Информатизация с бизнес-подходом

Логотип компании
Информатизация с бизнес-подходом
О пользе переноса принципов оценки эффективности и проектного управления из бизнес-практики в государственную среду рассказывает Артем Верховцев, заместитель председателя правительства Воронежской области.

О пользе переноса принципов оценки эффективности и проектного управления из бизнес-практики в государственную среду рассказывает Артем Верховцев, заместитель председателя правительства Воронежской области.

Артем Юрьевич, вы пришли в управление государственными ИТ, много лет проработав в бизнесе, в частности в телекоммуникационной отрасли. Что из этого опыта пригодилось на государственной службе?

Прежде всего то, что в коммерческих организациях несколько сложнее создавать видимость деятельности, чем на государственной службе. Отрадно, что руководители госструктур различного уровня уже признают это открыто и делают конкретные шаги для исправления данной ситуации. В частности, в ряде регионов, включая Воронежскую область, ведется целенаправленная и вдумчивая работа по внедрению системы KPI для чиновников всех уровней: каскадирование целей по уровням, раскладывание их на задачи, составление плана мероприятий и закрепление за каждым из них конкретного исполнителя, формирование карточек эффективности и обеспечение прозрачности ее оценки на каждом уровне, введение принципов проектного управления и проектных офисов с «дорожными картами» по каждому проекту. Такие принципы работы я почерпнул из бизнеса и активно применяю их на госслужбе. Для моих коллег, которые не сталкивались с подобным форматом работы, гораздо сложнее перестроиться самим и перестроить работу своих подразделений.

Недавно вы стали заместителем председателя правительства Воронежской области. Что изменилось в ваших обязанностях?

К направлениям моей деятельности по-прежнему относятся информатизация, связь, СМИ и госуслуги. Однако теперь я курирую блок из четырех департаментов, три из них не имеют отношения к ИТ: департамент промышленности, департамент предпринимательства и торговли, департамент автомобильных дорог и транспорта, а также департамент связи и массовых коммуникаций, который я возглавлял в течение трех лет. Для меня в повседневной работе изменился, прежде всего, распорядок дня — любой приходящий ко мне документ требует знания его предыстории, чтобы вникнуть во все вопросы, поскольку ответственность велика, а задачи весьма непросты. Три с половиной года назад я принял решение уйти из коммерции и поступить на госслужбу, для меня это был вызов, изменение масштаба принятия решений. Впоследствии оказалось, что руководство департаментом не слишком отличается от управления подразделениями в коммерческой компании. У каждого департамента есть четкий круг задач, за которые отвечает его руководитель, как говорится — бери лопату и копай. Выкопал — хорошо, не выкопал — плохо. Ну а отличия разве что в иных «правилах игры» и регламентах. Впрочем, за полторы недели работы заместителем председателя правительства я понял, что это для меня совсем новый вид деятельности, который по содержанию принципиально отличается о того, что я делал в бизнесе. Теперь стало гораздо больше стратегии и политики, в хорошем смысле слова. Ответственности тоже гораздо больше, времени на решение задач — гораздо меньше, а права на ошибку у меня нет.

Какие ИТ-проекты 2015 года вы считаете наиболее значимыми для Воронежской области?

К серьезным достижениям прошлого года я отношу развертывание системы автоматизации органов ЗАГС. Нельзя сказать, что мы с нуля начали процесс, так как до этого уже существовала некая информационная система. Но по объективным причинам было решено модернизировать. В ходе проекта мы отработали схему взаимодействия отраслевого функционального заказчика в лице управления ЗАГС и технического заказчика в лице департамента связи и массовых коммуникаций в рамках перехода к централизованной модели управления информатизацией органов власти Воронежской области. Важно и то, что новая информационная система развернута в дата-центре на централизованных ресурсах департамента. Поэтому мы подписали соглашение, в соответствии с которым департамент информатизации, связи и массовых коммуникаций предоставляет инфраструктуру и осуществляет техническое сопровождение информационной системы ЗАГС, а ЗАГС становится ее оператором и отвечает за обработку персональных данных. Для нас это прецедент — подобного опыта у области нет. В прошлом году мы конвертировали в новую систему все данные и запустили ее в тестовом режиме, а сейчас реализуем мероприятия по подготовке к вводу в промышленную эксплуатацию. Следующий важный проект прошлого года – создание и внедрение регионального сегмента системы учета контингента обучающихся и его интеграция с федеральным сегментом. С учетом пожеланий отраслевого заказчика мы дополнили функционал регионального сегмента системой, автоматизирующей работу комиссии по делам несовершеннолетних, что не предусмотрено в единых функционально-технических требованиях к региональному информационному ресурсу. Также была внедрена система управления общественным транспортом, выполняющим пассажирские перевозки. Причем мы не стали заменять разрозненные решения, действующие на муниципальном уровне, а пошли по пути детальной инвентаризации имеющихся систем и создания объединяющей их надстройки. Кроме того, мы дополнили ее модулями с недостающим функционалом. Теперь пользователи системы могут получить на нашем региональном портале подробную информацию о маршрутах перевозок со всеми остановками, количеством задействованного транспорта, а также расчетным временем прибытия на ту или иную остановку.

В конце марта нынешнего года Минэкономразвития России подвел итоги Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России 2015 года», и Воронежская область стала одним из его лауреатов. Что представляет собой централизованная комплексная система «МФЦ-Капелла», на базе которой проведена автоматизация МФЦ?

Это отечественная разработка компании БФТ, хорошо известная на рынке и используемая в других субъектах РФ. Однако мы уделили повышенное внимание фактическому соответствию требованиям Минэкономразвития к информационной системе для МФЦ. Кроме того, в прошлом году мы перешли к оказанию всех сервисов в МФЦ универсальными специалистами. При этом количество предоставляемых услуг превысило отметку в 300, а число окон обслуживания МФЦ по всей области достигло 871. В такой ситуации без информационной системы, качественно сопровождающей процесс оказания услуг, просто не обойтись. Поэтому представителям компании-разработчика было непросто сотрудничать с нами в рамках проекта, даже несмотря на опыт внедрения в других субъектах — нам потребовался ряд важных доработок. Большая работа была проведена ИТ-службой нашей сети МФЦ, за что им отдельная благодарность. В рамках конкурса, помимо обработки заявок, комиссия тщательно проверяла функционал системы, с демонстрацией ее возможностей и степенью использования специалистами МФЦ. В итоге наша совместная работа получила высокую оценку. Уровень удовлетворенности пользователей тоже значителен — он превышает 96%.

А какова в целом статистика использования услуг МФЦ и электронных государственных сервисов в Воронежской области?

За прошлый год количество не уникальных обращений жителей в МФЦ нашего субъекта составило 1,7 млн. При этом нужно понимать, что по большинству услуг пока сохраняется необходимость обращаться в МФЦ два раза — для подачи заявления и для получения результата. И если при этом учесть, что в Воронежской области проживает 2,3 млн жителей, то как минимум 30% населения уже воспользовались возможностью получить госуслугу через МФЦ. По нашим оценкам, в день сеть МФЦ Воронежской области принимает около 9 тыс. обращений. Что же касается электронных госуслуг, то в ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации для порталов госуслуг) по итогам прошлого года зарегистрировано около 17% жителей области. Согласно опросу Росстата, госуслугами в электронном виде в нашем регионе хоть раз воспользовались около 40% населения. Параллельно мы работаем над собственной методикой оценки этого показателя, поскольку к методике проведения опроса и подсчета результатов Росстата есть множество вопросов и претензий. По нашим прогнозам, достигнуть планового показателя 70% к 2018 году можно только путем конвергенции электронных госуслуг и МФЦ. Иначе, пока оба канала остаются независимыми, большинство граждан будет отдавать предпочтение МФЦ как более традиционному и привычному способу получения услуг.

В каких сферах жизнедеятельности в вашем регионе информатизация уже развита в достаточной степени, а где еще необходима работа?

Недавно Минкомсвязи РФ представило рейтинг развития информационного общества в субъектах федерации. Из 85 участников мы занимаем 43-е место, а это означает, что нам есть над чем работать. Поэтому мы сейчас изучаем, в каких сферах и что конкретно необходимо подтянуть — в частности, есть большой объем в сфере медицины и здравоохранения. В сфере образования все запланированные ИТ-проекты реализованы, и уровень автоматизации процессов велик, а вот степень использования (например, тех же электронных дневников) пока недостаточен — как из-за нехватки каналов связи в удаленных регионах, так и в связи с необходимостью дублировать информацию на бумаге и в информационных системах. Те же проблемы, кстати, характерны и для медицины. Предстоит большой объем работы и в сфере ЖКХ — начиная от создания цифровых паспортов для жилого фонда и заканчивая полной информатизацией процессов в данной сфере. Проекты, безусловно, ведутся, но пока они носят лоскутный характер.

Какие шаги вы предпринимаете, чтобы удержать в регионе ИТ-специалистов и привлечь их на государственную службу?

У нас есть несколько сильных профильных кафедр, которые выпускают молодых специалистов с хорошим образованием в сфере информационных технологий — в частности, факультет прикладной математики, информатики и механики, а также факультет компьютерных наук Воронежского государственного университета. Очень сильная кафедра информатики в Воронежском архитектурно-строительном университете, а Воронежском государственном техническом университете — кафедра информационной безопасности. Всего в Воронеже насчитывается около 150 тыс. студентов, и ежегодно больше 2 тыс. выпускников получают дипломы о высшем образовании в сфере ИТ. При этом ряд крупных ИТ-компаний, таких как DataArt и Atos, студия мультипликации Wizard Animation, разместили свои R&D-центры в Воронеже. То есть с подготовкой ИТ-кадров у нас проблем нет, есть определенные сложности с их привлечением на государственную службу, но они не драматические, и мы эту задачу решаем.

Читайте также
ИТ-компании «СИГМА» и «Прикладные решения» разработали и внедрили в крупной энергетической компании инновационную систему автоматизации управления автотранспортом и спецтехникой — АСУ АиСТ. IT-World рассказывает о проекте.

Опубликовано 22.06.2016

Похожие статьи