Как пандемия изменила электронную торговлю

25.08.2021Автор Владимир Зайцев
Как пандемия изменила электронную торговлю
Что это значит для ИТ-команд и почему они перестали бояться и полюбили облако

Пандемия COVID-19 изменила и продолжает менять жизненный уклад, привычки и планы людей. Это, в свою очередь, отражается на потребительском поведении, темпах развития определенных отраслей экономики, и, чем более «технологичен» тот или иной сегмент рынка, тем больше пандемия влияет на то, как меняются подходы, стек и инструменты ИТ-команд.

Пандемия придала мощный толчок сегменту электронной торговли и помогла компаниям этой сферы быстро приблизиться к следующему уровню зрелости и масштаба. По данным Data Insight, российский рынок e-commerce удвоил темпы роста в 2020 году (на 58% до 2,7 трлн рублей) по сравнению с 2019 годом. За год на рынке появились новые сильные игроки (например, Сбермаркет, который в 2020 году увеличил выручку от электронной коммерции в 14 раз), произошли заметные консолидации, многие маркетплейсы и онлайн-магазины зарегистрировали кратный рост.

Период самоизоляции в 2020 году повлек за собой изменения в поведении потребителей и, следовательно, целую последовательность других перемен. Мы как провайдер облачной платформы, которую используют многие популярные онлайн-ритейлеры и маркетплейсы, в течение этих полутора лет оценивали, как пандемия и связанный с ней рост аудитории онлайн-ритейла повлияли на веб-трафик, что изменили в подходах к ИТ и с какими вызовами командам популярных ecommerce-сервисов пришлось столкнуться во время очень быстрого роста.

Трафик веб-ресурсов резко вырос, и с этим ростом пришли сверхнагрузки

После объявления локдауна потребители активно пользовались возможностью совершать покупки, не выходя из дома. Для ритейлеров активизация торговли онлайн означала шанс компенсировать убытки от простоя физических площадей. В частности, это спровоцировало резкий рост трафика веб-ресурсов продовольственной розницы (продукты и доставка еды): в первую неделю самоизоляции трафик веб-ресурсов e-grocery вырос на 80% относительно февраля и сохранил тендецию к росту: в конце года он был в полтора раза выше, чем до Ковида. Появление новых категорий онлайн-товаров в условиях пандемии (например, безрецептурные лекарства) также способствовало росту трафика. Для онлайн-ритейлеров остро встала проблема масштабирования ИТ-инфраструктуры, способной выдержать такой резкий рост нагрузки. В свою очередь, эта проблема усугубилась ограничениями логистики: в период закрытых границ усложнилась закупка, поставка и развертывание дополнительного оборудования под масштабирование — все это с учетом долгих циклов планирования бюджета.

Региональная аудитория оценила онлайн

Пандемия заставила уйти в онлайн даже тех покупателей, которые никогда до этого не пользовались онлайн-сервисами, заметно увеличилась региональная аудитория — это, а также обострившаяся конкуренция, ускорило выход крупных игроков в регионы. Для ИТ-команд настоящим вызовом стало сохранение темпов экспансии и усиления мощности инфраструктуры в регионах для сохранения качества пользовательского опыта.

Возникают пики нагрузки, но не всегда известно, когда они произойдут

В новых условиях у онлайн-ритейлеров чаще возникают пиковые нагрузки на инфраструктуру. До пандемии они были более прогнозируемы и понятны: существовала ярко выраженная сезонность (массовые распродажи), запланированные показатели роста, и все это учитывалось в планировании годового ИТ-бюджета. То, как пандемия привнесла в рынок непрогнозируемость, показал анализ трафика e-commerce ресурсов на нашей платформе. Когда начались первые ограничения пандемии, трафик веб-ресурсов продовольственной розницы вырос на 85% всего за три недели, а в Черную пятницу 2020 года, наоборот, ожидаемого ажиотажа и всплеска посещаемости не произошло: потребители стали тратить более консервативно. В целом для сегмента стали характерны резкие и непрогнозируемые всплески, под которые трудно и невыгодно закладывать избыточную инфраструктуру.

Конкурентная борьба ужесточается

На быстро развивающемся рынке электронной торговли увеличилось количество игроков, а покупательская способность упала. По данным CloudPayments, средний чек в онлайн-магазинах в конце 2020 года был уже на 45% меньше, чем в апреле. Это подстегивает активную конкуренцию в сегменте, и онлайн-ритейлеры стремятся обеспечить более качественный пользовательский опыт и за счет этого повысить конверсию. Для веб-ресурсов на показатели конверсии влияет скорость загрузки веб-страниц: при таком количестве конкурирующих сервисов потребитель не готов ждать загрузки сайта более 3 секунд, поэтому при росте нагрузки у ИТ-команд возникает необходимость увеличивать мощность ИТ-инфраструктуры, что влечет рост капитальных расходов на закупку оборудования и эксплуатационных издержек на развертывание и обслуживание дополнительных серверов. Увеличение накладных расходов, в свою очередь, влияет на конкурентоспособность цен. На фоне обострившейся борьбы за покупателя на рынке ecommerce все активней используются парсеры, которые генерируют дополнительную паразитную нагрузку на инфраструктуру, усугубляя ситуацию.

E-commerce активнее внедряет ИТ-инновации

Желая приспособиться к условиям пандемии, сфера электронной торговли стала рынком, наиболее активно потребляющим ИТ-инновации, чтобы улучшить пользовательский опыт и сохранить высокие темпы роста. Однако многие популярные веб-ресурсы существуют уже давно и не были рассчитаны на нагрузки сегодняшнего уровня, их код изначально унаследовал некоторые архитектурные ограничения. Проблема поддержки legacy-кода растет с каждой новой функциональностью и каждым увеличением нагрузки.

Дефицит ИТ-кадров тормозит рост

В условиях роста бизнеса из-за пандемии и большой доли legacy-кода для большинства ИТ-команд в ecommerce основным ограничением на пути к росту стал не только дефицит инфраструктуры (серверы и каналы связи), но и дефицит ИТ-кадров. Хотя сегодня его испытывают все сегменты экономики, рынок электронной торговли, который находится в фазе бурного роста, чувствует его особенно остро. На фоне общей нехватки ИТ-специалистов сегмент ecommerce, по признанию ряда представителей из отрасли, не такой привлекательный для разработчиков, поэтому ИТ-командам приходится либо тратиться на контрофферы, либо долго искать, либо рисковать тем, что специалиста сманят, и каждый новый разработчик будет усугублять ситуацию с legacy-кодом. Растущая доля legacy-кода требует большое количество человеко-часов для реализации изменений, которые в условиях пандемии стали более частыми, а появление огромного количества новых технологий для ритейла влечет за собой сложность интеграции.

Эти тренды, обусловленные изменением рынка в пандемию, поставили перед ИТ-командами ecommerce веб-ресурсов три основные (и взаимосвязанные) задачи.

Масштабирование инфраструктуры

Столкнувшись с тем, что нагрузка на ИТ-инфраструктуру растет быстро и непрогнозируемо, ИТ-команды в e-commerce могут испытывать проблемы масштабирования. Чтобы избежать отказов во время всплесков спроса и обеспечить необходимый уровень пользовательского опыта, масштабировать ИТ-инфраструктуру нужно оперативно. Но модель, при которой используется исключительно собственная инфраструктура, не предполагает оперативности: на развертывание дополнительных мощностей уйдет время, за которое нужно провести нагрузочное тестирование, закупить и подключить оборудование, настроить его. Если веб-ресурс направлен на федеральную аудиторию, придется обеспечить точки присутствия инфраструктуры в различных регионах России.

Контроль затрат

Эта задача напрямую связана с задачей масштабирования ИТ-инфраструктуры как под рост, так и под пики спроса. Закупка и обслуживание собственного оборудования — это дорого, также потребуется расширить команду ИТ-специалистов. Характерная для сегмента пиковая активность, во время которой ИТ-команде нужно обеспечить доступность веб-ресурса, требует дополнительной инфраструктуры, которая после окончания пиковой активности становится избыточной, но продолжает генерировать эксплуатационные расходы.

Высокие темпы роста и более быстрые циклы разработки в сфере электронной торговли постоянно стимулируют наем ИТ-сотрудников - а ФОТ по-прежнему остается основной расходной статьей в ИТ-компаниях.

Ускорение Time-to-market

Расширение географии и масштабирование веб-ресурса, высокие темпы разработки и внедрения новых фич, растущая сложность интеграции и поддержки требуют все больше ресурсов ИТ-команды. Иногда она может стать бутылочным горлышком для роста и развития бизнеса в e-commerce, поэтому руководителям в ИТ необходимо искать способы ускорить time-to-market для вывода новых продуктов и функциональных возможностей, а также региональной экспансии.

Вывод/выход

Самые быстрорастущие онлайн-ритейлеры за время пандемии поняли, что парадигма on-premise не сможет поддержать их в период быстрого роста. В условиях неопределенности и в момент, когда традиционные цепочки поставок оборудования были нарушены, использование облачных инфраструктур помогло справиться с первоочередными задачами веб-ресурсов сегмента e-commerce.

Во-первых, эластичность облака позволяет получать мощности по запросу и инкрементно наращивать инфраструктуру без капитальных вложений.

Во-вторых, географическая распределенность крупных публичных облаков, при которой сервера находятся в максимальной близости от пользователя, способствует улучшению качества пользовательского опыта для региональных покупателей: это обеспечивает более высокую скорость обработки пользовательского запроса - то есть, важную для сферы онлайн-ритейла скорость загрузки веб-ресурса, влияющую на показатели конверсии и оттока.

В-третьих, удобные модели тарификации (Pay-as-you-grow) и отсутствие CAPEX снизили финансовые риски и увеличили эффективность использования инфраструктуры.

В-четвертых, гибкость модели позволила ИТ-командам веб-ресурсов адаптировать возможности облака под свои задачи: например, оставить на своей инфраструктуре данные, которые нельзя размещать в публичном облаке в силу регуляторных требований, но использовать публичные облачные среды для доставки статического контента.

В-пятых, дефицит ресурсов ИТ-команд (эксплуатация и разработка) можно частично разгрузить благодаря различным функциям, сервисам и инструментам, уже реализованным на стороне облачного провайдера. Ряд PaaS-платформ, доступных в России, предлагают десятки сервисов для обеспечения кибербезопасности, выполнения отдельных функций в облаке, преобразования контента и многое другое. Все, что требует дополнительных человекочасов со стороны ИТ-отдела, увеличивает time-to-market, даже если это разработка простой, но необходимой для функционирования веб-ресурса фичи или интеграция с новым инструментом.

Похожие статьи