ИТ-настоящее Югры: безопасность и комфорт для каждого жителя

Логотип компании
ИТ-настоящее Югры: безопасность и комфорт для каждого жителя
Нам удалось довести долю закупок российского программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд в 2018 году в Югре до 77%

Программа «Цифровая экономика» и «Стратегия развития информационного общества» поставили перед государственными ИТ-директорами сложные задачи. Среди которых - стратегическое планирование развития региона, разработка дорожных карт, внедрение инноваций, поддержка существующей инфраструктуры и экономия бюджетных средств. Как эти и другие задачи решаются в Ханты-Мансийском автономном округе рассказывает Павел Ципорин, директор Департамента информационных технологий и цифрового развития ХМАО - Югры.

Расскажите о себе, где и кем работали до того, как пришли на госслужбу и возглавили ИТ ХМАО?

Начинал еще во время учебы в университете монтажником кабельных сетей в Томском научно-производственном объединении «Контур». После окончания ТУСУРа стал работать инженером. Уже в 2005 году переехал в Ханты-Мансийск и был принят на работу в окружной Комитет по информационным ресурсам – предшественник нашего Департамента информационных технологий и цифрового развития. После получения опыта возглавил информатизацию города Ханты-Мансийска. В 2015 году вернулся в Департамент информационных технологий, а с 2016-го им руковожу. В прошлом году мы провели централизацию ИТ-инфраструктуры и преобразовались в Департамент информационных технологий и цифрового развития Югры.

Какие направления деятельности в сфере ИТ в регионе для вас являются сегодня приоритетными?

Все российские регионы сейчас работают в рамках «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Наша основная задача носит комплексный характер и связана с цифровой трансформацией экономики и социальной сферы. Мы начали с формирования регионального портфеля проектов по основным направлениям национальной программы. В конце 2018 года на заседании проектного комитета автономного округа были утверждены паспорта пяти проектов, образующих этот портфель: «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровое государственное управление», «Цифровые технологии». Это и есть наши приоритеты.

Если говорить простым языком, то сначала нам нужно довести Интернет до каждого жителя, это и есть инфраструктура, затем сделать качественные и доступные цифровые сервисы, автоматизировать деятельность органов власти, чтобы все было прозрачно и понятно для обывателя (госуправление), организовать использование самых современных сквозных технологий в других сферах жизнедеятельности (цифровые технологии), обеспечить безопасность данных и научить всех использовать эту экосистему.

Особое внимание мы уделяем социальной сфере – это индивидуализация обучения школьников и студентов, основы «цифрового» жителя, причем все нужно давать сразу, начиная с детского сада. В этом направлении мы также уже имеем опыт.

Мы не забываем про наши города, хотим сделать их комфортными и удобными для жителей. Югра стала одним из регионов, в которых в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» реализуется проект «Умный город» по цифровизации городского хозяйства. Пилотные площадки: Ханты-Мансийск, Сургут и Нижневартовск. Предполагается поэтапное внедрение систем электронной диспетчеризации в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, энергетики. Особое внимание уделяется внедрению «умных» элементов при благоустройстве территорий, а также вопросам безопасности. Мы рассчитываем, что на основе решений, отработанных на пилотных площадках, комфортная и безопасная среда будет формироваться и в других городах автономного округа.

Насколько развита в ХМАО, по сравнению с другими регионами, информатизация как для граждан, так и для органов государственного управления? 

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра традиционно входит в число российских регионов-лидеров в сфере цифровизации государственного управления.

На 1 января 2019 года доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет (скорость доступа 2 и более Мбит/с) составляет в округе 98,5% (при плановом общероссийском показателе на 2019 год 79,0%). Мы активно занимаемся строительством сетей связи в отдаленных и труднодоступных районах, которых в автономном округе хватает. Только за 2018 год такие сети дошли до 14 населенных пунктов, что означает, что широкополосный доступ в Интернет получили еще свыше 20 000 человек.

На 1 июня 2019 года на Портале госуслуг зарегистрированы 1 353 736 жителей округа. С начала 2019 года им было предоставлено 5 683 749 услуг в электронном виде.

В 2018 году в Югре мы приступили к реализации масштабного проекта по предоставлению услуг полностью в цифровом виде. Это услуга по выплате единовременного пособия рожденным в Югре. Пакет документов, необходимый для получения выплаты, формировался исключительно с помощью электронных межведомственных запросов, граждане избавлены от необходимости посещать соответствующие учреждения. После всех процедур соответствующая выплата поступает на счет заявителя. Таким образом было оказано более 400 тысяч услуг без посещения ведомства. При подсчете эффективности такого подхода оказалось, что если бы эти услуги оказывались в традиционном виде, то понадобилось бы затратить более 20 миллионов рублей только на зарплату соответствующих сотрудников.

Также в 2019 году мы реализовали две услуги социальной сферы, которые оказываются вообще без участия чиновника. Это «Выплата ежемесячного социального пособия на детей-инвалидов» и «Выплата ежемесячного социального пособия на детей, потерявших кормильца». Мы считаем, что постепенно нужно большинство услуг переводить в такую форму, выводить на принятие решение искусственным интеллектом на основании имеющихся данных. И только отрицательные решения отдавать на проверку чиновнику. Это позволит оптимизировать и ускорить процесс оказания услуг, а также снизит административные барьеры.

Еще одно новое направление нашей работы – использование искусственного интеллекта и обучение нейронных сетей в государственном управлении. С 2018 года запущена в работу самообучающаяся нейронная сеть Vika, позволяющая предоставлять информацию о наиболее востребованных сервисах портала госуслуг, а также отвечать в режиме реального времени на вопросы, возникающие у граждан при получении услуг. Данное направление мы активно развиваем и планируем к 2022 году перевести большинство цифровых сервисов в режим чат-бота с искусственным интеллектом.

Если перейти от взаимодействия граждан с государством (что принято сейчас называть G2C) к межведомственному взаимодействию (G2G), то мы в настоящее время активно развиваем Единую интеграционную систему Югры (ЕИС Югры). Ее можно назвать региональным аналогом системы межведомственного электронного документооборота. Посредством ЕИС Югры обеспечивается организация юридически значимого документооборота в электронной форме, в том числе при межведомственных и межуровневых взаимодействиях, с отказом от дублирования документооборота на бумажном носителе.

У ЕИС Югры, на наш взгляд, очень хорошие перспективы. Она позволяет принимать оперативные меры при возникновении внештатных ситуаций и отслеживать активность и востребованность у граждан автономного округа той или иной государственной или муниципальной услуги.

В 2018 году мы провели по поручению губернатора Югры Натальи Комаровой большую работу по централизации ИТ-инфраструктуры. В течение почти года анализировали всю инфраструктуру органов власти региона, подведомственных учреждений. В итоге мы получили комплексную картинку, перераспределили полномочия и стали управлять всей инфраструктурой централизованно.

Это дает существенный прирост в эффективности расходования бюджетных средств по таким направлениям, как закупка компьютеров, принтеров, затраты на телефонию, каналы связи и многое другое. Но это не основное. Это дает большие возможности по работе с данными, которые обрабатываются во всех информационных системах региона. А как вы знаете, цифровая экономика – это экономика данных.

Госструктуры обязаны придерживаться политики импортозамещения в сфере ИТ. Как эта работа ведется у вас? Для каких решений легко найти альтернативу среди российских продуктов, а для каких – сложно?

Нами был утвержден план перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения. В соответствии с планом мы провели тестирование отечественных операционных систем и на его основе сформировали рабочее место госслужащего, которое включает типовой набор как отечественного ПО, так и свободно распространяемого ПО.

Конкретно мы используем средства антивирусной защиты от компании «Лаборатория Касперского», справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант», изначально разработанные с учетом специфики российской нормативно-правовой базы, отечественную систему электронного документооборота «Дело», госмессенджер «Битрикс 24», операционные системы «АльтЛинукс» и «AstraLinux», почтовое приложение Thunderbird и офисный пакет LibreOffice.

В 2016 году перевели единый сайт государственных органов автономного округа на российский программный продукт «1С Битрикс. Управление сайтом». Это позволило не только оптимизировать расходы на техническое сопровождение, но и повысить работоспособность и отказоустойчивость сайта. Время отклика сайта уменьшилась в два раза, суммарная длительность перерывов в работе официального сайта также сократилась в несколько раз.

В 2016–2017 годах сразу четыре информационных системы – «Система 112», АИС «МФЦ», АИС «Управление транспортом», АИС «Строительство энергетики и ЖКХ» – были переведены с коммерческой системы управления данными фирмы ORACLE на свободную СУБД PostgreSQL». Это потребовало определенных затрат, которые, однако, окупились за счет сокращения расходов на поддержку СУБД ORACLE.

В то же время имеются решения, по которым сложно найти российскую альтернативу. Нам остро необходим отечественный браузер для работы с сайтами zakupki.gov.ru, различными торговыми площадками и ГАС «Управление» и пр. В большинстве случаев плагины подписания электронной подписью разрабатываются для браузера Internet Explorer. Обмен данными с указанными информационными ресурсами осуществляется в форматах MS Office.

Также давно пора разработать драйверы для подключения периферийного оборудования (сканеры, принтера) в составе отечественных ОС семейства «Линукс».

И наконец, нам не хватает отечественного ПО для подготовки и просмотра презентаций типа PowerPoint в составе MS Office, и для создания графиков, диаграмм, чертежей, блок-схем и прочей графики, аналогичного Microsoft Visio.

Но в целом нам удалось довести долю закупок российского программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд в 2018 году в Югре до 77%, что соответствует показателям, установленным в национальной программе «Цифровая экономика».

Одним из ИТ-партнеров ХМАО является компания «ФОРС – Центр разработки». Вы сотрудничаете уже много лет, реализовали множество проектов. В чем, на ваш взгляд, плюсы такого долгосрочного сотрудничества с ИТ-подрядчиком?

«ФОРС» как подрядчик зарекомендовал себя надежным партнером, хорошо понимающим задачи, которые стоят перед Департаментом информационных технологий и цифрового развития Югры. У нас налажен хороший контакт с командой разработчиков и с руководителями проектов.

Задачи при этом решаются очень непростые. Именно на основе разработанной «ФОРС» интеграционной шины организуется взаимодействие внутри Единой интеграционной системы автономного округа, о которой я уже рассказывал. Эта шина обеспечивает гарантированную доставку документов по защищенному каналу между участниками СЭД, подключенными к разным сегментам СЭД, с фиксацией времени отправки и доставки пакетов.

Большой вклад сотрудники «ФОРС» внесли в процесс перевода информационных систем автономного округа на PostgreSQL.

Если говорить о PostgreSQL, то недавно на эту систему был переведен реестр госуслуг Югры. Расскажите об этом проекте. В чем были сложности и риски? Как их удалось преодолеть? Довольны ли вы результатами?

Особых сложностей не было: при переводе реестра мы использовали опыт, накопленный при переводе на свободную СУБД других информационных систем. Так что в целом все прошло достаточно гладко. Конечно, у реестра изменился интерфейс, но остался понятным и удобным. Масштабные изменения всегда влекут за собой некоторые шероховатости, но команда компании «ФОРС» нас слышит и дорабатывает функции в соответствии с нашими запросами.

Какие сейчас стоят перед вами задачи, каким образом будете их решать, кого из подрядчиков привлекать?

Одна из наших основных задач – информатизация ключевых функций исполнительных органов государственной власти автономного округа. В конце 2018 года распоряжением правительства Югры утвержден план, в который включены функции органов власти, подлежащие автоматизации в приоритетном порядке.

Так, до конца 2019 года планируется обеспечить расширение функционала автоматизированной информационной системы осуществления государственного контроля (надзора), информационной системы в сфере подготовки спортивного резерва, до конца 2020 года – создание единой региональной информационной системы здравоохранения и региональной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

В настоящее время ведется приемка работ по автоматизации одобрения состава действий, которые включаются в административный регламент предоставления услуги. Такое требование содержится в Постановлении Правительства № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», и мы его выполнили.

Подрядчиков мы привлекаем на основе конкурсов, в которых по закону имеют возможность участвовать все бизнес-структуры, обладающие необходимыми компетенциями, включая субъектов малого и среднего предпринимательства.

И заключительный вопрос. Как вы видите цифровое будущее Югры?

Цифровое будущее Югры связано именно со школьниками, которые сейчас только вступают в цифровой мир. Им предстоит внедрять новейшие информационные технологии, а кому-то и стать создателем таких технологий. Поэтому хотелось бы пожелать им успеха!


Комментарий  

Андрей Шевелёв, руководитель проектов департамента по работе с госсектором компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС)

ИТ-настоящее Югры: безопасность и комфорт для каждого жителя. Рис. 1

Наша работа в Ханты-Мансийском округе – Югре продолжается уже более 10 лет. За эти годы был выполнен целый комплекс проектов - от информационного обеспечения реализации окружной программы административной реформы до разработки Единой интеграционной системы (ЕИС) Югры в рамках задач по цифровизации региона. Проект ЕИС, в ядре которой - сервисный шлюз, нестандартен, имеет много особенностей, задачи приходится решать непростые, но именно поэтому нам интересно работать в Югре. Залог успеха в конкурентной борьбе за таких заказчиков, как департамент информтехнологий Югры – высочайший профессионализм и максимальная гибкость. Для соответствия предъявляемым требованиям мы ориентируемся на самые передовые направления в области ИТ, чтобы всегда добиваться нужного заказчику результата. В процессе работы мы сами получаем ценный опыт, развиваем свои компетенции, услуги и решения. Среди них, например, новые инструменты разработки приложений и миграции программных продуктов на СУБД PostgreSQL, которые использовались нами при переводе на эту платформу регионального реестра государственных и муниципальных услуг, а также при разработке отдельных модулей ЕИС. Мы постоянно работаем над расширением спектра своих сервисов. Так, Служба внедрения и технической поддержки ФОРС предлагает расширенное сопровождение разработанного прикладного программного обеспечения уже не только на проприетарных платформах, но и другом ПО, включая Postgres SQL. Поддержку разработанных нами заказных информационных систем мы готовы обеспечить в любом режиме - вплоть до 24х7х365. Мы понимаем, насколько важно региону растить собственные кадры, поэтому особое внимание уделяется обучению ИТ-специалистов. В нашем Учебном центре они могут пройти разнообразные курсы, в т.ч. получить квалификацию, необходимую для разработки приложений на СПО и администрирования PostgreSQL.

Опубликовано 04.09.2019

Похожие статьи