Практичный взгляд на ИТ

Логотип компании
Практичный взгляд на ИТ
Проблемы внедрения новых ИТ-решений всегда одинаковые: кому-то сложно приспособиться к интерфейсу, кому-то система кажется недостаточно эргономичной

Первая грузовая компания (ПГК) – крупнейший частный оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. В структуре – 14 филиалов, обслуживающих клиентов на всем пространстве колеи 1520. О том, какую роль играют в транспортно-логистическом бизнесе информационные технологии, о новом проекте на базе SAP, об итогах уходящего года и планах на будущее рассказывает заместитель генерального директора по ИТ Вадим Урьяс.

Традиционный для декабря вопрос: чем запомнится уходящий год?

В этом году, через два с половиной года после начала проекта, мы запустили SAP. Работа была сложная, но мы справились. Ее результат оценил и вендор, вручив нам премию SAP VALUE AWARD в номинации «Лидер цифровой трансформации». Я считаю, что заслуженно, поскольку SAP в ПГК — это не только ERP, но и управление производством, причем настолько специфичным, что под данную функцию пришлось дорабатывать систему.

Дело в том, что бизнес по оперированию железнодорожным подвижным составом – это исключительно российская практика. Подобного нигде больше нет. Стандартный функционал SAP рассчитан на грузоотправителя, управление его производственными процессами, а ПГК — оператор со своими особенностями работы. Мы отвечаем за оформление накладных, предоставление вагонов, контролируем процесс доставки груза. Должны учитывать разные нюансы, согласовывать множество документов с РЖД. Это две разные сущности.

А почему в таком случае была выбрана именно SAP?

Два года назад наша компания была достаточно хорошо автоматизирована. Но мы видели, что в каких-то моментах не хватало быстродействия, где-то наблюдался функциональный дефицит. Требовался прорыв. Проанализировали рынок на предмет предлагаемых технических решений, вариантов, в сущности, оказалось не так много.

Давайте откровенно: на микросервисах еще никто ERP-систему не построил и непонятно, построит ли. Мы хотели переработать нашу старую систему, но уверенности в том, что все получится, не было.

Изучив возможности современных программных продуктов, команда пришла к выводу, что SAP сможет адаптироваться к бизнесу ПГК лучше, чем другие системы. Мы выбрали компанию с большим опытом производства кастомизированных решений.

Как приняли SAP сотрудники? Одна из проблем компаний, чей основной бизнес не связан с ИТ, — нежелание коллег из других департаментов подстраиваться под инновации.

Проблемы внедрения новых ИТ-решений всегда одинаковые: кому-то сложно приспособиться к интерфейсу, кому-то система кажется недостаточно эргономичной. Тем не менее, платформа SAP функциональна, предлагает все необходимые базовые возможности, и каждому под силу ее изучить. Кроме того, мы адаптировали сервис под свои бизнес-задачи и продолжаем улучшать его функционал. Почти все сотрудники компании задействованы в этом масштабном процессе.

А что сказали клиенты?

С точки зрения клиента первое существенное отличие от того, что было раньше, — это время, затраченное на расчет арендной ставки вагона. На базе модуля SAP Transportation Management мы внедрили тарифный калькулятор. Это система расчета стоимости услуг по перевозке грузов, позволяющая в короткие сроки формировать оптимальное коммерческое предложение для каждого клиента.

Еще одна наша разработка, которую высоко оценили наши партнеры – личный кабинет клиента. На первом этапе реализации мы полагали, что заказчикам нужна площадка для взаимодействия с ПГК, средство организации документооборота с компанией. Но, наблюдая за действиями партнеров, увидели, что им важнее контроль процесса перевозки, построение точных прогнозов прибытия поездов. Сейчас личный кабинет — это и система отчетности, и средство информирования о продвижении вагонов, и возможность коммуникации с компанией. Пользователь быстро узнает, во сколько ему обойдется перевозка груза, получает подтверждение заявки и согласование заказа.

Учитывая, что 70% наших клиентов заказывают по сотне вагонов, задачи реализовать веб-регистрацию перед нами сейчас не стоит, удобнее это делать с помощью другой системы.

Как реализовано хранение и обработка данных? Вы не стремитесь держать всю информацию у себя?

У нас нет самоцели консолидировать все данные у себя. Тут важно исходить из того, что принесет наилучший результат компании. В каких-то случаях выгоднее арендовать оборудование, а не вкладывать большие средства в организацию серверов и хранилищ данных. Я опробовал такой формат работы в НЛМК в 2013 году. Практикой доказано, что он эффективен как с точки зрения надежности и безопасности, так и с экономической. К тому же, сейчас переконфигурация, в случае необходимости, занимает считаные дни. Впрочем, у нас есть и свой небольшой ЦОД, благодаря чему достигается баланс.

Что вы думаете о хайповых технологиях, таких как BigData, машинное обучение и тому подобных?

Безусловно, они меня интересуют, как айтишника, хочется все попробовать, но как заместитель генерального директора по ИТ я рассматриваю их исключительно с практической точки зрения. Success stories с использованием этих технологий можно по пальцам перечесть. Специалисты ПГК ставят эксперименты, делают пилотные проекты, но в промышленную эксплуатацию запустили далеко не все разработки. Машинное обучение пригодилось для прогнозирования прибытия вагонов на станции назначения. Нейронные сети дают более точные прогнозы, чем классические планы по нормативам, тем более, у нас так много статистики, что нам легко их обучать. Есть определенные сложности в масштабируемости модели на другие железнодорожные направления, но это мы преодолеем.

Если говорить о блокчейне, тестирование этой технологии для smart-контрактов показывает значительное сокращение времени на маршрутизацию клиентских заявок, вплоть до мгновенного ответа на заказ.

Пока процесс внутренней интеграции требует обдумывания и доработки, потому что быстрый smart-контракт никому не нужен, если он не интегрирован в бизнес-процессы ПГК. Проект очень интересный с точки зрения айтишной части, но мы должны сначала убедиться, что он нужен и потребителям наших услуг. Бизнес на первом месте.

Последний вопрос будет не менее традиционный, чем первый: что намечено на 2020 год?

У нас нет цели опробовать все суперпопулярные ИТ-решения. Выберем наиболее полезные для бизнеса ПГК, в том числе среди давно существующих на рынке. Наша стратегическая цель – стать первой по операционной эффективности и предоставить лучшие клиентские сервисы.

Еще сосредоточимся на улучшении информационного обмена данными. У нас большие объемы аналитической информации, которой мы можем поделиться с клиентами. Речь, прежде всего, о техническом состоянии вагонов, сведениях о нормативных простоях под разными операциями. Эта информация может быть полезна партнерам при планировании своих цепочек поставок.

Опубликовано 07.01.2020

Похожие статьи