«Инфосистемы Джет» подсчитали потери бизнеса от мошенников

28.12.2015
«Инфосистемы Джет» подсчитали потери бизнеса от мошенников
Финансово-кредитные организации потеряли из-за мошенничества в 2015 году почти 9 млрд рублей. Годом ранее объем таких потерь оценивался чуть более 7 млрд. Рост составил 26,8%...

Потери российских компаний, связанные с мошенническими действиями, продолжают расти. К таким выводам пришли эксперты компании «Инфосистемы Джет», оценившие уровень потерь в телекоммуникациях, финансово-кредитной сфере и ритейле.

Тенденция роста потерь от этого вида деятельности наблюдается на всех вертикальных рынках. Как отмечает руководитель направления противодействия мошенничеству Центра ИБ «Инфосистем Джет» Алексей Сизов, в более выгодной ситуации находятся те участники рынка, что традиционно ведут активную борьбу с мошенниками. Речь об операторах связи и финансовых организациях, в деятельности которых отмечается увеличение числа попыток атак и, одновременно, уменьшение числа успешных акций злоумышленников. Тем не менее, общий рост потерь наблюдается и в этих отраслях.

Финансово-кредитные организации потеряли из-за мошенничества в 2015 году почти 9 млрд рублей. Годом ранее объем таких потерь оценивался чуть более 7 млрд. Рост составил 26,8% и, как отмечают эксперты «Инфосистем Джет», реальное положение дел, скорее всего, еще хуже. Приведенные цифры недооценены примерно в три раза.

С одной стороны, сократилось мошенничество, связанное с банковскими картами, чему во многом способствовал полный переход на карты с микропроцессором. С другой, на 45% выросли убытки, связанные с мошенничеством во время операций без использования карт. И, вдобавок, резко активизировались злоумышленники, использующие методы социальной инженерии. Потери в этой области выросли на 242,3%. Возросла интернет-активность «банковских» мошенников. При этом они нацеливаются на средние и небольшие банки, системы которых защищены гораздо хуже. И, наконец, в два раза выросло число потерь от внутреннего мошенничества. При этом выявлять такие хищения сложнее всего.

Более 400 мошеннических схем эксперты насчитали в ритейле: кассовые расчеты, «возврат услуг», логистика, действия сотрудников-злоумышленников. К примеру, в продуктовом ритейле в сфере логистики потери от мошенничества в 2015 году выросли на 21%, в сфере закупок – на 13,9%, на более чем 26% возросли убытки от мошенничества в маркетинге, в том числе – с использованием программ лояльности. Всего же продуктовый ритейл потерял в уходящем году почти 6,5 млрд рублей. Годом ранее мошенники «обчистили» розничные компании на 5,6 млрд, годовой рост объема потерь превысил 16%.

Наиболее уязвимые для мошенничества сферы деятельности операторов связи – продажа SIM-карт и платежные системы. Почти 9,5 млрд рублей (+5,5% к уровню 2014 года) составили потери операторов из-за рассинхронизации биллинга и коммутаторов (в том числе – и из-за преднамеренного вмешательства в работу этих систем). На 8,6% вырос уровень дилерского мошенничества. Всего из-за мошенников операторы недосчитались почти 21,8 млрд рублей. Правда, как отметил Алексей Сизов, выраженный рост уровня мошенничества в телекоме не наблюдается – операторы активно защищаются от действий кибер-негодяев.

Похожие статьи