УправлениеБезопасность

Школа информационной безопасности

Григорий Рудницкий | 06.04.2017

Школа информационной безопасности

Главная задача такого обучения состоит не в перечислении запретов и угроз, с которыми может столкнуться несовершеннолетний пользователь Интернета, а в освоении технологий, благодаря которым такие угрозы сводятся к минимуму

Мы живем в цифровую эпоху. Бумажные носители информации уступают место электронным: для просмотра кинофильмов, спектаклей, концертов, спортивных соревнований и других зрелищных событий можно уже не покидать пределы собственной квартиры. Впрочем, благодаря телевизору так было и раньше, но сегодня не нужен даже он. Все поглотил Интернет. Это уже не «дверь в целый мир», о которой когда­то пел Владимир Высоцкий, а целый океан информации, безбрежный источник знаний и развлечений.

Постепенно интернет­коммерция охватывает и такую область, как покупки повседневных товаров и услуг. Есть немало пользователей Сети, не желающих ходить в магазин даже за хлебом, не говоря уже о тех, кто заказывает в онлайне книги, электронику, одежду и бытовую технику и оплачивает ее тоже через электронные каналы, как, например, онлайн­банкинг и платежные системы.

В каком возрасте человек лучше всего усваивает новую информацию и новые знания? В детском, конечно. Зачастую дети гораздо быстрее, чем когда­то их родители, овладевают настольным компьютером, учатся заходить в Интернет, искать и находить там мультфильмы, музыку, игры и т. д.

Впрочем, Интернет — это ведь не только океан информации. Это среда, таящая множество опасностей и подводных камней, и о них следует знать каждому, независимо от возраста. А поскольку уже в среднем школьном возрасте для абсолютного большинства детей Сеть становится привычной средой времяпровождения, их просто необходимо просвещать и обучать ключевым правилам и принципам информационной безопасности.

Дополнение к школьной программе

С одной стороны, такие знания ребята, конечно же, должны получать в рамках государственного среднего образования, с другой — и представители бизнеса могут оказать немалую помощь в обучении школьников основам ИБ. Так, компания «1С–Мссофт.ру» (Санкт­Петербург) совместно с «Лабораторией Касперского» ведет в школах Северной столицы серию открытых уроков «Безопасный Интернет» для учащихся 5–9­х классов. Идею поддержал Комитет по образованию Санкт­Петербурга и рекомендовал школам проведение подобных занятий, при этом каждое учебное заведение может самостоятельно решать, нужны ли им такие уроки и в каком формате их интегрировать в образовательный процесс. Чаще всего уроки проходили как дополнение к школьному курсу информатики или ОБЖ. В октябре прошлого года в нескольких школах Московского и Выборгского районов состоялась первая серия таких занятий, а в феврале нынешнего — вторая. В качестве учителей выступили сами сотрудники обеих компаний. По словам Тимура Хасаншина, генерального директора «1С–Мссофт.ру», цель данного обучения отнюдь не продвижение решений и технологий конкретных вендоров и операторов связи, а стремление научить школьников общим правилам безопасного поведения в Сети. «Идея возникла у наших сотрудников, которые сами являются родителями, — рассказывает он. — Однако дети не всегда прислушиваются к советам родителей и учителей. Если же в школу приходит кто­то незнакомый, внимания к его словам всегда больше».

Не запрещать, а объяснять

Главная задача такого обучения состоит не в перечислении запретов и угроз, с которыми может столкнуться несовершеннолетний пользователь Интернета, а в освоении технологий, благодаря которым такие угрозы сводятся к минимуму. К примеру, ребята учились безопасно оплачивать покупки в играх и онлайн­магазинах, избегать всевозможных вредоносных программ, маскирующихся под игры и другие законопослушные приложения. Как рассказал Тимур Хасаншин, из уроков информатики ученики прекрасно знают, что такое фишинг и спам, однако далеко не все понимают, кого можно, а кого не следовало бы добавлять в друзья в социальных сетях. Нередко дети выкладывают в Сеть фото и видео с насмешками над одноклассниками. В ходе открытых уроков «Безопасный Интернет» школьники, оказавшиеся жертвами кибербуллинга, учились правильно и адекватно реагировать на травлю и насмешки. С другой стороны, их недоброжелатели узнали, что любые фото и видео, которые они выкладывают в Интернет даже анонимно, так или иначе могут быть отождествлены со своими авторами. Также выяснилось, что далеко не всегда школьники осведомлены о безопасности парольной защиты, о необходимости создавать сложные пароли и не публиковать в социальных сетях, блогах и форумах каких­либо сведений, способных дать злоумышленнику ключ к отгадке пароля, скажем, кличку домашнего животного. Ребята научились и правильно пользоваться сетями Wi­Fi, узнали, чем опасны открытые сети и чего в них делать ни в коем случае нельзя.

Одной из наиболее серьезных проблем, связанных с соцсетями, являются так называемые группы, пропагандирующие самоубийства среди подростков («Синий кит», «Разбуди меня в 4:20» и другие), но это уже скорее социально­психологический, а не технологический аспект. Тем не менее в ходе открытых уроков преподаватели говорили с учащимися и на данную тему. По словам Тимура Хасаншина, чтобы избежать последствий, связанных с угрозами подобного рода, школьникам необходимо делиться любыми вопросами и проблемами с родителями и социальными педагогами. Любые знания нуждаются в проверке и закреплении. Разработчики открытых уроков «Безопасный Интернет» проверили знания учащихся в игровой форме. «Ребята разбивались на команды и проходили тесты, имитирующие шесть различных жизненных ситуаций. Необходимо было выбрать наиболее безопасную модель поведения в каждом случае. По итогам тестов все участники получали призы, а оценок мы не выставляли», — рассказал Тимур Хасаншин.

В основу первых уроков «Безопасный Интернет» легли материалы компании «Лаборатория Касперского», но, как заверил Тимур Хасаншин, разработчики учебной программы не намерены ограничиться контентом лишь этого вендора и заинтересованы не только в привлечении других игроков рынка информационной безопасности, но и в тиражировании своей инициативы в других регионах силами партнеров «1С–Мссофт.ру».

Безопасность Киберугрозы Внешние угрозы

Темы: Аксиомы кибербезопасности

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 03/2017], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Год назад обстоятельства сложились так, что мы все некоторое время посидели дома.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Конференция Admitad Expert
Loft Hall. Ленинская слобода 26, стр 15
5 500 руб
17.09.2021
10:00–23:59
Гильотина для устаревших процессов бизнеса
Москва, The St. Regis Moscow Nikolskaya, Никольская улица, 12
Бесплатно
21.09.2021
10:00–11:30
Форум по цифровизации АПК Forum.Digital Agro 2021
ОНЛАЙН
Бесплатно
22.09.2021
11:00–16:30