Летнее чтение: цифровая экономика, часть первая

24.07.2020
Павел Потеев

Павел Потеев

Эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, член экспертного совета журнала IT Manager

Цифровая экономика немного похожа на слона из притчи, которого уже со всех сторон, обсмотрели, обтискали, но пока что не договорились, что это за слон. Государства, консалтинговые дома, исследователи дают различные определения. Сделаем заход на слона и мы.

Первый раз вопросы в голове засвербели летом 2002 года. Я стоял в пустом универмаге в Хельсинки с длинными рядами костюмов, рубашек, обуви.

К этому моменту я лет семь внедрял системы управления предприятиями, понимал, как цифра меняют планирование, управление ресурсами, взаимодействие сотрудников. Не давала покоя мысль: это же все ткань, труд, перевозка, склады, торговые площади, продавцы. Все простаивает, все неэффективно, не факт, что купят.

И, так по очень многим товарным категориям.

Напрашивался вывод: цифра до всего этого доберется, но, не совсем ясно, как именно.

Взлёт и обвал доткомов были позади. Тогда же случился ещё один сейчас подзабытый кризис: появилась куча интернет-магазинов, люди массово заказали покупок к Рождеству, а логистика точно также массово не справилась с работой и запросами нового канала.

Время и опыт понемногу открывали ответы. Суть цифровых изменений в экономике все та же: совсем по-другому работают планирование, управление ресурсами и взаимодействие. Но:

1.     На масштабе эффекты кратно больше, количество переходит в качество;

2.     Сложность под капотом совсем другая.

С этим в одном, даже длинном посте не разберёшься. Но, теперь в мире накопился опыт, о котором есть что почитать.

Поехали.

Мин Цзэн, "Али-баба и сорок разбойников" "Алибаба и умный бизнес будущего".

https://www.alpinabook.ru/catalog/book-534850/

Совсем недавно, 11.11.19 в День Холостяка, сервисы Алибабы в пиковый период обрабатывали 544 000 заказов на продажу в секунду (подозреваю, что это больше, чем весь упомянутый e -сommerce начала тысячелетия в сезон). Одна эта цифра - хороший повод почитать рассказ главного архитектора компании, как все задумывалось и создавалось. Издана меньше двух лет назад, вполне современная.

Минус книги - все сильно сфокусировано на e-commerce, о производственных процессах и компаниях почти ничего.

Это был китайский взгляд на предмет.

С другой стороны глобуса проникновение цифровой экономики тоже внушает. Американские авторы https://www.amazon.com/Business-Platforms-Strategy-Competition-Innovation/dp/1982656506 мониторят и пишут о тенденциях в ИТ не один десяток лет, копают глубоко и основательно.

Подробно разбирают, как создаются и выращиваются бизнесы цифровых платформ. Эти платформы - штука исключительно прибыльная, но, только для тех, кто добежал, дотолкался, дополз до победы в условиях лютой конкуренции. Не добежавших гораздо больше.

Интересный нюанс: предложенный авторами принцип классификации участников рынка цифровой экономики совсем иной, чем у китайских коллег. Это нормально - понятийный и описательный аппарат ещё в процессе становления. Пока этот аппарат создается - разработчики успевают убежать вперёд.

Помимо компаний и клиентов, есть еще один участник взаимодействия – государство, но, об этом завтра.

В чем согласны авторы из США И Китая: цифровая экономика работает не на уровне компаний и клиентов, а в их взаимодействии, это ключевое. То есть цифровая трансформация экономики не внутри фирм, а всегда между ними.

Еще интрига: те, кто прочитают и сопоставят оба источника, смогут присмотреться к вопросу, как цифровая экономика может (именно может, но не обязана) способствовать более равномерному распределению благ для очень, очень многих (а не так, чтобы только Безосу на капитализацию доставалось).

Окончание завтра.

Другие публикации эксперта