УправлениеИТ в бизнесе

Взвешенный подход

Алексей Комов | 19.12.2016

Взвешенный подход

Я глубоко убежден, что в работе с людьми нельзя руководствоваться только «буквой закона», то есть какими-то жесткими стандартами и правилами.

О своей карьере ИТ-директора, а также об особенностях организации ИТ-обслуживания крупной специализированной торговой компании рассказывает в интервью журналу IT-MANAGER Андрей Огнерубов, директор по ИТ ГК «БалтКам».

Расскажите о том, когда и при каких обстоятельствах вы решили связать свою карьеру с ИТ?

В далеком 2004 году, окончив третий курс Ленинградского института авиационного приборостроения[1], стал искать возможности для прохождения практики и устроился в компанию «КОРУС Консалтинг» в качестве консультанта по внедрениям. На тот момент я, разумеется, ничего не знал и не умел и первые полгода просто сидел в офисе, изучая успешные кейсы. Через это проходят все внедренцы, перед тем как их выпускают к клиентам. В «КОРУС Консалтинге» я отработал три года, после чего перешел в штат системного интегратора «Кристалл Сервис» бизнес-аналитиком. И уже оттуда меня в начале 2008 года переманили на должность директора по информационным технологиям нового ретейлового проекта компании Ritzio Entertainment Group — она занималась переформатированием бизнеса в связи с законодательным запретом в России предпринимательской деятельности, связанной с азартными играми. Так началась моя карьера CIO. Со временем проект Ritzio, в создании которого я принимал участие, был продан «Дикси Групп», а я перешел в компанию «Зеленая страна», специализирующуюся на садовом ретейле.

У вас богатый опыт работы в ретейле. Что было общего с точки зрения ИТ-задач в тех ретейловых компаниях, где вам довелось работать?

ИТ-проекты и инициативы, которые я курировал, вне зависимости от компании всегда были подчинены одной цели: добиться снижения трудозатрат ради повышения эффективности и маржинальности. Проектами просто ради их реализации я никогда не занимался в том числе и благодаря тому, что мне всегда везло с генеральными директорами и собственниками бизнеса.

Как сложилась ваша карьера после «Зеленой страны»?

Сначала я полтора года «отдыхал» от ИТ, развивая собственный бизнес-проект в сфере возобновляемых источников энергии, однако хорошие знакомые вовлекли меня в работу ИТ-директором клиники MEDEM. А уже оттуда я перешел в «БалтКам», где тружусь последние два с половиной года.

Вы пришли уже в сформированный департамент ИТ или создавали его сами? Сколько сейчас в нем работает сотрудников, и кто они по специализации?

До меня ИТ-сопровождение в «БалтКаме» вел один из собственников, который раньше занимался программированием и лучше других партнеров по бизнесу разбирается в информационных технологиях. То есть я стал первым наемным ИТ-менеджером «БалтКама». Меня пригласили в компанию в середине 2014-го во время неудачной попытки внедрения ERP-системы — проект на тот момент продолжался уже два с половиной года. ИТ-департамент состоял из четырех системных администраторов, работавших совершенно непрозрачно, поэтому большинство запросов от пользователей просто уходило в никуда, и четырех программистов, выполнявших сопровождение действующих информационных систем. Кроме того, ИТ-департаменту подчинялся контакт-центр компании. Причем в составе департамента не было ни одного консультанта. И мне пришлось буквально перетряхнуть существующую структуру: в частности, обновить состав системных администраторов и перестроить отдел разработки, разделив его на классическую и веб-разработку. Обновленный ИТ-департамент — моя гордость, потому что за какие-то полгода эта группа людей вникла практически во все процессы компании. На сбор команды ушло много времени — ведь найти людей, умеющих думать головой и работать руками, очень трудно. Сейчас в департаменте 35 сотрудников, включая меня, которые отвечают за бизнес-анализ, веб-разработку, электронную коммерцию и ИТ-обслуживание.

Как вы относитесь к ИТ-аутсорсингу?

Если лет пять назад я был категорически против этого явления, то теперь ко мне пришло понимание, что невозможно объять необъятное. В противном случае придется нанять армию ИТ-специалистов, которая рано или поздно превратится в неэффективную структуру. А потому со временем мы переведем, в частности, веб-разработку на полный аутсорсинг. Кроме того, я планирую передать аутсорсерам часть задач системных администраторов, связанных с обслуживанием телефонии и корпоративной сети, что обусловлено территориальной распределенностью компании.

Что представляет собой ИТ-инфраструктура «БалтКама» и за какие ее участки несет ответственность ваш ИТ-департамент?

Если говорить об ИТ-обслуживании, мы отвечаем за все наши площадки. В Санкт-Петербурге находитс центральный офис и центральный склад «БалтКама». Кроме того, у нас еще 23 филиала, включая 11 на территории Санкт-Петербурга и столько же по Ленинградской области и один филиал в Мурманске.

Помимо реорганизации ИТ-департамента какими были ваши первые инициативы как ИТ-директора «БалтКама»?

Первым делом я занялся приведением в порядок сетевой и серверной инфраструктуры компании. На это ушло полтора года. Работа началась осенью 2014-го, и я успел согласовать контракты на поставку необходимой техники до падения курса рубля по отношению к доллару и евро. Сетевая инфраструктура у нас построена на базе решений Avaya, а серверная — на IBM Flex System.

Используете ли вы в рамках ИТ-инфраструктуры компании облачные решения?

Наша инфраструктура уже два года живет в гибридном облаке на базе решений Microsoft. Удивительно, но до моего прихода в компанию, в начале двадцать первого века, сотрудники имели возможность пользоваться электронной почтой только на своих рабочих местах. Теперь же почта доступна сотрудникам из любого места при условии подключения к Интернету, кроме того, у них существует возможность работать удаленно с разными корпоративными информационными ресурсами. А у руководства компании также предусмотрен удаленный доступ к учетной информационной системе и различного рода отчетности.

Какие наиболее актуальные для компании ИТ-проекты вы можете выделить?

Самый масштабный проект — замена самописной ERP-системы на «1C:Управление торговлей», на базе которой мы развернули решение для коммерческих подразделений. С момента согласования с учредителями решения по смене платформы и до запуска первой очереди прошло восемь месяцев. Платформа «1C» — решение более тяжелое, нежели то, что использовалось раньше, а потому в чем-то менее удобное для конечных пользователей, зато гораздо более прозрачное и безопасное. Да и предыдущая попытка внедрения дорогостоящей зарубежной ERP-системы, как я уже говорил, оказалась неуспешной и собственники не готовы были тратить большие бюджеты на вторую попытку. В этом смысле платформа «1C» стала для нас оптимальным выбором, поскольку при схожих возможностях ее внедрение существенно дешевле. К тому же примерно 50% необходимых работ мы реализовали сами, а остальное возложили на подрядчика. Убежден, что если бы мы изначально отдали внедрение на откуп какому-то крупному интегратору, проект затянулся бы по срокам и обошелся гораздо дороже. На данный момент система доступна 300 пользователям, и это без учета филиалов. Всего же в штате компании свыше 600 сотрудников.

С какими проблемами вы столкнулись в рамках реализации данного проекта?

Главная и, пожалуй, единственная сложность — противодействие со стороны пользователей. Cмена учетной системы всегда сопровождается пересмотром прав и полномочий, чего, понятное дело, никто не любит. И с этим действительно было много проблем.

Планируете ли вы внедрение каких-либо мобильных сервисов для бизнеса?

Желание такое есть, и мы подумываем над тем, чтобы после завершения внедрения новой ERP сделать ряд мобильных сервисов для направления электронной коммерции. Наши штатные специалисты способны создавать приложения для платформы Google Android. В частности, они уже разработали приложение для логистики, с помощью которого наши водители отмечаются на каждой точке. У нас собственная транспортная служба, включающая 25 грузовых автомобилей, и данное приложение позволяет отслеживать передвижения груза.

Как у вас организован внутренний и внешний электронный документооборот?

Внутренний электронный документооборот построен на базе решения «1C:Документооборот». С его внедрением все проблемы, связанные с оформлением бумажных приказов, служебных записок и прочих внутренних документов компании, были сняты, поскольку теперь все это легко создается, распространяется, согласовывается и подписывается в электронном виде. Внешний электронный документооборот мы используем пока только для получения накладных от поставщиков. Что же касается клиентов, тут все не так радужно — мы с помощью нашего коммерческого блока пытаемся подтолкнуть их к мысли о необходимости введения электронного документооборота. Но проблема в том, что значительная часть наших клиентов — это небольшие ООО и различные ИП, которых все устраивает, и им никакой электронный документооборот не нужен.

А кто у вас занимается обслуживанием печатной оргтехники?

Мы сами, у нас за это отвечает выделенный сотрудник ИТ-департамента. Схема обслуживания выстроена таким образом, чтобы максимально облегчить его задачу. В частности, все наши офисы и филиалы используют одни и те же решения производства Kyocera. Круговорот печатных картриджей осуществляется посредством нашего грузового транспорта вместе с доставкой товара, и к каждому картриджу прилагается инструкция по замене. Ну а если что-то происходит с самим печатным оборудованием, оно тем же способом отправляется на ремонт, а вместо него доставляется и вводится в эксплуатацию резервное устройство.

Применяете ли вы на практике рекомендации Agile, ITIL и других методологий и стандартов в области ИТ?

Я глубоко убежден, что в работе с людьми нельзя руководствоваться только «буквой закона», то есть какими-то жесткими стандартами и правилами. Но, безусловно, в методологии ITIL, как и в Agile, можно почерпнуть много полезных сведений, которые следует применять на практике в конкретных ситуациях.

Каковы ваши дальнейшие планы по информатизации компании?

В первую очередь займемся внедрением системы CRM. Мы давно ощущаем потребность в ней, но пока никак не можем выбрать конкретное решение. Единственное, что я точно могу сказать, — это будет CRM-система не от «1C».

В последнее время сталкивались ли вы с уменьшением бюджетов на ИТ со стороны бизнеса?

Отвечу так: на моей памяти у нас не было ни одного ИТ-проекта, для которого денежный кран был бы всегда открыт. При этом любые цифры во всех ИТ-проектах всегда имеют четкое обоснование. А каждый проект, в свою очередь, преследует определенную бизнес-цель и находит отражение в конкретных экономических показателях. Данный подход в компании к расходам на ИТ был всегда и не претерпел изменений за последнее время.

Если не секрет, как отдыхаете от работы?

У меня есть давнишнее увлечение — нумизматика, которая позволяет мне расслабиться и абстрагироваться от внешнего мира. Ей я занимаюсь еще с первого класса школы, и она помогает мне отвлекаться от работы. Помимо этого я увлекаюсь классической музыкой, предпочитая виниловые пластинки. Ну и еще люблю футбол — со времен обучения в СДЮШОР «Смена», правда, теперь в основном просто как болельщик.




[1] Сегодня это Государственный университет аэрокосмического приборостроения, ГУАП



Аутсорсинг ERP-система Управление проектами Мобильные сервисы Электронный документооборот

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 12/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00