От учета к полной автоматизации
В июне в Сочи прошла уже традиционная конференция «Решения «1С» для корпоративных клиентов». Мероприятие, собирающее несколько сотен участников, среди которых не только заказчики, но и многочисленные партнеры известной компании, неизменно вызывает интерес. Сам формат выездного форума, который проходит в течение нескольких дней на берегу моря, способствует в непринужденной обстановке задать вопросы топ-менеджерам «1С», ведущим разработчикам, специалистам технической поддержки, а также вдоволь пообщаться с коллегами, поделиться и перенять опыт реализации проектов по автоматизации и цифровизации, и даже подискутировать.
Борис Нуралиев
Выступая на открытии конференции, Борис Нуралиев, основатель и директор фирмы «1С» отметил, что, несмотря на, казалось бы, полный охват рынка и всех потенциальных клиентов (пять миллионов пользователей работают с продуктами «1С» ежедневно), объем продаж группы компаний, включая все дочерние и розничные предприятия, вырос в среднем на 20%. Достичь таких показателей удается за счет контактов с заказчиками, которые раньше оставались за рамками внимания фирмы – как малых, так и самых крупных, благодаря выводу на рынок новых продуктов и аутсорсинговых услуг, а также реализации новых подходов к автоматизации. «Теперь мы автоматизируем не только учет, но и основную деятельность предприятия», – подчеркнул глава «1С». В случае с промышленным предприятием под этим подразумевается, к примеру, внедрение внутрицеховой MES-системы. Розничным сетям компания готова предоставить сервисы и услуги для улучшения качества обслуживания покупателей, выбора поставщиков, автоматизации логистических процессов и т. д. При этом задачи, не имеющие непосредственного отношения к бизнесу клиента (фискальный учет, организация командировок, начисление зарплаты и прочие), «1С» предлагает отдать на аутсорсинг партнерам.
У компании «1С», пожалуй, самая крупная партнерская сеть среди всех российских ИТ-предприятий. Сегодня примерно 300 тысяч пользователей в России программируют на языке «1С: Предприятие», в то время как штат сотрудников самой фирмы составляет 1200 человек, а разработкой самой платформы непосредственно занимается всего 100 сотрудников. Нельзя сказать, что партнеры «1С» буквально завалены заказами, однако работы у них хватает. По данным опроса, проведенного среди партнеров в феврале этого года, 82% из них ответили, что заказов у них «достаточно», а 11% дали ответ «слишком много». Что касается Москвы, здесь загруженность партнеров еще выше – 79 и 19% соответственно.
Партнеры занимаются не только внедрением и доработкой, но и сопровождением продуктов «1С» у заказчика. Успешные технологии внедрения и сопровождения должны стать тиражируемыми, как подчеркнул Борис Нуралиев. Этот подход можно реализовать созданием центров компетенции «1С» на стороне заказчика – организовать их помогут сотрудники фирмы. В качестве одного из наиболее успешных примеров подобного сотрудничества Борис Нуралиев упомянул Технологический центр «1С» в компании «Газпромнефть». Более 20 тысяч пользователей в 14 городах присутствия, свыше 300 специалистов и более 40 предприятий, охваченных поддержкой – вот лишь несколько цифр, которые дают представление о его масштабах.
По словам главы компании, программная платформа «1С: Предприятие», лежащая в основе всех решений «1С», постоянно развивается и совершенствуется, это касается как системных функций, находящихся «под капотом», так и прикладных возможностей. К первым можно отнести оптимизацию применения системных ресурсов. Это механизм «Дата акселератор», предусматривающий копирование данных в СУБД, размещенную в оперативной памяти; более грамотное использование памяти и распределение нагрузки между серверами; ускоренный перезапуск рабочих процессов кластера. Среди удобств для конечного пользователя – глобальный поиск данных, новые инструменты для отображения диаграмм, поддержка расширений и другие возможности.
В планах разработчиков на ближайшее будущее – реализация технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Речь идет об универсальном классификаторе текстов, который, к примеру, можно будет использовать для автоматического заполнения реквизитов документов, определения ответственных за ту или иную задачу, распределения товаров по пользовательскому каталогу и т. д. Механизмы автоматического извлечения смысла из текстов позволят автоматизировать заполнение документов и разметку объектов в базе по извлеченным фактам. Инструменты искусственного интеллекта помогут организациям прогнозировать потребности в товарах и ресурсах, учитывая динамику продаж и наличие складских запасов. Умные чат-боты, над которыми также трудятся разработчики «1С: Предприятия», смогут распознавать команды и поисковые запросы на естественном языке, а голосовые телефонные роботы научатся вести сложные диалоги с пользователем, переходить с темы на тему, взаимодействуя при этом с приложением.
Алексей Моничев
Пока функции на базе искусственного интеллекта находятся на стадии внутреннего тестирования, однако процесс уже завершается, и разработчики собираются предоставить возможность познакомиться с ними всем заинтересованным пользователям. Как рассказал Алексей Моничев, руководитель разработки «1С: ERP», по результатам внутреннего тестирования, оптимизация закупок методами ИИ позволила сэкономить для условного табачного бутика с оборотом в 4 млн. рублей – 69 тыс. рублей, для условной аптеки с оборотом 3 млн. рублей – 26 тыс. рублей, а для условного магазинчика косметики с оборотом 1,8 млн. рублей – 8 тыс. рублей. Для малого бизнеса прирост вполне чувствительный.
Со временем все эти технологические нововведения будут реализованы в продуктах «1С», прежде всего во флагманском решении «1С: ERP». Продукт стал ближе к производственным предприятиям, в нем реализованы функции, востребованные нефте- и газодобывающими и перерабатывающими отраслями, которые раньше поддерживались только западными решениями. Реализован ряд проектов с автопроизводителями, где «1С: ERP» стала основой комплексной автоматизации в соответствии с концепцией «Индустрии 4.0». Это новый автомобильный завод Geely, совместного китайско-белорусского предприятия «БелДжи», а также «УАЗ». Среди проектов в пищевой отрасли – управление производством, сбытом, закупками и логистикой на заводе плавленых сыров «Карат», централизованный учет в компании «Мясницкий ряд», комплексная автоматизация птицефабрики «Рефтинская» и другие проекты.
Одним из крупнейших клиентов «1С» можно назвать «Почту России». Сегодня в ней ведется масштабная цифровизация всех направлений деятельности, и решения «1С» являются одним из ключевых элементов этой стратегии. Так, завершено внедрение системы «1С: Документооборот». Сегодня она включает 11 информационных баз, в которых работает 36 тысяч пользователей. Уже оцифровано 1,3 млн бумажных документов, а ежедневно добавляется примерно 5 тысяч новых. Распределенная система «1С: Управление торговлей» в «Почте России» насчитывает 89 информационных баз, с которыми взаимодействует 18 тысяч пользователей. Поддержка высоких нагрузок и территориально распределенной инфраструктуры являются отличительными особенностями этого проекта.
Антон Думин
«Мне было особенно интересно услышать на конференции о новых возможностях платформы «1С: Предприятие», о новых отраслевых решениях на ее базе, а также о новых технологиях, таких как ролевой доступ в системах «1С», – отметил один из участников конференции Антон Думин, директор по ИТ компании «Газпромнефть». – В то же время есть и пожелания к разработчикам. Во многих решениях используется процессный подход и последовательное выполнение задач, однако нет такого понятия как «Личный кабинет руководителя», в котором можно было бы выполнять задачи с использованием электронной подписи».
«Нам было полезно изучить на конференции опыт применения решений «1С» для управления холдингом. В связи с этим оказался востребованным опыт коллег из нашей отрасли», – рассказал Сергей Молчанов, начальник управления поддержки и развития систем на базе «1С» компании «Лукойл».
Опубликовано 03.07.2019