Современный склад: оптимизация процессов

27.07.2021Автор Ольга Попова
Что должна уметь хорошая WMS-система и какие инструменты используются на современном складе

Цель автоматизации склада интернет-магазина, как и любого бизнеса, — сокращение издержек. К этому добавляется специфика: необходимо быстро собирать заказы, исключать путаницу, знать, что, сколько и где находится, чтобы оперативно отгружать товар покупателям. О том, какие задачи решает ИТ-департамент «Хеппивеар Юг», рассказывает директор по ИТ Илья Цепенков.

Давайте представим вас нашим читателям. Как вы пришли в ИТ и чем занимались до сегодняшней должности?

Я учился на информатика-экономиста и сразу после окончания института пошел работать в 1С франчайзи в Волгограде. Там набрался опыта программирования и поработал у многих клиентов, выполняя разные задачи. После этого трудился на продовольственных складах и, наконец, судьба привела меня сюда, в е-commerce.

Расскажите, с чего вы начали работу в «Хеппивеар Юг»?

Когда я пять лет назад пришел на предприятие, счета выставлялись вручную. Я был единственным программистом. Основная задача, которую я должен был решить, — сведение остатков товаров. И здесь были трудности: остатки не сводились. Во внутренней системе, фиксирующей товародвижение, была сплошная неразбериха. Понадобилось время, чтобы все настроить правильно. На складе не было адресного хранения, мы его потом делали. Приемка велась вручную, сборка — по листочкам, также вручную выставлялись счета. Даже заказы с сайта загружали руками.

Ошибок возникало много?

На тот момент нет. Потому что заказов было мало. Но мы бы не справились с тем потоком заказов, который есть сейчас.

С чего вы начали и что сделали за эти пять лет?

Мы начали автоматизировать процессы с помощью 1С: «Управление торговлей». В первую очередь автоматизировали заказы, затем отдел контроля, который проверял качество отгружаемого товара и его количество. Это позволило автоматически выставлять счета нашим клиентам прямо на сайте. А также сделали адресное хранение на складе. Организовали онлайн-оплату картами, перешли на API, интегрировались почти со всеми транспортными компаниями. Сейчас клиент практически сразу получает ТТН и может отследить свой товар в онлайн-режиме.

Сократили персонал?

Парадокс, но количество персонала, наоборот, увеличилось. Пять лет назад у нас работало 40–50 человек, а сейчас больше 350. Это произошло потому, что многократно выросло количество заказов. Но наши сотрудники перераспределились. Если раньше в отделе логистики работали восемь человек, то сейчас там трудятся трое. Люди перешли в растущие подразделения, такие как отдел продаж, отдел закупок, отдел по работе с клиентами.

Это пандемия так повлияла на ваш рост?

Нет. Все началось гораздо раньше. В России был очень слабо развит е-commerce по сравнению с другими странами. Настало время роста. Бизнес повсюду переходит в онлайн.

Для вас, как для ИТ-руководителя, что было самое сложное в решении задач?

Самое сложное — сделать так, чтобы люди приняли новое. При том, что это новое появляется постоянно. Людям надо постоянно меняться, и не все это могут выдержать. Те, кто не выдерживает, уходят.

Кто вас поддерживал в начинаниях?

Мне повезло. Наше руководство нацелено на полную автоматизацию и сокращение рутинного труда.

Какие требования предъявляет бизнес к ИТ-департаменту?

В первую очередь — соблюдение законодательства. Речь идет о маркировке изделий, с чем связаны и определенные проблемы. Так, иногда приходит продукция неправильно маркированная, и это надо исправлять. Еще важна скорость обработки заказов. Мы собираем заказ в течение суток после получения. И должны проверить каждую единицу товара, сверить его с фотографией. Иногда случаются ошибки. Но это человеческий фактор. Если людей заменить роботами, то, наверное, количество ошибок можно свести к минимуму.

А реально всех людей заменить роботами?

Реально. Вопрос цены. Чтобы запустить роботов, нужны большие изначальные вложения. Один робот-сборщик стоит очень дорого. Плюс понадобится переделка всего склада под роботизированную сборку. Пока такие вложения может позволить себе только Amazon, даже на складах WildBerries сборка ручная. Конечно, за роботами будущее. Причем это касается не только склада. Думаю, многое может заменить искусственный интеллект. Мы сейчас хотим делать описание товаров с помощью инструментов ИИ. Например, загрузив фото товара, можно получить его описание. Это заменит копирайтеров.

Изменила ли пандемия бизнес-процессы?

Изменения бизнес-процессов коснулись в первую очередь офисов. Сейчас мы легко отправляем людей работать на удаленку. Если говорить о складе, то здесь задачи остались прежними: принять товар, разместить его, собрать, проконтролировать и отправить. На это пандемия особого влияния не оказала.

Какие проекты были запущены в последнее время?

В декабре прошлого года мы запустили WMS-систему. Если раньше сборщики ходили с листочками бумаги, то теперь они используют терминалы сбора данных. Здесь пока есть трудности: люди не привыкли работать с терминалами и это увеличивает время сборки. Усложнились и процессы у контролеров. Мы ждем от нашего партнера, компании AXELOT, что она сделает нам нужную функцию в системе — сборку заказов после оплаты. И тогда будут очевидны плюсы WMS. Эта функция позволит отказаться от расформировки заказов или выемки части товара из заказа. Расформировка проводится в том случае, когда клиент не оплатил счет в течение шести дней и товар возвращается на адресное хранение.

Почему в проект начали в декабре?

Время было выбрано специально. После 20 декабря в онлайн-торговле идет спад заказов. И чтобы обработать ошибки, без которых ни одно внедрение не обходится, мы начали его в низком сезоне. И деятельность организации при этом не останавливалась.

Из каких этапов состоит проект автоматизации склада?

Сначала идет разработка технического задания. У нас она заняла продолжительное время, около полугода. Наш партнер приезжал на склад, все осматривал и записывал. В процессе разработки ТЗ корректировалось. После согласования техзадания начинается этап программирования, он полностью на стороне разработчика. Далее проходит тестирование. Особенность е-commerce состоит в том, что на этапе тестирования многие вещи уже устаревают, они делаются по-другому, не так как было описано полгода назад. Ну и наконец, само внедрение. Это самый интересный этап, когда все в прямом смысле живут на складе.

Вы закончили этот проект?

Его невозможно закончить. Система постоянно меняется. Каждый день что-то дорабатывается.

Что должна уметь хорошая WMS-система?

В первую очередь хорошая WMS-система не мешает складской работе. Она должна сама решать, что и откуда взять, она должна быть гибкой в плане настроек, чтобы оперативно менять какие-либо процессы без привлечения разработчиков. Еще важна высокая скорость обработки товаров. Сейчас часть корректировок мы делаем своими силами, часть — силами специалистов AXELOT.

Что такое «волновая» сборка заказов? И как грамотно использовать «волны» в связке с WMS?

У нас и до внедрения WMS была «волновая» сборка. Это выглядит так: сборщик говорит, что будет собирать 20 заказов в пул. Система ему выдает это количество, и он приступает к сборке. Раньше он ходил с бумагой, теперь вся информация у него содержится в ТСД. Преимущество в том, что если клиент хочет что-то изменить в заказе, то сейчас мы можем оперативно все исправить. А раньше мы этого сделать не могли.

Заметили ли покупатели изменения?

Они заметят, когда у нас на сайте будет реализована оплата после заказа. Если сейчас они ждут счет сутки, то в скором времени начнут его получать в течение часа. Мы планируем это сделать в текущем месяце, после завершения тестирования.

Вы работаете в основном с оптовыми покупателями. Есть ли какая-то специфика?

Да, есть. У нас вы можете сделать основной заказ и в процессе сборки добавить к нему отдельно несколько дозаказов. Это вызывает сложности, например, с формированием скидок в личном кабинете. В случае с оптом это могут быть сотни позиций, которые нужно объединять в упаковочные места.

У вас есть и собственное производство?

Да, марка Happy Fox. Мы сами шьем продукцию из трикотажа и продаем в том числе через маркетплейсы: OZON, «Яндекс», «Ламода», WildBerries. И наш ИТ-департамент занимается интеграцией с ними, пишет обмены по API. Там немало подводных камней, поскольку у каждого маркетплейса все устроено по-своему. Кроме того, у них постоянно все меняется.

В пандемию количество онлайн-заказов увеличилось многократно. Соответственно, возросла нагрузка на магазины и склады. Какие ИТ-инструменты пришли на помощь?

В прошлом году мы провели аудит нашей системы «Управление торговлей», и он выявил узкие места в обработке запросов. И наши разработчики занимались изменением этих запросов, чтобы система работала быстрее.

Что еще нового появилось или появится в ближайшее время для ваших клиентов?

Мы планируем совместно со Сбербанком запустить оплату на сайте по QR-кодам, а также использовать систему быстрых платежей. При СБП оплата для клиента станет очень удобной. И мы сразу будем видеть деньги на расчетном счете, а пока мы их получаем только на следующий день.

Какие задачи у вас в приоритете?

Мы планируем расширить клиентский сервис. Собираемся автоматизировать работу операторов, в том числе с возвратами, с ответами на звонки. Есть задачи по автоматизации отдела закупок и отдела продаж. Также постоянно добавляются новые транспортные компании, с которыми нужно организовывать «обмены». И нужно решать с помощью ИТ-инструментов задачи маркетинга.

Сейчас многие жалуются на кадровый голод. Как удерживаете людей в ИТ-департаменте?

У нас в ИТ-департаменте трудится 10 человек. И я считаю, что у нас крепкая команда. В компании созданы хорошие условия для работы. Есть оплата питания, обучения, есть перспективы карьерного роста. Кто-то из рядовых программистов стал руководителем ИТ-разработки. Кто-то из простого стал ведущим программистом. И так далее. Если человек хорошо работает и постоянно обучается новому, в сфере ИТ рост у него всегда будет.

Если говорить о e-commerce, каким вы видите будущее складской логистики?

С точки зрения клиента я вижу это так: как только я сделал заказ, то через несколько часов он должен быть доставлен в пункт выдачи или ко мне домой. И это вполне возможно. Например, на Amazon есть системы, которые, используя большие данные, могут спрогнозировать спрос на товар в конкретном месте в определенное время. То есть заказа еще нет, но система сообщила, что нужно привезти товар на склад, потому что появится спрос. Я считаю, что за этим будущее.

Похожие статьи