Мировой цифровой ринг: тенденции, метаморфозы, цифры, прогнозы. Часть 13

Логотип компании
Мировой цифровой ринг: тенденции, метаморфозы, цифры, прогнозы. Часть 13
Сегодня все более очевидно, что центр мировой экономики постепенно удаляется от «Атлантических гигантов», дрейфуя в сторону быстроразвивающихся стран. В основе столь серьезных перемен нельзя не отметить решающую роль научных достижений в информационной индустрии.

(Продолжение. Начало в IT News № 1-5, 7, 9, 11–14, 16/2013)

Наша задача сохранить национальные ценности прошлого и вырваться из плена традиций всюду, где они препятствуют движению вперед.

Раджив Ганди

Сегодня все более очевидно, что центр мировой экономики постепенно удаляется от «Атлантических гигантов», дрейфуя в сторону быстроразвивающихся стран. В основе столь серьезных перемен нельзя не отметить решающую роль научных достижений в информационной индустрии. Огромный потенциал последней поистине неисчерпаем. В отличие от материального производства, эта отрасль не зависит от оскудения природных богатств и других экологических проблем. Ее успех в решающей степени связан с человеческим фактором, а точнее – с его интеллектуальной составляющей. ИКТ – золотой ресурс для стран, обделенных полезными ископаемыми, их беспроигрышный путь к экономической стабильности и благополучию.

На этот раз наш разговор пойдет об индийской модели формирования мощной информационной индустрии: как можно сотворить чудо воспламеняющей мудростью государственного руководства и энтузиазмом частной инициативы.

I. Староиндийская защита

Говорят, великие нации обречены на возрождение. В частности, такого мнения придерживался первый индийский премьер-министр Джавахарлал Неру (Jawaharlal Nehru), в 1954 году обозначив курс, ставший позднее концепцией превращения страны в «Сияющую или Блистательную Индию». Это была дерзкая мечта аграрной страны с ограниченными возможностями для инвестиций, миллиардным бедным населением, с далеко не самым благоприятным инвестиционным климатом, с множеством политических и экономических и социальных проблем. Избранный в те времена путь национальной суверенности, собственно, и определил эксклюзивность модели становления информационной индустрии.

Краеугольный камень нынешнего лидерства Индии в экспорте программной продукции – это реализация идеи Неру о приобщении населения к знаниям, повышении уровня образования и квалификации огромной массы молодежи. Иными словами, страна сумела обратить рост населения в экономический дивиденд. Особенно очевидно это стало в 70-е годы, когда правительство, желая придать новый импульс развитию индийской IT-индустрии, потребовало от иностранных фирм, имеющих представительство в стране, предоставить все «реквизиты» на технологии производства. Категорический отказ заставил индийских специалистов в области ПО оттачивать свое мастерство в изоляции – страна оказалась отрезанной от мирового технического прогресса. Отсутствие импортных компонентов и комплектующих (100%-ная пошлина на импорт ПК практически свела к нулю их распространение в Индии) стимулировало развитие отечественного производства. И хотя преуспеть на этом поле стране не удалось, тем не менее невысокая мощность собственных ПК способствовала тому, что индийцы лучше, чем кто бы то ни было, научились писать эффективные и лаконичные программы и коды – ведь к этому времени страна уже вырастила профессиональную армию IT-специалистов. Индия выбрала прикладную ступень индустрии и стала мировой звездой IT-аутсорсинга.

Основные вехи победного индийского марша можно хронологически представить следующим образом.

Ø Закладка фундамента промышленности официально датируется 1970 годом, когда был учрежден Департамент электроники (сегодня Министерство ИТ). В 1972 году стартует знаменитая «Схема организации экспорта ПО»[1] – регулирующий инструмент, во многом содействующий приоритетному развитию именно IT-индустрии. Программа предоставила индийским разработчикам ПО возможность существенно сократить расходы на импорт компьютеров и периферии в обмен на определенные обязательства по экспорту ПО. В этот период государство установило крайне высокие пошлины на импорт высокотехнологичной продукции, доходившие до 135% на компьютеры и до 100% – на ПО. При этом индийским компаниям – разработчикам программного обеспечения оказывалась серьезная поддержка на государственном уровне: прогрессивное снижение таможенных пошлин на ввозимое оборудование (пропорционально объемам экспорта ПО), субсидии на поддержку экспортеров, льготные условия кредитования и т. п.

Ø Начиная с 1976 года правительство активно участвовало в создании экспортно-производственных зон с льготным режимом налогообложения[2]. Агенты получали статус экспортно-ориентированного предприятия. Госсовет по содействию техническому экспорту оказывал им реальную помощь в области маркетинга продукции. В 1980 году, в рамках принятой программы STPI[3], началось строительство технопарков. Господдержка предусматривалась на всех стадиях: от регистрации компании, поиска партнеров и заказчиков до выдачи разрешений на экспорт и импорт. Местные производители имели право на беспошлинный ввоз товаров, а иностранные – на создание под своим полным контролем индийских отделений. Отечественные разработчики ПО освобождались на 10 лет от уплаты подоходного налога, а зарубежные – от налога с оборота на 10 лет и на 5 лет – от налога на ввезенные в страну товары производственного назначения. Комфортные условия дополняет и обустройство компаний телеком-инфраструктурой. На данный момент в стране успешно функционирует уже около 70 государственных и частных технопарков. Первопроходцем на этом пути (1976 г.) стало правительство штата Карнака: в рамках маркетинговой концепции KEONICS в окрестностях Бангалора на базе двух деревень был основан «Электроникс-Сити» (индийская Кремниевая долина). Сегодня в Бангалоре – столице мирового офшорного программирования – работают более 100 информационно-технологических и электронных ТНК и ряд всемирно известных колледжей и научно-исследовательских учреждений.

Ø С середины 1980-х производство ПО входит в систему национальных хозяйственно-стратегических приоритетов Индии. Развитие IT-индустрии резко ускорилось после избрания премьер-министром Раджива Ганди и назначением легендарного доктора Сишагири директором электронного департамента правительства. Ядерная программа явилась также одним из серьезных стимулов становления IT–индустрии. В 1985 году в Бангалоре был открыт суперкомпьютерный центр по производству компьютеров для военных целей.

Ø С конца 70-х до начала 90-х гг. в стране появляются первые IT-гиганты: Tata Consultancy Services, Wipro Technologies, Infosys Technologies Ltd, Satyam Computer Services Ltd и др. – сегодня они входят в Тop-100 крупнейших мировых лидеров отрасли.

Ø Бизнес активно поддерживал курс правительства. Движение было с двух сторон. Так, созданная в 1988 году национальная ассоциация IT-производителей –– NASSCOM – поставила задачей активно содействовать развитию программной разработки и профильных исследований. Эта некоммерческая организация по сей день тесно сотрудничает с правительством и его ведомствами, оказывает поддержку национальным компаниям, стимулирует повышение качества их продукции, активно лоббирует интересы Индии в других странах.

Ø Кузница ИКТ-кадров работает в ускоренном режиме. Уже в 70-е годы программист становится дефицитным «товаром». В Силиконовой долине США обустраивается первая волна индийского десанта. Сегодня в стране более 3 тыс. средних и высших учебных заведений выпускают ежегодно по специальности ИКТ порядка 1,5 млн. студентов. Только Бангалор, где 37 профильных вузов, каждый год пополняет эту армию 50 тыс. выпускников.

Ø Либерализация индийской экономики в 90-е годы дает мощный импульс развитию ИКТ. Создается благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Так, с 1999 года все отечественные компании, производящие ПО на экспорт, пользуются налоговыми льготами, что позволяет им сохранить 90% прибыли. Область ИТ одна из немногих в стране, где разрешено 100%-ное иностранное участие, чем не преминули воспользоваться такие гиганты, как Google, Yahoo, Microsoft, Oracle и др. В 1997 году освобождается от всех налогов импорт ПО и деталей для компью­теров, идущих на предприятия, полностью работающие на экспорт. После подписания в 2005 году Соглашения об информационных технологиях в рамках ВТО были дополнительно отменены любые по­шлины на 217 видов товаров, в том числе микропроцессоры, драйверы для жестких дисков и т. д. Введены специальные льготы организациям, ведущим НИОКР.

Ø Правительство уделяет большое внимание укреплению юридической базы стремительно развивающейся отрасли. Среди основополагающих документов, регулирующих деятельность местных компаний и их взаимодействие с иностранными контрагентами, Закон об информационных технологиях (2000 г.), определяющий, в частности, правила электронной торговли и виды преступлений в IT-сфере[4], Закон о свободе информации (2005 г.), призванный охранять информацию, касающуюся стратегических и экономических интересов зарубежных компаний и государств.

Оценивая результаты, достигнутые Индией на этом пути, приходишь к очевидному выводу, что господдержку (а это аксиома успеха в формуле строительства IT-индустрии) сопровождают порой разнонаправленные векторы, отражающие конкурентные особенности страны в целом.

Факторы «за»

Ø Наличие в стране большой англоязычной прослойки высококвалифицированных специалистов. Официальным языком коммуникаций в сегодняшней Индии остается английский, а около 70% более чем миллиардного населения владеют двумя языками, что крайне важно, ибо спрос на разработчиков ПО постоянно растет как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

Ø Низкая стоимость рабочей силы. Несмотря на непрерывный рост заработной платы (ежегодно на 5–15%), в Индии она остается на 40-45% ниже, чем у специалистов той же категории в ведущих странах мира.

Ø Высокая конкурентоспособность ПО индийского производства. Фирмам этой страны принадлежит свыше 30 наиболее авторитетных на мировом рынке сертификатов качества или «моделей зрелости» – Capability Maturity Model for Software (CMM/CMMi) level 5[5].

Ø Мощное лобби самих разработчиков ПО. Сегодня NASSCOM объединяет около 1200 крупнейших IT-компаний, в том числе 250 ТНК. В масштабах Индии члены ассоциации генерируют 95% доходов от ИТ, то есть около $100 млрд.

Ø Поддержка индийской диаспоры. Утечка «мозгов»[6] в стране никогда не считалась трагедией. По мнению правительства, это своего рода стимул роста числа учебных заведений для пополнения гвардии IT-разработчиков. Огромную роль играет культурологический фактор: население страны традиционно ориентировано на семью, клан, родину. Помощь соотечественнику – закон для индийца, живущего за рубежом. Первые эмигранты спустя 10-15 лет вошли в число ведущих менеджеров, а многие – владельцами собственных компаний и, таким образом, получили возможность влиять на процессы распределения заказов на разработку ПО. Более того, многие из уехавших в 90-е годы стали возвращаться, чтобы, используя приобретенные навыки менеджмента, создавать IT-компании у себя дома, другие стали владельцами собственных компаний за рубежом, оказывают помощь в создании отечественного софтверного бизнеса.

Факторы «против»

Ø Ставка исключительно на высокие технологии – это еще не синоним успеха в общеэкономическом развитии. Индия по-прежнему страна контрастов: блеск и роскошь на территориях высокотехнологичного производства соседствуют со средневековой нищетой огромной части населения. Проблемы в социально-политической сфере, здравоохранении, образовании разрешаются, но много медленней, чем ожидали архитекторы новой экономики.

Ø На высокотехнологичном поле сектор телекоммуникаций существенно отставал по темпам роста от софтверной индустрии и в определенной степени тормозил ход общего развития и ИКТ, и страны в целом. Несмотря на высокие, по мировым меркам, темпы развития телефонной связи и Интернета (в фиксированной и мобильной версиях), рынок весьма далек от насыщения. Среди сдерживающих факторов прежде всего следует отметить жесткое государственное регулирование. К примеру, только в 2005 году индийское правительство расширило на определенных условиях[7] лимит зарубежного участия в капитале телеком-компаний с 49 до 76%, намереваясь в ближайшее время полностью открыть рынок для иностранного капитала[8]. Среди мощных правительственных инициатив - строительство широкополосной паниндийской волоконно-оптической магистрали с охватом всех населенных пунктов страны. Финансирование проекта осуществляется из специального фонда USOF, в который все телеком-компании ежегодно перечисляют 5% от прибыли. Стоимость контрактов оценивается примерно в $4 млрд.

Ø При определении целей научно-технической политики государство связало экономическую мощь страны с уровнем развития собственно IT-сектора, а не с масштабами внутреннего спроса на его продукт. Определенную роль в смещении акцентов сыграла установка на укрепление военного потенциала. В гражданской же экономике спрос на продукт IT-сектора оставался незначительным, а это, как известно, интегральный показатель уровня технологического развития страны.

Ø Офшорный продукт индийских компаний имеет малую добавленную стоимость. Напомним, изначальной их специализацией была разработка типовых задач программирования, то есть индийский IT-сектор многие годы функционировал как «сырьевой придаток» развитых стран. Аутсорсинг не генерирует интеллектуальную собственность, его продукция всегда вторична.

Тем не менее страна усиливает традиционные позиции в ИТ и анонсирует прогрессивную стратегию.

Ветер перемен, или Индия сегодня

Национальная идея Индии – обретение статуса великой и богатой державы. Это справедливо: страна с более чем миллиардным населением хочет и должна участвовать во всех проектах планетарного масштаба. Наличия ядерного щита и космических технологий для этого явно недостаточно. Индия стремительно наращивает экономический потенциал, в частности в немалой степени благодаря достижениям в информационной индустрии. Рынок ИКТ в целом за последние 13 лет вырос в восемь раз, ИТ – в девять, а телеком – в семь раз. Доля в ВВП – одна из самых высоких в мире: более 9% ($166 млрд. в 2012 году)По оценке аналитиков NASSCOM, в 2017 году доходы комплекса составят $300 млрд., в том числе сектор ИТ – $200 млрд. (рис. 1).

Рис. 1. Доля ИКТ-индустрии в ВВП Индии, %, 2000–2017 гг. (прогноз)

Мировой цифровой ринг: тенденции, метаморфозы, цифры, прогнозы. Часть 13. Рис. 1

Здесь и далее рассчитано по материалам NASSCOM, IBEF, IDATE, OECD, 2002– 2013.

В тенденции структура доходов IT-сектора стабильна. Так, доля экспортной составляющей в течение 2000–2013 гг. варьировалась в границах 68–70%, соответственно и внутреннее потребление информационного продукта не превышало 30%. Симптоматично, что высокие ожидания роста индустрии в течение ближайших пяти лет, по оценке индийских аналитиков, не принесут существенных изменений.

Одна из самых характерных черт эволюции доходов национального IT-экспорта в период 2000–2013 гг. – доминанта IT-услуг, а также высокий старт ПО и инжиниринга в первое десятилетие рассматриваемого периода (25% среднегодового прироста). В последние три года структура доходов экспорта стабильна: BPO – около 23%, ПО и инжиниринг – 19%, IT-услуги – 58% (рис. 2).

Рис. 2. Структура IT-экспорта Индии, 2000–2013 гг., $ млрд. (оценка)

Мировой цифровой ринг: тенденции, метаморфозы, цифры, прогнозы. Часть 13. Рис. 2

Экспорт составляет около 3/4 доходов IT-индустрии. Основные потребители – США (более 50%) и Великобритания. Зависимость от «настроения» этих экономик колоссальная. Конкуренция на этом поле принимает все более острый характер.

Индийский сценарий пока не знает поражений, но времена меняются, и некоторые сигналы настораживают. Правительство отмечает негативные тенденции на рынке IT-труда. Так, Топ-10 лучших фирм планируют в ближайшие два года сократить прием выпускников вузов примерно на 50%. Прежде всего следует отметить не перенасыщение экономики IT-кадрами (3393 инженерных колледжей выпускают в год порядка 1,5 млн. специалистов), сколько снижение уровня профессиональной подготовки[9]. IT-образование стало своего рода бизнесом, нарушив классический баланс «спрос/предложение». Поэтому в 2012 году было принято решение закрыть 180 бизнес-школ, и еще 160 ждут своей очереди. 2012 год стал особенно урожайным на сокращение персонала как в глобальном масштабе, так и внутри Индии. Самые крупные увольнения: НР – 27 тыс. чел., Yahoo – 2 тыс., T-Mobile – 1,9 тыс., Nokia – 4 тыс., Microsoft – 0,2 тыс., Cisco – 1,25 тыс., Google – 4 тыс. (отделение Motorola Mobility), IBM – 9 тыс., AMD – 2,3 тыс., Alcatel-Lucent – 1 тыс., Nokia Siemens – 17 тыс. Для Индии было шоком: Infosys уволил 5 тыс. сотрудников, а 60% служащих Motorola Mobility работали в Индии.

Рис. 3. Рынок труда в сфере ИТ, 2000–2013 гг., млн. чел. (оценка)

Мировой цифровой ринг: тенденции, метаморфозы, цифры, прогнозы. Часть 13. Рис. 3

Руководство отрасли считает необходимым поднять планку IT-компетентности страны сразу на двух направлениях:

Ø В аутсорсинге – фокусировать внимание на более сложных задачах, таких как техническая поддержка, автоматизированная обработка данных, бизнес-консалтинг, архитектурные решения, мультифункциональное обслуживание во всех сферах end-tech.

Ø В электронной промышленности – стать одним из ведущих поставщиков полупроводниковых компонентов, повторив успех национального аутсорсинга. Объявлен «тендер» в размере $2,75 млрд для первопроходцев. В целом проект оценивается в $100 млрд и 28 млн новых рабочих мест. Планируется строительство до 200 новых производственных кластеров (с соответствующей логистикой и инфраструктурой), а также предоставление налоговых привилегий сроком на 10 лет и другие преференции. По расчетам аналитиков, только производство чипов и встроенного ПО принесет стране $55 млрд до 2020 года, а их экспорт – до $80 млрд. Будут созданы условия для разработки микропроцессоров стратегического назначения. Не менее важной задачей в рамках программы считается ежегодное воспитание около 2,5 тыс. дипломированных ученых в профильных сферах и создание специализированного института по проектированию полупроводниковых чипов.

Ø

* * *

Таким образом, благодаря ставке на информационные технологии Индия за последние 40 лет сумела превратиться из call-центра и бэк-офиса ведущих западных корпораций в одну из высокотехнологичных держав мира. Блестящий успех страны – заслуга мудрого правительства, сумевшего заглянуть на два-три десятилетия вперед и с завидным упорством последовательно поддерживать интересы ИТ еще в те времена, когда мир не знал слова «интернет». Между прочим, по расчетам аналитиков, на офшорном программировании Индия зарабатывает не меньше, чем Россия на нефти. Похоже, есть тема для размышления?

(Продолжение следует)


[1] В разных формах и с разной степенью эффективности документ просуществовал 20 лет.

[2] На своей территории.

[3] Software Technology Parks of India.

[4] IT Act 2000 – http //legalserviceindia.com/cyber/itact.html

[5] Такой уровень предполагает и регулярное инновационное обновление.

[6] Индийцы называют этот процесс бодишопинг.

[7] Необходимость согласований с рядом государственных ведомств, включая силовые структуры. Кроме того, владеть 74% капитала компании разрешается только предпринимателю индийского происхождения.

[8] Рынок хоть и сложен, но крайне привлекателен. «Вторжение», как ожидается, придаст ему еще большую динамику, и зарубежные инвесторы настроены весьма серьезно.

[9] По мнению NASSCOM, наметилась логарифмическая зависимость между числом высокотехнологичных вакансий и количеством колледжей в штатах. 

Опубликовано 27.01.2014

Похожие статьи