«Продающее» резюме – миф или реальность?

Логотип компании
«Продающее» резюме – миф или реальность?
Шанс «выстрелить», произвести впечатление, у резюме есть только во время его первого, быстрого и, как правило, единственного прочтения.
В процессе поиска и подбора кандидатов для найма на позицию используются самые разные каналы: социальные сети (общие либо бизнес-ориентированные), рекрутинговые агентства, прямые обращения в компанию и личные контакты. Несмотря на все это разнообразие и использование средств Интернета, важная роль в общении соискателей и компаний остается за таким традиционным инструментом, как резюме. Это актуально практически для любого направления профессиональной деятельности.

В резюме говорится о навыках, опыте работы, образовании и другой информации, которая используется при рассмотрении кандидата. Шанс «выстрелить», произвести впечатление, у резюме есть только во время его первого, быстрого и, как правило, единственного прочтения. Поэтому важны как следование форме, так и вызывающее интерес содержание.

Для работодателя, резюме – это отличная возможность «прочесть» кандидата еще до собеседования. Причем источником информации служат как стиль оформления резюме, так и умение выделить важное и правильно преподнести информацию.
Причин, по которым мы решили опубликовать этот материал, несколько, и в первую очередь это значительное количество ошибок и недочетов, а также регулярно встречающиеся расхождения между написанным в резюме и сказанным на собеседовании. 

Бывает, что соискатели пишут резюме под копирку или копируют текст стандартных должностных инструкций. Важно не терять индивидуальный почерк, но при этом не перегибать планку. Так, например, чувство юмора по-прежнему считается положительным качеством кандидата, но все же не стоит делать этот стиль преобладающим в резюме. Не стоит писать: «Как главный бухгалтер я знаю меру уголовной и административной ответственности, которой подлежит мой директор, поэтому в случае внезапной проверки готова проглотить компрометирующие документы».

Часто попадаются резюме, подготовленные в формате «черт голову сломит». И это не признак «индивидуального подчерка». Реакция на негативную оценку такого резюме - удивление: «И это важно? Суть понятна, что еще надо?» Удивляет кандидатов и то, что кадровик, получивший такое резюме, просто на автомате хочет отправить отказ. А если должность располагает к внимательности и аккуратности, а эти качества указаны в резюме, желание отказать возникает, увы, сразу. Помним о том, что формат резюме — это не только содержание, но и подача информации и расстановки необходимых акцентов. Непонятная структура может затруднить восприятие текста и дать о вас искаженную информацию.

Такие ошибки не очевидны и не существенны для автора резюме, но отчетливо видны «с той стороны барьера». Они могут похоронить всякую надежду на встречу. Поэтому, мы рассмотрим, как современный HR использует резюме кандидатов, в частности как работает процесс первичного отбора по резюме.

Та самая цель

– Ищу работу менеджера или куда пошлют.
– Хм… веселое резюме, и куда бы послать такого кандидата?

Прежде чем обсудить принципы и правила построения хорошего резюме, обсудим, как именно оно работает. Начнем с очевидного: цель документа – помочь HR’у или возможному руководителю принять решение, приглашать соискателя на встречу или нет. Собственно, все. Исходя из этого и составляется резюме. Задачи – выделиться из плотной группы конкурентов, вызвать интерес, «продать» себя.

И еще одно. Вспомните ваш типичный рабочий день. Вне зависимости от того, руководитель вы или специалист, он насыщен событиями. Типичный график сотрудника HR, который занимается поиском, не менее насыщен.

На практике это означает, что если ваше резюме получит три минуты внимания – это везение. Но лучше готовить документ, предполагая, что знакомиться с ним будут не более минуты. Именно поэтому так важны удобный и общепринятый формат, безукоризненно подобранная лексика и многократная проверка на ошибки. И опять-таки - отсутствие лишней, не относящейся к делу информации.

Резюме не просто нацелено на то, чтобы состоялось собеседование, – они тесно связаны друг с другом. Позиционирование в резюме и на собеседовании не должны противоречить друг другу. Так, например, если человек достаточно долго занимал руководящую позицию, у него обязательно должны быть достижения и измеримые результаты работы. Те, кто не отражает этот факт в резюме, зачастую теряются на собеседовании при вопросе о достижениях. 

Перо к бумаге

Еще до момента начала работы с документом задайте себе несколько вопросов:
Чем я лучше других в своей профессиональной области?
Почему именно я должен получить эту работу?
Что я делаю в своей области наилучшим образом?
Чем я отличаюсь от своих коллег?
Что я сделал значительного в своей карьере и каковы мои достижения в профессиональной области?

Ответы на эти вопросы помогут наполнить форму резюме необходимым вам содержанием.

Аккуратность в оформлении резюме позволяет убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, информация хорошо читается, что экономит время и характеризует соискателя в глазах HR’а как человека уважающего это время. Во-вторых, небрежно оформленное резюме могут запросто проигнорировать. Кроме того, красиво оформленный документ просто по-человечески вызывает расположение.

Одна фотография абсолютно уместна в резюме, но не стоит высылать работодателю развернутое портфолио. Фото должно быть в деловом или строгом стиле, например (как на паспорте), изображение четким, чтобы сразу можно было разглядеть лицо, а не рядом находящиеся объекты.

Уместен элемент самовыражения. Можно вставить ваше фото на рабочем месте, на выступлении, переговорах либо просто перед офисным зданием.

Не рекомендуется высылать фото на пляже, в купальнике, фото с друзьями или детьми.

Помните о том, что не совсем верные выводы о вас могут быть сделаны на этапе первичного отбора по одному только фото.

Документ по форме

Если резюме составляется в произвольном формате (например, в текстовом редакторе), а не на страницах сайта или приложения, где структура документа уже задана, следуйте устоявшимся принципам компоновки, наличия обязательных блоков информации и их принятому порядку. Следует соблюдать единый стиль: минимум шрифтов (в идеале один), не злоупотребляйте различными размерами шрифта и цветовым выделением.

Личные данные:
Фамилия, имя и отчество пишутся полностью.
Дата рождения (можно с указанием полных лет в скобках). 
Место жительства (достаточно указать город и район проживания).
Контактная информация. Укажите один-два номера телефона с указанием типа связи (сотовый, домашний, рабочий) с желательным периодом времени для звонка; адрес электронной почты, Skype.

Должность, на которую подается резюме, необходимо указать абсолютно точно и однозначно. Примеры нежелательных формулировок: «бухгалтер/менеджер по работе с клиентами»; «бухгалтер», «главный бухгалтер, бухгалтер на участок “Банк”».

Укажите ожидаемый уровень дохода. Позднее мы обсудим, как эта информация либо ее отсутствие воспринимаются рекрутером. Ваш «ценник» практически всегда запросят по телефону, прежде чем пригласить на собеседование. 

Гражданство необходимо указать для понимания того, резидентом какой страны вы являетесь на данный момент. 

Образование указывается в обратном порядке (то есть начиная с последнего места учебы) по схеме: дата поступления – дата окончания, наименование учебного заведения, факультет, полученная специальность в соответствии с дипломом. Обязательно пишите квалификацию по диплому в формате «юрист», «инженер», «экономист». Часто работодателю нужен специалист с опытом работы в своей сфере и базовыми знаниями предметной области. Например: менеджер по продажам оборудования; опыт – в продажах; образование – инженер.

Дополнительное образование: курсы, семинары, тренинги. По схеме: дата начала, количество часов или дата окончания; название учебного заведения; тематика образования и, если есть, полученная специальность.

Опыт работы также приводится в обратном порядке (начиная с настоящего времени) по схеме: дата приема – окончания работы в компании; название компании, сфера ее деятельности; название должности и, если были, количество подчиненных. 

Далее следуют описание функциональных обязанностей, уровень полномочий на каждом месте работы. Особенно важна информация о результатах и достижениях, а также навыках, приобретенные в ходе работы. О том, что писать в этом разделе, поговорим позднее.

В завершении резюме указываются личные качества, дополнительные навыки, знание языков, хобби, рекомендации с мест работы, уровень владения ПК.

Проблемой специалистов и руководителей с большим стажем может стать слишком длинное резюме. Это объяснимо, ведь за плечами пара десятков лет насыщенной профессиональной жизни, опыта и побед. Но у длинного документа есть риск быть отсеянным при первичном отборе только потому, что его не дочитают до конца. Выход – подготовить две версии: короткую, для рассылок, и детальную, для представления на собеседовании.

Есть факты, которыми делиться в резюме не следует. Например: что не устраивало на прежнем месте работы, вероисповедание, ориентация, политические взгляды, номер паспорта, физические данные и состояние здоровья. Это не ожидается, да и не несет дополнительной ценности.

Прямое попадание

 – Ваша цель или какую работу хотели бы получить?
 – Рассмотрю различные предложения, связанные с производством и реализацией пельменей, ну или по моей специальности можно – зубной техник.

Уровень дохода. Если предложений по вашей специализации на рынке много, то резюме без указания дохода просто проигнорируют. Вот как это работает: если ваши опыт и квалификация на рынке не уникальны, то рекрутер, задавая рамки поиска, поставит галочку напротив «игнорировать резюме без указания зарплаты». Зачем терять время на непонятных кандидатов, если прозрачных вполне достаточно?
А вот если к вашей кандидатуре есть интерес и ваш профиль является «штучным» на рынке, но запросы с точки зрения работодателя велики, он постарается с вами договориться.

Расположение. Не указывая район желательного расположения работы, вы вовсе не увеличиваете просмотры за счет тех, кто находится далековато, а вы вполне готовы туда ездить. Все совсем наоборот: если работодателю неважно, где вы живете, он не будет задавать район и увидит всех: и из центра, и из спальных районов, и из «не скажу». А если район важен, то все «не скажу» останутся за рамками поиска.

Программы и системы. Всегда указывайте уровень владения программами и системами. Обязательно писать названия всех продуктов и их версии. Если работодателю важно владение именно 1С ИТРП, например, то искать он будет ИТРП, а не предложения конкурентов. Если ему важно, чтобы «1С» была версии 8.3, то и искать он будет «8.3», а не «все версии “1С”». 

Должность. Не существует таких должностей, как «бухгалтерия», «ищу работу» или «персонал». Правда, мы проверяли. Поэтому принцип: «одно резюме – одна четко указанная должность». Если необходимо, то можно составить несколько резюме, адаптированных под различные должности. Например, вы знаете несколько участков своей работы и ищете должность ведущего бухгалтера, но можете рассмотреть вариант с предложением бухгалтера по расчету заработной платы. В этом случае можно составить резюме на обе эти позиции. 

История мест работы. Абсолютно для всех резюме важен род деятельности ваших предыдущих работодателей. Рекрутеру вовсе не очевидно, что 545АБВГД – это системный интегратор. Да, можно воспользоваться поиском или перейти по указанной ссылке, но если в скобках после названия компании указать ее направление деятельности, то ваше резюме рассмотрят быстрее конкурентов. И потом, это показывает ваше понимание бизнеса компании.

Примечание: данные рекомендации частично разработаны для совместного проекта

Опыт, знания, навыки следует раскрыть детально, но не опускаясь до мелочей. Многие работодатели считают резюме без этой информации немотивированными и вообще не рассматривают. А что там написать – вопрос индивидуальный. В любом случае только то, что имеет непосредственное отношение к предмету вакансии, на которую подается резюме.

Ситуация будет различна для кандидата с десятками лет опыта и молодого специалиста. В первом случае ряд достижений будет сформулирован «в крупную клетку», а некоторые из них вообще выведены за рамки как не отвечающие конкретной вакансии.

Достижения обязательно указать после описания каждого места работы, именно это интересно работодателю в первую очередь. Есть достаточно простой критерий выбора, что следует отнести к достижениям. Вспомните, что было отмечено вашим бывшим руководителем, что представляет ценность для бизнеса, частью которого вы на тот момент были. Примеры: 
• своевременно реализованный проект, уложившийся в бюджет; 
• внедрение изменений в «проблемный» процесс; 
• организация и вывод на рабочий режим новой функции, либо отдела; 
• управление запуском нового продукта. 

С большой долей вероятности и будущий работодатель оценит эти достижения как ценность, которую он сможет получить от вас.

В бизнес-организациях существуют роли, для которых трудно представить достижения в цифрах. Например, бухгалтер на участке «банк» не сможет занести больше исходящих платежей, чем их выполнила компания. Это процессный тип работы. В этом случае можно указать, например, реализованные по вашему предложению улучшения, либо успешное прохождение проверок, либо стабильную работу процесса в период пиковых нагрузок.

При указании достижений критичен подбор слов. В английском языке есть специальный термин strong words (сильные слова). Формулировки должны указывать на завершенное действие, достигнутый результат, на изменение ситуации к лучшему. 
Сравните: «руководил проектом, открыл представительство, увеличил клиентскую базу на 43%, уменьшил количество рекламаций на 55%» с таким описанием: «курировал направление, участвовал в проекте, способствовал результату». Звучит уже не так, верно?

Постарайтесь показать себя человеком, который имеет опыт, наработки, широкий диапазон готовых решений.

Рекомендации. Дополнительным плюсом для кандидата служат рекомендации. Они подтверждают оценку достижений, демонстрируют открытость, наличие профессиональных связей, а также отчасти широту социальных контактов, что может быть важно для специфики вашей работы. Укажите имена двух-трех человек, которые могли бы дать характеристику. Если по тем или иным причинам вы не готовы включить информацию о таких лицах в открытый доступ, ограничьтесь фразой: «Рекомендации предоставляются по запросу». 

Хобби. Если у вас есть увлечения, интересы (например, вид спорта, можно даже написать, что вы любите путешествовать, знакомиться с другими культурами) – это поможет увидеть за строчками личность. Отпуск в качестве хобби указывать не следует.

В некоторых компаниях есть устоявшиеся традиции и увлечения, разделяемые большинством сотрудников: например, коллективные походы либо игра в волейбол в сборной команде и т. д. Это тоже имеет смысл упомянуть в резюме. Некоторые компании собирают такие данные о своих сотрудниках, например, с целью правильно и к месту поздравить их с днем рождения. 

Личные качества. Про личные качества писать надо, но с соблюдением двух критериев: сжато и правду. Можно перечислить все свои качества на листочке, а потом включить в резюме только относящиеся к вакансии. Тут есть один момент: личные качества не бывают плохими или хорошими – они нужны или не нужны под ту или иную задачу. Так, дипломату вряд ли нужно упрямство или упорство, но вот управленцу на производстве они пригодятся. Для резюме журналиста могут подойти такие качества, как креативность, настойчивость, оптимизм, неконфликтность, коммуникабельность, вежливость, внимательность, активность.

Есть личные качества общего характера, которые подойдут любому работодателю: самостоятельность, обучаемость, добросовестность, исполнительность.

Профессиональные (ключевые) навыки. В принципе основные навыки указываются вместе с историей работы. Можно добавить то, что не вошло в резюме или на чем хотелось бы сделать дополнительный акцент. Например, для менеджера по продажам: навыки делового общения, заключения сделок, ведения переговоров, управления временем и пр.

Полезно отметить то, что не вошло в описание опыта: сведения об общественной деятельности, публикациях, патентах, о членстве в какой-либо профессиональной ассоциации. Перечислите ваши публичные выступления на специализированных конференциях, семинарах, форумах.

…и ничего, кроме правды

 А остальные пункты вашего резюме так же близки к истине, как и этот?
– В них столько правды, сколько вам угодно. Если резюме вас устраивает, оно правдиво. В противном случае я его перепишу.

В условиях конкуренции стремление выделиться естественно, при этом помните о том, что излишнее преувеличение своих навыков, опыта и достижений может негативно отразиться именно во время вашей работы в компании. Лучше идти по пути поиска компании, которая соответствует вашему опыту и навыкам, иначе придется соответствовать новой должности, а это может оказаться сложнее, чем вы думаете.

Ложь в резюме – это несоответствие документа личной информации  (имя, дата рождения, регистрация, гражданство и пр.). Это может также касаться наличия необходимого гражданства либо знания иностранных языков, необходимых для работы на том или ином месте. Искажения фактов допускать нельзя.

На собеседовании может встать вопрос об адекватности оценки своих способностей, однако вряд ли кто-то обвинит вас во лжи в этом случае.

Ну и в конце добавим, что «продаваемое резюме» – это миф. Спросом пользуются специалисты, а не резюме. А вот само резюме – это развернутый ответ на вопрос «кто я» с точки зрения дела, которым вы занимаетесь. Получение четкого, связного, глубокого ответа на этот вопрос непросто, но результат важен.
Желаем успехов!

Опубликовано 05.03.2015

Похожие статьи