ИИ-стартап научит промышленных роботов думать

Логотип компании
ИИ-стартап научит промышленных роботов думать
Чтобы обучить квалифицированного рабочего необходимо 10 лет, и эти знания нельзя просто взять и загрузить в другого человека. Но как только у вас есть один робот-эксперт, вы можете бесконечно копировать его.

У японской компании Preferred Networks есть всего один продукт, доступный широкой публике – приложение, использующее искусственный интеллект для автоматического раскрашивания манги. Тем не менее компания, которой всего четыре года, стала самым дорогим стартапом Японии, она оценена в $2 млрд, и ее деятельность вовсе не ограничивается раскрасками. Об этом пишет агентство Bloomberg.

Так, Toyota Motor вложила в стартап более $110 млн в расчете на то, что разработанные в Preferred Networks алгоритмы помогут предприятию конкурировать с Google в области разработки беспилотных автомобилей. А в феврале прошлого года премьер-министр Японии Шинзо Абэ фотографировался с двумя основателями компании, когда вручал им приз за самое перспективное предприятие.

От сотен других стартапов, разрабатывающих приложения искусственного интеллекта, Preferred Networks отличает одно — их связи с японской промышленностью. У стартапа есть доступ к промышленным данным: связи с Toyota и Fanuc обеспечивают молодой компании доступ к ведущим заводам мира.

У приложений искусственного интеллекта компании Preferred Networks есть возможность анализировать и потенциально улучшать производство фактически любой продукции. Многие эксперты полагают, что производство – очень перспективная сфера для машинного обучения.

Основатели Preferred Networks Даисукэ Оканохара (Daisuke Okanohara) и Тору Нишикава (Toru Nishikawa) познакомились в университете Токио, где они оба изучали информатику. Даисукэ Оканохара, инженер, чья работа над контекстно-зависимой классификацией текста в 2004 году принесла ему приз конкурса Министерства торговли, руководит в стартапе исследовательской работой. Тору Нишикава является президентом и лицом копании. Он рассказывает, что его увлечение компьютерами началось в начальной школе.

Офис компании расположен в старом офисном здании, наполненном унылыми однообразными переговорными комнатами, более подходящими для страховой компании, переживающей не лучшие годы. Около 140 инженеров делят помещение с промышленными роботами, используемыми для экспериментов. Компания владеет одним из самых мощных суперкомпьютеров в Японии, однако его расположение держится в секрете.

«Нам постоянно предлагают разные варианты красивого оформления офиса — смеется г-н Нишикава, – но я лучше потрачу деньги на дополнительные компьютерные кластеры.» В целом в последние годы стартап стал чем-то вроде внештатного подразделения по исследованиям в области искусственного интеллекта для таких компаний, как Toyota или Fanuc.

Идея для совместного бизнеса возникла у Нишикавы и Оканохары, когда они работали по совместительству в биотехнологическом стартапе над ПО для расшифровки генома. Их первая собственная компания занималась разработкой платформы для машинного обучения, которая была способна проводить грамматический анализ текста.

Затем в 2012 году благодаря прорывам в глубоком обучении компьютеры начали с высокой степенью точности «понимать» речь и «узнавать» объекты, что открыло новые области, для которых стала важна высокоскоростная обработка данных.

Г-да Нишикава и Оканохара основали Preferred Networks в 2014 году и решили сфокусироваться на применении искусственного интеллекта в промышленности, так как Япония производит современное производственное оборудование, а такие разработчики приложений искусственного интеллекта как Google и Facebook пока не осваивают эту тему. Поэтому в Японии убеждены, что местные компании на этом поле могут выиграть.

Одним из первых бизнесменов, поверивших в японский стартап, был член совета директоров компании Fanuc Йошихару Инаба (Yoshiharu Inaba). Будучи сам инженером, г-н Инаба согласился встретиться с Нишикавой и Оканохарой. Беседа заняла час, после чего он дал ученым $9 млн и доступ к огромным объемам данных, получаемых с тысяч роботов на производственных линиях. Г-н Инаба заявил позже, что почувствовал, что стартаперы находятся с ним на одной волне.

Через четыре месяца после встречи с Инабой его примеру последовала компания Toyota, вложив в стартап $10 млн, а затем еще $100 млн в прошлом августе. Позже инвесторами стали Hitachi, банк Mizuho Financial Group и торговый дом Mitsui.

На выставке бытовой электронной техники в Лас-Вегасе в 2016 году компания Preferred Networks при помощи игрушечных машин показала, на что способны их технологии. Во время демонстрации на трассу с препятствиями выпустили шесть миниатюрных моделей Toyota Prius. Сначала машинки практически не могли двигаться, не врезаясь в препятствия, однако уже через два часа они ездили по трассе, будто управляемые профессиональными водителями. Никто не писал им специальных инструкций, они сами разработали правила, основываясь на собственном опыте. Процесс обучения был ускорен за счет того, что все элементы системы делились друг с другом опытом (как если бы люди могли учиться на ошибках друзей, а друзья при этом рассказывали бы друг другу о своем опыте).

На выставке в Японии другая демонстрация показала, как с помощью этой технологии можно превратить промышленных роботов в опытных квалифицированных специалистов. Инженеру-человеку на программирование робота Fanuc, способного распознавать и разбирать предметы из ящика, понадобится несколько дней. Г-да Нашикава и Оканохара показали, что роботы могут сами научиться этому за ночь. Работая вместе, команда из восьми машин может освоить эту задачу за час. Если соединить тысячи или миллионы в единую сеть, скорость их обучения будет расти экспоненциально.

«Чтобы обучить квалифицированного рабочего необходимо 10 лет, и эти знания нельзя просто взять и загрузить в другого человека, - объясняет г-н Инаба. - Но как только у вас есть один робот-эксперт, вы можете бесконечно копировать его».

Читайте также
За пять лет своей работы новый стартап «Октава ДМ» на базе легендарного завода в Туле стал лидером по выпуску высокотехнологичной электроакустической аппаратуры благодаря современным достижениям и инновациям. Пятьдесят наименований продукции под брендом «Октава» поставляется как на внутренний рынок, так и в страны СНГ и БРИКС. А сегодня это еще и ведущий производитель по импортозамещению микрофонной техники общепромышленного назначения в России.

В будущем Нишикава и Оканохара планируют сделать из своей компании нечто большее, чем субподрядчика японских промышленных гигантов. В этом году они планируют представить свой первый анимационный продукт.

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Опубликовано 21.05.2018

Похожие статьи