Умный город — это цифровой город

Логотип компании
Умный город — это цифровой город
Именно государство должно формировать плодотворную среду для инноваций, создавать условия, в которых их воплощение будет наиболее эффективным

С председателем комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Денисом Чамарой читатели журнала уже знакомы. Он не раз рассказывал о том, какие задачи решает профильное ведомство для цифровизации города. Но сегодня, в преддверии II Петербургского цифрового форума мы решили поговорить о новых вызовах для государственных CIO.

В июне (этого года) ВРИО губернатора Санкт-Петербурга выдвинул задачу сделать из нашего города цифровую столицу России. Какие технологические тренды и инновационные решения, на ваш взгляд, могут содействовать ее реализации?

Сейчас главным документом, определяющим стратегическое развитие нашей страны в сфере цифровых технологий, является национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Разумеется, на уровне регионов утверждены или утверждаются собственные проекты, в том числе касающиеся государственного управления. Именно государство должно формировать плодотворную среду для инноваций, создавать условия, в которых их воплощение будет наиболее эффективным. Это касается и нормативных актов, и господдержки инновационных проектов, и обеспечения соответствующей инфраструктуры – в очень многих сферах государство выступает регулятором.

Что касается Санкт-Петербурга, у нас разработана собственная целевая модель цифровой трансформации госуслуг. Она включает в себя использование проактивного подхода, многоканальность, автоматическое межведомственное взаимодействие и принятие решений, выдачу результата по услугам в электронном виде, экстерриториальность и применение реестровой модели. И многое уже делается. Так, предметом гордости города является уникальный в своем роде проект Комитета по информатизации и связи – единая мультисервисная телекоммуникационная сеть исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ЕМТС), благодаря которой городские учреждения и организации обеспечены защищенными услугами связи и на базе которой реализованы системы, автоматизирующие процессы управления городским хозяйством. Например, на базе ЕМТС функционируют Единый центр управления городским транспортом, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», обеспечивается решение актуальных задач в рамках реализации концепции «Умного города» – на сегодняшний день функционирует 89 автоматизированных информационных систем.

В текущем году мы прорабатываем несколько основных ИТ-проектов, которые, безусловно, учитывают положения национальной программы. Это и создание «Цифровой панели управления городом», призванной обеспечить сбор и обработку потоков информации различных уровней, и создание аналитической базы, позволяющей принимать обоснованные управленческие решения в целях эффективного социально-экономического развития города. Или, например, реализация проекта «Умного правительства», допускающего переформатирование государственных функций и процедур под выдачу сервисов, таких как создание ID-профиля жителя Санкт-Петербурга, а в последующем и ID-профиля туристов, посещающих наш город. Данный подход подразумевает выход за рамки госуслуг и предоставление в проактивном режиме любых городских сервисов.

Что касается развития в Санкт-Петербурге систем безопасности, то мы планируем получить ощутимые результаты уже к концу лета – началу осени. Здесь также используется комплексный подход: задача не просто увеличить количество видеокамер, а создать единую платформу для принятия управленческих решений. К этому добавятся автоматизированное реагирование на происшествия, интеллектуальная обработка видео на основе нейронных сетей, работа с большими данными.

Ввиду стремительности процесса цифровой трансформации практически всех важных отраслей нашего государства граждане нуждаются в равнодоступной, качественной и надежной среде передачи данных, то есть обеспечении беспроводного Интернета (Wi-Fi) в местах массового пребывания людей, в частности многофункциональных центрах предоставления населению госуслуг, а также учреждениях здравоохранения: поликлиниках, больницах, диспансерах и дневных стационарах. Кроме того, мы работаем над созданием бесплатных зон Wi-Fi-доступа более чем в 200 городских учреждениях, отобранных по результатам объемного исследования поведенческих моделей и мониторинга общественного мнения, в том числе с использованием соцсетей, которое показало, что 76,8% посетителей считают этот проект своевременным и необходимым. Принципиально важно, что данные зоны будут соответствовать требованиям законодательства РФ по идентификации пользователей Wi-Fi-сетей, что заметно повысит антитеррористическую защищенность как самих объектов, так и города в целом.

Не менее актуальная задача – обеспечение возможности предоставления инфокоммуникационных сервисов в местах массового скопления горожан и на территории социально значимых объектов, таких как сады, парки, скверы, площади. Для этого организуются независимые дистанционные объекты связи – удаленные универсальные узлы доступа ЕМТС как на основной, так и на особый периоды.

К сожалению, правовое регулирование в сфере технологий несколько отстает от темпов их развития, нормативная база достаточно инертна. Законодательство в сфере государственного заказа также не позволяет в полной мере и с необходимой скоростью работать с инновациями. Поэтому для скорейшего достижения поставленных целей мы организуем пилотные проекты и экспериментальные площадки, используем регулятивные «песочницы», что позволяет тестировать новые технологии в ограниченной среде без риска выхода за законодательные рамки. Перспективной мы считаем и такой формат взаимодействия, как государственно-частное партнерство: в региональном рейтинге по уровню его развития Санкт-Петербург находится на первом месте, и нам, разумеется, хотелось бы сохранить это положение, сделав ГЧП еще более эффективным, сократив сроки принятия решений.

В эпоху цифровизации перед руководителями ИТ-служб предприятий и учреждений встают новые задачи. Какие цифровые технологии, на ваш взгляд, необходимы в госсекторе?

Задачи перед нами стоят, конечно, масштабные. В первую очередь необходимо четко определить приоритеты и выработать новые подходы к организации этой деятельности, в частности различные методологии управления проектами, программами и портфелями проектов. Здесь флагманом выступает бизнес, однако и руководители органов государственной власти должны адаптировать работу своих ведомств к новым требованиям. Так, в ИТ-секторе быстрее, чем где бы то ни было, возрастает сложность проектов, их комплексность: если раньше доминировала отраслевая автоматизация, то сейчас требуется кросс-отраслевой подход – объединение разрозненных процессов в сквозные, сложносоставные, ориентированные на получение качественно новых результатов, заметных гражданам и бизнесу. В частности, в госсекторе растет потребность в гибких методологиях agile, хотя их применение и затруднено в связи с регулированием государственных закупок. Кроме того, современные технологии обеспечивают ряд преимуществ при использовании сервисных бизнес-моделей в ИТ-секторе – сейчас это в первую очередь касается IaaS, «инфраструктуры как сервис», но в ближайшей перспективе мы ожидаем роста и в направлениях PaaS («платформа как сервис»), SaaS («софт как сервис») и «данные как сервис» (DaaS).

В настоящее время на федеральном уровне утверждены шесть сквозных технологий: виртуальной и дополненной реальности, беспроводной связи, нейротехнологии и искусственный интеллект, новые производственные технологии, системы распределенного реестра, а также квантовые решения. Все они имеют прямое применение в государственном секторе и будут развиваться в соответствии с утвержденными дорожными картами.

Если говорить о Санкт-Петербурге, то наш город традиционно силен цифровизацией взаимодействия государства с гражданами и бизнесом, в частности в рамках «электронного правительства» это можно назвать одной из «умных» специализаций города. В связи с чем мы планируем прорабатывать вопросы применения технологии распределенных реестров в госсекторе, что позволит практически полностью ликвидировать бюрократию, многократно ускорив и обезопасив получение гражданами всех видов госуслуг. В первую очередь это касается сферы имущественных отношений, различных типовых сделок – например, заключения и исполнения договоров об аренде госимущества и его приватизации. А к 2024 году планируем реализацию полного цифрового профиля гражданина с применением блокчейна. Пока что основная проблема – недостаток правового регулирования использования криптотехнологий, в том числе в налоговом и бухгалтерском учете, отсутствие судебной практики. Однако данные проблемы будут решаться.

Кроме того, для развития Петербурга очень востребованы технологии виртуальной и дополненной реальности, они крайне перспективны для сфер образования и культуры. Речь не только об исторических реконструкциях и виртуальных экскурсиях, но и о виртуальном искусстве как таковом, изначально создаваемом с применением передовых цифровых технологий. Это направление активно развивается в мире, и наш город традиционно должен быть в авангарде современного культурного прогресса. Наша задача – обеспечивать доступ к таким технологиям широких масс, в частности для обучения и творчества.

В программе форума заявлена пленарная дискуссия «Цифровой город будущего». Когда, на ваш взгляд, можно ожидать ощутимых результатов от цифровизации – это годы или десятилетия? Что тормозит данный процесс?

В ходе дискуссии будет рассмотрен опыт создания «умного города» как в России, так и за ее пределами. Например, обязательно, затронем вопросы сбора и обработки данных, внедрения искусственного интеллекта, big data, различные цифровые комплексные решения, связанные с управлением мегаполисом, обеспечением безопасности и комфорта его жителей. Ответ на вопрос, насколько быстро можно ожидать результатов, напрямую зависит от того, насколько быстро удастся ликвидировать упомянутые нормативные ограничения, трансформировать государственное управление. Не стоит также забывать и о финансовой стороне вопроса – она очень важна, учитывая масштабы задачи. Но важнейшим фактором безусловно станут люди, ведь подготовка и переподготовка кадров для цифровой трансформации – это не только повышение квалификации госслужащих и работников промышленности, где активно развивается роботизация. Это прежде всего изменение сознания каждого гражданина, повышение его цифровой грамотности, доверия к технологиям, сокращение цифрового неравенства. Мы должны приложить к этому все усилия. Технологии, особенно применяемые в среде нашего города, не могут значительно опережать моральную и физическую готовность петербуржцев использовать их каждый день.

Петербургский цифровой форум проходит уже во второй раз. Какие задачи стоят перед его организаторами? Что нового ждет участников? Чего лично вы ожидаете от мероприятия?

Петербургский цифровой форум очень важен для нас, поскольку в нем участвуют все субъекты цифровой экономики: и госорганы, и бизнес, и промышленность, и руководители образовательных организаций, и наши зарубежные коллеги. А это возможность прямого диалога, возможность обсудить интересующие вопросы и выслушать точку зрения других специалистов. Именно так вырабатывается понимание, что мы сейчас можем и должны сделать, что изменить, какие возможности для этого есть и кто нам может помочь в достижении целей. В этом году упор будет сделан на обсуждение путей технологического прорыва как основы экономического развития. И конечно, нас в первую очередь интересуют практические решения, направленные на цифровую трансформацию органов власти, – ведь мы призваны идти впереди паровоза и, повторяю, нести ответственность за реализацию инновационного курса государства.

Смотреть все статьи по теме "Умный город (Smart city)"

Опубликовано 27.08.2019

Похожие статьи