УправлениеИТ в бизнесе

Как «растащить» ИТ на части, или Вдогонку к статье «Пришло время прощаться с ИТ»

Павел Потеев | 01.02.2016

Как «растащить» ИТ на части, или Вдогонку к статье «Пришло время прощаться с ИТ»

Ничто не мешает «растащить» существующее в большинстве организаций ИТ по другим функциям уже сейчас

На затронутых в статье гендерных раскладах (кто как управляет сервисами) фокусироваться не буду. Хотя бы потому, что десятки раз наблюдал, как люди проявляют себя строго противоположно графе «пол», указанной в их паспортах. Стереотипы (в том числе гендерные) всегда находят способ удивить. А вот о тенденциях, а также о внутренних и внешних силах, которые влияют на ИТ, поговорим подробнее.

Что входит в традиционное понимание корпоративных ИТ? Сети, компьютеры, поддержка пользователей, телеком, мобильные устройства, приложения. ИТ-организация работает на обслуживание и развитие этих совместно функционирующих компонентов. Многие годы это требовало комбинации технических, инженерных и управленческих знаний «в одном флаконе», то есть в самой организации.

Провокация: ничто не мешает «растащить» существующее в большинстве организаций ИТ по другим функциям уже сейчас.

Поймите правильно: компьютеры, системы, данные, мобильные устройства — все это останется. Более того, мы наблюдаем, что в компаниях становится все больше и больше ИТ.

Только вот организации и процессы, которые будут заниматься ИТ, постепенно начнут становиться другими. Как именно? Watch.

·         Приобретение компьютеров и оргтехники: переложим на службу закупок, пусть это работает по тем же схемам, что и все остальное.

·         Провода, сети, wi-fi. Отдать в службы эксплуатации (внутренние либо внешние). Это сложнее, чем электричество, но ненамного.

·         Бизнес-приложения: пусть их внедрением занимаются бизнес-руководители, у них вполне хорошо получается. Попутно исчезнет конфликт «не хотим работать с тем, что там айтишники сделали». Но придется научиться управлять проектами, не без того.

·         Развитие систем. Оно неразрывно связано с непрерывным улучшением (continuous business improvement). Кто лучше знает, что и куда улучшать? Бизнес-руководители соответствующих направлений: производства, ремонтов, продаж. А с учетом того, что ИТ-система и есть процесс, то вполне оправданно, если определять приоритеты и планировать развитие ИТ-систем будут бизнес-руководителям . Другое дело, что от них потребуется готовность к принятию ответственности. Тут не всегда гладко выходит.

Собственно, все. Хотя нет, не совсем. Остаются архитектура приложений, интеграция и безопасность. Первые две отвечают за то, чтобы все составляющие ИТ хорошо работали вместе, а третья — чтобы враг не проник.

Архитектуру можно самому делать, можно на сторону отдать. В зависимости от типа бизнеса — подчинить либо первому руководителю, либо финансовому руководителю, либо в business support передать.

Есть бизнесы, где от ИТ зависит основной производственный процесс . Мой знакомый руководит ИТ в компании, которая проектирует и строит здания. Там все — от эскиза до плана отгрузки строительных блоков на площадку — завязано на ИТ-систему. Поэтому и должность у человека — заместитель первого руководителя. И еще, его служба также закупает расходники и меняет картриджи. Но, согласимся, больше по старой памяти.

А существуют бизнесы, где ИТ и есть основной процесс. К примеру, агрегаторы систем бронирования, банки, Uber тот же самый. Построение и развитие подобных систем вообще противопоказано держать в той же организации, которая обслуживает провода и пользователей. Drivers, KPI’s, приоритеты — слишком они разные. Не удивлюсь, если в этом случае руководить развитием систем будет первое лицо компании.

А вот безопасность — тут разговор непростой. Традиционный ИТ-директор вырос в парадигме непроницаемого забора вокруг инфраструктуры и данных.

Посмотрим на www.dodopizza.ru. Они выкладывают в общий доступ практически все. Среднее время доставки клиенту (в разрезе городов присутствия, разумеется), онлайн-видео с кухни, с указанием имени заказчика, для которого пицца вылезает в данную секунду из печки. Впечатляет? Я еще только начал перечислять, в общем доступе находится годовой оборот всей сети с лентой заказов. Обновляемой, понятное дело, в реальном времени.

А еще каждый желающий может посмотреть операционные показатели пиццерий и поставить себя на место владельца франшизы.

Естественно, компании приходится защищать входную дверь. В первую очередь от потока желающих эту самую франшизу купить и уже примеривших эту роль на себя с цифрами и возможностью посмотреть онлайн, как и что делают будущие «соседи по фронту».

Компаниям предстоит подумать, что именно в их данных по-настоящему конфиденциально. А потом понять, где должна проходить стена. Но не факт, что она будет там, где показал айтишник.

В Интернете можно посмотреть составы management boards публичных компаний. Наряду со стратегией и финансовой отчетностью. Часто ли там в наши дни присутствует ИТ-руководитель? И почему так вышло? Результат наведет вас на мысли.

В сухом остатке: в компаниях появится больше ИТ, и они будут играть более важную роль. Лидером их развития может стать и ИТ-директор. Делающий другое, делающий по-другому. Возможно, называющийся иначе. Мы, в конце концов, сами выбираем, кем быть и что делать.

Аутсорсинг

Об авторах

Павел Потеев

Павел Потеев

Эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, член экспертного совета журнала IT Manager


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00