Техника работы с конфликтом

Вам надо что-то сделать с собой, чтобы стать универсальной отмычкой, которая тоткрывает любую дверь

Работа с позитивным намерением – это отличный способ свести к конструктиву большую часть конфликтов. Большую, но не все. Иногда этого недостаточно. И все бы ничего, но удаленная работа очень осложняет работу с такими конфликтами. Вы уже не сможете «случайно» столкнуться с боссом в курилке или в коридоре или мимоходом выпить чашечку кофе с соучредителем. Вам надо что-то сделать с собой, чтобы стать универсальной отмычкой, которая открывает любую дверь.

В конфликте:

•       Мы обычно видим только свою позицию. В лучшем случае. В худшем – мы не видим и ее, потому что захлестывают эмоции, и мы редко осознаем свое позитивное намерение

•       Мы не видим ясно позицию второй стороны

•       Мы не видим, как это выглядит со стороны

•       Когда вас двое – это две точки зрения. Чтобы понять, где заканчивается одна и начинается другая, нужна 3-я позиция. Она нужна, чтобы понимать, что происходит между двумя сторонами независимо! Позиция наблюдателя нужна, чтобы видеть безоценочно.

Одна из проблем, которые возникают при попытке разобраться в конфликте – это то, что мы сваливаем все в кучу. Мед, дерьмо и мухи. Я хочу вот этого, но ведь ему же нужно вон то, а мой начальник подумает, что все из-за вон того и что скажут коллеги и как это отразится на моих взаимоотношениях с подчиненными и… Как в этом разобраться? Для этого выделяют три полки. Первая – мои интересы и мое понимание происходящего. Вторая – интересы того, с кем у меня конфликт и его понимание происходящего. Третья – как это выглядит для непредвзятого (где бы такого найти) внешнего наблюдателя.

Итак, первая полка или первая позиция «Я-сам

Я описываю ситуацию исключительно со своей точки зрения, исходя из собственных интересов и ценностей.

–      Чего я сейчас хочу? Чего я добиваюсь?

–      В чем мое позитивное намерение?

–      Что важного, ценного я получаю от самого конфликта?

Вторая полка или позиция «Я-другой»

Это ассоциация в другого. Если других участников несколько – вторых позиций тоже может быть несколько. Это не логический анализ позиции, а именно ассоциация. Иногда мы так общаемся сами с собой, уговаривая себя во втором лице: «Ты же хочешь добиться цели» или «Ты же не хочешь, чтобы другие заметили что…». Это привычная позиция, высшие приматы обучаются из второй позиции. Дети играют в «продавца» или изображают кошку.

Попробуйте встать на его место и ответить на вопросы:

–      Чего я сейчас хочу? Чего я добиваюсь?

–      В чем мое позитивное намерение?

–      Что важного, ценного я получаю от самого конфликта?

Третья полка или позиция:

Диссоциация от ситуации. Предполагает отсутствие эмоциональной включённости и ориентацию на анализ ситуации. Мы не отстаиваем чью-то точку зрения, а анализирует процесс, взаимосвязи и можем дать рекомендации участникам, как им достигнуть цели.

В третьей позиции человек говорит о себе в третьем лице: «Для Васи важно добиться….».

Итак, техника работы с конфликтом

1. Найдите себе «уши». Или попробуйте сами слушать то, что будете говорить.
2. Положите на пол 3 листка (поставьте 3 стула). «Я-сам», «Я-Другой», «Наблюдатель»
3. Встаньте на «Я – сам», вспомните, как это было, может быть, что было вокруг, как вы были одеты и проговорите:

–      Чего я сейчас хочу? Чего я добиваюсь?

–      В чем мое позитивное намерение?

–      Если это не дает результатов, а я продолжаю так себя вести, чего еще важного я добиваюсь?

 –      Что важного, ценного я получаю от самого конфликта?

4. Встаньте на «Я – другой», вспомните как это было, во что он был одет, что было вокруг. Буквально забирайтесь в его шкуру и проговорите:

–      Чего я-он сейчас хочет? Чего я-он добивается?

–      В чем позитивное намерение?

–      Если это не дает результатов, а я-он продолжает так себя вести, чего еще важного я-он добивается?

–      Что важного, ценного дает сам конфликт?

5. Встаньте на «Я - сам» и проговорите вслух, как Вы одеты, что вокруг, что вы говорили, что делали, что при этом чувствовали. Прокрутите конфликт от начала до конца. Говорите только от первого лица;

6. Встаньте на «Я - Другой» и проговорите вслух, как Вы одеты, что вокруг, что Вы говорили (ОН говорил), что при этом МОГ чувствовать (и Вы чувствуете прямо сейчас). Прокрутите конфликт от начала до конца. Постарайтесь это сделать искренне. Говорите только от первого лица;

7. Встаньте на «Наблюдатель» и расскажите об этом конфликте, как если бы Вы видели его со стороны. Что изменилось в восприятии? Если эмоции не отпускают, мысленно поставьте «стекло» перед экраном;

8. Возможно, стоит сделать шаги 5-7 несколько раз;

9. В чем, по-вашему, терминальные ценности участников конфликта? Каковы позитивные намерения;

10. Найдите что-то более важное, что может их объединять в рамках большей системы;

11. Дайте не менее рекомендации себе по улучшению коммуникации в этой ситуации, придумайте другой вариант поведения;

12. Вернитесь на шаг 5, но в новом варианте поведения:
  1. Еще раз встаньте на «Я» и проговорите вслух, как Вы могли говорить, что делать, что при этом чувствуете;
  2. Встаньте на «Другой» и проговорите вслух, что бы Вы могли говорить и что Вы чувствуете в роли Другого. Постарайтесь это сделать искренне;
13. Перейдите в позицию «Я – наблюдатель»
  1. Что изменилось в том, как протекает коммуникация?
  2. Удовлетворяет ли то, что получилось? Если нет – снова вернитесь на шаг 8
14. Экологическая проверка
  1. Как новый способ общения повлияет на другие контексты Вашей жизни?
  2. Не повредит ли это? Не потеряете ли Вы что-то важное для себя?
15. Подстройка к будущему
  1. Встаньте на позицию «Я – сам». Представьте три-четыре ситуации в будущем, где мог возникнуть конфликт. Как там меняется Ваше поведение?
Конечно, это достаточно длинная и громоздкая процедура. Но я не знаю ни одной ситуации, когда это бы не сработало. Во всяком случае, если делать это честно, не пытаясь показаться «красивым» или «правильным» или «заботящимся о нуждах бизнеса». В общем, чем больше в этом эксперименте будет простых шкурных интересов и меньше высокопарного и абстрактного «бла-бла-бла», тем лучше будет результат. Попробуйте, у вас получится.

 

Читайте также
Как грамотно подойти к модели «нулевого доверия» (Zero Trust Network Access), как адаптироваться к ней, а также о многом другом IT-World рассказал Виталий Даровских, менеджер по продукту UserGate Client компании UserGate.

Опубликовано 03.05.2020

Другие публикации эксперта