая кубики друг с другом, моделирующий создает связь-стрелку между ними. В итоге в такой среде моделирования бизнес-эксперты прорабатывают в первую очередь сущностные вопросы, связанные с содержанием бизнес-процесса, а инструмент моделирования отодвигается при этом на задний план и перестает быть помехой.

А теперь попробуйте представить подобный процесс моделирования, например, в нотации BPMN. Получилось? Не знаю, как вам, а мне с трудом представляется удобство «игры» с парой-тройкой десятков типов кубиков, а уж что делать, если придется использовать все богатство нотации, вообразить еще сложнее. И ладно бы все дело в разномастности строительных блоков для модели – в конце концов их назначение можно подписать, да и произвести их не представляет проблемы. Но проблема заключается в другом: чтобы разместить сквозной процесс на одной поверхности, потребуется уже не стол, а целая комната.

В результате разработанная на столе модель переносится в Metasonic Build и готова для последующей проверки и исполнения в модулях Metasonic Proof и Flow.

Управление изменениями

Таким образом, Metasonic Suite обладает всей необходимой функциональностью решений класса BPMS. Возможно, в этот момент у вас возникнет вопрос: и в чем же его отличие от других систем, кроме возможности моделирования на столе? Если так и случилось, то, вероятно, имеет смысл освежить в памяти предыдущие статьи, в которых рассмотрена методология S-BPM, поскольку именно в ней и заключается основное отличие и преимущество Metasonic Suite.

Простота и доступность методологии дают ключевое отличие – вовлечение бизнес-экспертов в совершенствование своих бизнес-процессов. Встречали ли вы бизнес-экспертов, работающих, например, с моделями BPMN, но не упрощенными, отражающими только бизнес-логику, а теми, которые описывают реально работающий в системе процесс? Я – нет, хотя допускаю, что где-то это и возможно, но скорее в виде редкого исключения. В S-BPM это не только возможно, но и действительно работает на практике. Как следствие – бизнес и ИТ говорят на одном языке и имеют дело с единой моделью, в результате чего существенно возрастает скорость внесения изменений в процесс и автоматизирующую его систему.

Но для того, чтобы на практике обеспечить сокращение сроков внесения изменений в процесс и сократить затраты на эту деятельность, важно не допустить ошибку, с которой столкнулись некоторые компании. По прошествии определенного времени они заметили, что, несмотря на легкость внесения изменений в процесс, их скорость не возрастает. Более детальный анализ ситуации показал, что причина в нескольких случаях оказалась одинаковой: изменения в процессах, автоматизированных в Metasonic, были по умолчанию встроены в существующий в компании процесс управления изменениями ИТ-приложений. В общем случае такой процесс подразумевает, что после внесения изменений в ПО необходимо подготовить тестовые сценарии для процесса и провести их полноценное тестирование (если не всех, то хотя бы ключевых), поскольку предсказать или проанализировать, как на сквозном процессе скажется то или иное изменение, зачастую сложно.

В более крупных компаниях нередко можно встретить ситуацию, когда изменения реализуются не поштучно, а группируются в релизы, что может быть эффективнее с точки зрения затрат, но приводит к еще большему увеличению сроков внедрения изменений. В итоге существенный выигрыш в скорости реализации изменений может полностью сойти на нет традиционным подходом к управлению изменениями.

S-BPM и Metasonic позволяют подойти к вопросу по-другому. Как показывает практика, можно выделить следующие типы улучшений в процессах:

· Изменения в логике, составе участников, коммуникациях в процессе. При этом могут меняться состав данных, дизайн экранных форм, но не затрагиваются ни автоматизированные процедуры, ни сервисы в процессе, все изменения делаются за счет конфигурационных настроек. Таких изменений по опыту эксплуатации – до 60%.

· Изменения требуют перенастройки и/или доработки специфических для процесса автоматизированных процедур и/или сервисов. Таких изменений – до 30%.

· Изменения требуют доработки автоматизированных процедур и/или сервисов, которые используются во множестве работающих процессов. Как правило, за первые полгода эксплуатации Metasonic Suite в компании нарабатывается библиотека таких универсальных процедур/сервисов, которые потом используются для автоматизации различных процессов. Таких изменений – оставшиеся 10%.

В силу особенностей методологии S-BPM локализация изменений в процессах и оценка их воздействия на всё автоматизированное приложение оказывается достаточно простой и прозрачной. Более того, если рассматривать первый тип изменений, а на практике он встречается чаще всего, то, в отличие от других методов описания процессов, S-BPM позволяет четко выделить границы изменений – анализируется не весь сквозной процесс, а только поведение затронутых изменением субъекта/субъектов. В итоге нередкой оказывается ситуация, когда изменение в модели поведения одного субъекта приводит к улучшению процесса, но другие участники этих изменений даже не заметят!

Подобным же образом локализуются изменения второго типа. И в обоих случаях это приводит к тому, что тестирование обновленного приложения может проводиться очень локально, а не для всего процесса и не по всем сценариям. Таким образом, до 90% изменений могут быть реализованы и протестированы очень быстро и без каких-либо рисков! В третьем случае доработки процедур/сервисов проводятся также достаточно быстро, поскольку в силу архитектуры системы они автономны и их сложность невысока.

Таким образом, необходимо предусмотреть отельную процедуру управления изменениями приложений в Metasonic Suite. Глубокое вовлечение бизнес-экспертов в этот процесс, которое достигается благодаря S-BPM, обеспечивает не только технологическую возможность высокой скорости внедрения изменений, но главное – требуемый бизнесу результат.

Опубликовано 13.01.2014

Похожие статьи