Маркировка-2020: переломный момент

Логотип компании
Маркировка-2020: переломный момент
В настоящее время в России внедряется единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК». В течение 2020 года подойдут к концу пилотные проекты по определенным товарным группам, по другим, наоборот, стартуют. К 2024 году система должна охватить почти все категории товаров массового потребления.

В настоящее время в России внедряется единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК». В течение 2020 года подойдут к концу пилотные проекты по определенным товарным группам, по другим, наоборот, стартуют. К 2024 году система должна охватить почти все категории товаров массового потребления.
Мы поговорили с участниками этого процесса, находящимися по разные стороны баррикад, а также узнали официальную позицию единого оператора этой системы – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Логично, что мнения сторон существенно отличаются

Сервисно-ориентированный FMCG. Маркировка

Почему производители и дистрибьюторы сегодня задаются вопросом судьбы их торговых партнеров? Казалось бы, очевидно, что понятие «торговый партнер» уже содержит ответ на вопрос, ведь речь идет о партнерстве, а следовательно, и взаимозависимости.

Но почему тогда в последние годы проблема обозначается все более и более остро? Почему производители и оптовики все больше внимания уделяют своим покупателям – розничным магазинам?

Разобраться в этом непростом вопросе помогли эксперты «КОРУС Консалтинг СНГ», чьими клиентами являются 90% торговых сетей.

Первое очевидное предположение – конкуренция. Глобально на сегодняшний день есть три канала продаж: сетевой ретейл, традиционная (малая) розница и прямые продажи в онлайне. Сетевой ретейл наращивает объемы и забирает все большую долю рынка. Золотое правило – не держать все яйца в одной корзине – приводит к тому, что производители и оптовики поддерживают и развивают канал традиционной розницы, местами пытаясь построить каналы прямых продаж – M2C (manufacturer2customer).

Поэтому, когда мы говорим о том, что производители и оптовики заботятся о своих торговых партнерах, то в первую очередь речь идет про канал несетевой розницы. Так как он является инструментом диверсификации рисков.

С другой стороны, есть явная тенденция со стороны государства, которая направлена на придание прозрачности различным отраслям экономики. Потребительский сектор — это треть экономики. И законодательные инициативы в этом сегменте – ЕГАИС, «Платон» (в грузовых машинах ездят преимущественно потребительские товары), закон об онлайн-кассах и, что нам наиболее интересно, маркировка – являются дополнительной нагрузкой для малого бизнеса. Со всех сторон на предпринимателя сыплются новые и новые технологические веяния.

Впитывать новшества и разработки последнего поколения с все увеличивающейся скоростью зачастую бывает сложно, особенно принимая во внимание нехватку ресурсов для найма профильных специалистов, как, например, это делают розничные сети. Именно по этой причине производители и оптовики проявляют все больше сервис-ориентированный подход по отношению к своим небольшим розничным покупателям. Для них это способ сохранить и удержать один из важных каналов продаж.

Алина Челнокова («КОРУС Консалтинг СНГ»):
«Производитель вчера — это выпуск товара и продажа его оптовикам. Производитель сегодняшнего дня тесно взаимодействует с розничными сетями. Завтрашний производитель работает в концепции m2c – manufacturer-to-consumer (от производителя – потребителю)».

По этой же причине во время диалога с производителями и поставщиками товаров, подлежащих маркировке, мы чаще слышим: «Да, технически, как IT-компания, вы можете помочь нам с внедрением маркировки, можете помочь и настройкой товароучетной системы, можете поддержать все необходимые изменения при передаче УПД с кодами маркировки. Но нас очень заботит, как будет выстроен процесс целиком, вплоть до нашего потребителя – розничного магазина».

Иногда в этом вопросе содержатся также и уточнения: как мы видим процесс на стороне магазина? Будет ли он делать приемку УПД на кассе? Нужен ли ему сканер штрихкода? И как он будет производить прием товара по кодам, если место приема и компьютер с необходимым ПО находятся далеко друг от друга?

Для нас, как оператора, это серьезный вызов, который мы принимаем на себя – необходимо соответствовать запросу клиентов. В нашей зоне ответственности сегодня – не только обеспечить процесс по части передачи кодов маркировки в УПД, сделать соответствующие доработки в интеграционных решениях и обеспечить передачу информации в «Честный знак». Сегодня задача КОРУСа – простроить и воплотить полный путь нашего клиента:

·       Какое кассовое решение использует магазин?

·       Можем ли мы пробросить электронные документы на эту кассу?

·       Если да, то нам, как оператору, необходимо осуществить интеграцию с сервисами от «Эвотора», «Дримкаса», «Атола», «МТС Кассы» и многих других.

·       Если клиент будет делать прием товара на компьютере в подсобке, то что он использует в качестве товароучетной системы? «1С»? «Мой Склад»? Какое-то еще решение? Опять же должны быть готовые интеграционные/партнерские решения.

·       Если приемка происходит не в подсобке, не рядом с компьютером, то нужно ли продумать какое-то мобильное решение?

А еще нужно обеспечить процесс обучения множества небольших магазинов, предоставить им все необходимые доступы и инструкции. Своевременно ответить на те вопросы, которые однозначно будут возникать в процессе освоения новой для них истории.

Фактически, в сегодняшних реалиях, для поставщика любого технологического продукта жизненно необходимо инвестировать в глубокое знание устройства бизнеса своего клиента-партнера. Способность охватить максимум бизнес-процессов, найти возможность выстроить партнерские взаимоотношения, отодвинуть конкуренцию на второй план, а на первый вынести интересы своего клиента – это и есть наша цель в развитии сервисов. Такой же стратегии мы придерживаемся при создании комплексного решения по маркировке.

Мы выбираем решение, которое включает в себя собственные и партнерские продукты. Ключевая задача – создать для производителей и оптовиков такой сервис, который учитывает и запросы самого производителя, и специфику процессов его покупателей.

Алина Челнокова ("КОРУС Консалтинг СНГ")

Готовность рынка

Для начала хотелось бы понять: насколько оправдано введение подобной системы, тем более для всех категорий товаров и в довольно сжатые сроки? В настоящее время продолжается активное тестирование системы, получен значительный опыт работы с ней. По некоторым категориям требование об обязательной маркировке вот-вот вступит в законную силу. Но готов ли рынок к этому?

Александр Розов («Марвел-Дистрибуция»):
Александр Розов («Марвел-Дистрибуция»):
«Нет необходимости вводить единую систему цифровой маркировки для всех товаров. Она нужна только для тех категорий, где преобладает серый рынок».

Директор департамента «Аудио, аксессуары, портативная техника» компании «Марвел-Дистрибуция» Александр Розов выступает за дифференцированный подход. Например, три четверти всего электротранспорта попадает в Россию по серой схеме, то есть не декларируется при ввозе, поэтому здесь маркировка нужна. А вот для рынка смартфонов цифровая маркировка не особенно актуальна, так как доля серого импорта на нем минимальна, считает г-н Розов. Кроме того, в этом вопросе есть еще и технический аспект. Когда продукция производится локально, то маркировать ее намного проще. Если же мы говорим об импорте, то маркировка должна быть произведена до того, как товар выпустят в свободное обращение. При этом таможенных складов, которые способны осуществлять маркировку, в России мало, и они не будут справляться со всем объемом импорта, поясняет г-н Розов. Поэтому остается только маркировка на производстве. Но производитель должен быть действительно заинтересован в присутствии на российском рынке, только тогда он будет этим заниматься. Ведь для нанесения уникального кода на каждую единицу товара необходимо будет организовать отдельный технологический процесс.

Реваз Юсупов (ЦРПТ, оператор системы «Честный ЗНАК»):
Реваз Юсупов (ЦРПТ, оператор системы «Честный ЗНАК»):
«Система маркировки и прослеживаемости борется с незаконным оборотом товаров, который достигает, по разным оценкам, от 1,1 до 2,5 трлн рублей в год».

Заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов отмечает, что сейчас система маркировки охватывает несколько товарных групп: лекарства, табачную продукцию, изделия легкой промышленности (обувь, одежду, в том числе шубы), парфюмерию, автомобильные шины и покрышки, фотоаппараты. Маркировка же готовой молочной продукции, велосипедов, кресел-колясок находится в стадии эксперимента. Ожидается, что при широком внедрении маркировки рост доходов государства от НДС превысит 360 млрд рублей в год, что больше 5% от текущих сборов этого налога. Еще около 160 млрд рублей может составить косвенный эффект от повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности, подчеркивает г-н Юсупов. Международный опыт борьбы с незаконным оборотом с помощью маркировки показывает обеление бизнеса и рост собираемости налогов на 20–40% в зависимости от отрасли. Предприниматели сами говорят о важности государственной борьбы с контрафактом и нелегальным оборотом продукции, поскольку это самые губительные для бизнеса виды недобросовестной конкуренции, резюмирует г-н Юсупов.

Юлия Хохлова (OCS Distribution):
Юлия Хохлова (OCS Distribution):
«Для товаров, не входящих в группу риска, достаточно будет документальной прослеживаемости путем указания номера партии в счетах-фактурах и отгрузочных документах».

Заместитель директора юридического департамента OCS Distribution Юлия Хохлова считает, что цифровая маркировка необходима для товаров, находящихся в группе особого риска: часто подделываемых, скоропортящихся, имеющих повышенное влияние на жизнь и здоровье человека. Однако для иных групп – например, товаров бытовой техники, электроники, мебели, книжной продукции, строительных материалов – маркировка каждой единицы не является необходимой. Кроме того, в настоящее время разрабатывается проект по введению документальной системы прослеживаемости товаров, которая, по задумке законодателя, не должна пересекаться с системой маркировки товаров. Для определенных групп товаров может быть достаточно только этой системы, считает г-жа Хохлова.

Елена Рябова, эксперт по вопросам автоматизации розничной торговли компании «Первый Бит»:
Елена Рябова, эксперт по вопросам автоматизации розничной торговли компании «Первый Бит»:
«Маркировка – это возможность улучшить бизнес большому количеству предприятий за счет их автоматизации. Считаю, чем больше групп товаров попадет под маркировку, тем быстрее эти области будут развиваться».

Аскар Рахимбердиев, CEO «МойСклад»:
Аскар Рахимбердиев, CEO «МойСклад»:
«Для государства это полностью оправдано в плане контроля над бизнесом и собираемости налогов. С точки зрения конечного покупателя — как правило, тоже. Это хороший способ защиты от отравлений некачественными продуктами и подделок».

CEO «МойСклад» Аскар Рахимбердиев говорит, что для производителей, бизнес которых страдает от того, что кто-то подделывает и продает дешевле их продукцию, маркировка — выход. Но для тех, кто производит и торгует подделками, проект сделает жизнь сложнее. При этом надо учитывать, что для всех, кто участвует в обороте маркированных товаров, новые правила создают дополнительные организационные и финансовые затраты, уточняет г-н Рахимбердиев.

Андрей Захаров (Такском):
Андрей Захаров (Такском):
«Для оборота маркированного товара многим участникам рынка придется совершенствовать и упорядочивать свои бизнес-процессы. В конечном итоге это приведет к повышению эффективности их деятельности».

Советник генерального директора компании «Такском» Андрей Захаров подчеркивает, что борьба с контрафактными продуктами и товарами выгодна не только потребителю, но и бизнесу: можно узнать, от кого такая продукция пришла, сделать выводы, с какими контрагентами и поставщиками работать дальше, а с какими нет. От внедрения маркировки выиграют все, кто решится перенять новые технологии, вложиться в новое оборудование, которое впоследствии облегчит им работу. Г-н Захаров считает, что внедрение системы маркировки достаточно своевременно.

Александр Коробов, директор по продажам и развитию компании «Биорг»:
Александр Коробов, директор по продажам и развитию компании «Биорг»:
«Процедура маркировки должна происходить последовательно. В первую очередь нужно маркировать те категории товаров, которые могут нанести непосредственный вред здоровью: это лекарственные средства, БАДы, косметика, алкоголь».

Юлия Русинова («АТОЛ»):
Юлия Русинова («АТОЛ»):
«Система маркировки основных товарных категорий массового потребления – это возможность всему отечественному бизнесу перейти на качественно новый уровень управления».

Директор по развитию бизнеса фискальных решений «АТОЛ» Юлия Русинова отмечает, что представители одних товарных групп выступают за маркировку, а представители других – не поддерживают. Многое зависит от специфики и масштабов бизнеса, честности его ведения. Сейчас в работе двенадцать товарных категорий. Г-жа Русинова подчеркивает, что достаточно безболезненно маркировку удалось внедрить в категории табачной продукции, где остался только последний этап – подключение оптового звена. При этом есть сложности с пониманием и внедрением среди производителей, импортеров и ретейлеров обуви, в связи с чем в начале марта для них официально перенесли дедлайны: с 1 марта на 1 июля – запрет на реализацию немаркированного продукта и с 1 мая на 1 сентября – маркировка остатков. Одним из самых сложных моментов г-жа Русинова называет маркировку остатков в тех товарных группах, где она предполагается, – на данный момент это обувь и шины. Многие участники рынка не знают, что с этими остатками делать, надеясь, что вопрос решится сам собой. На самом деле уже сейчас нужно ускоренно реализовывать этот товар, либо начинать его маркировку, советует г-жа Русинова. Технические решения для этого есть.

У производителей и ретейлеров тех категорий товаров, для которых внедрение маркировки еще не стартовало, остается ряд вопросов. В частности, не всем понятно, как уже действующие системы будут взаимодействовать с новой системой «Честный ЗНАК», в чем их разница.

Дмитрий Карпенко («Обувь России»):
Дмитрий Карпенко («Обувь России»):
«Готовы крупные компании и производители, однако основную долю на рынке занимают мелкие игроки и разрозненные магазины. Поэтому, по нашим оценкам, 60-70% рынка обуви в России к маркировке не готовы».

IT-директор ГК «Обувь России» Дмитрий Карпенко говорит, что предприятия холдинга участвуют в эксперименте по маркировке с 2018 года. Маркировка обуви должна была стать обязательной с 1 марта 2020 года, но в итоге сроки перенесли на несколько месяцев вперед, так как рынок по большей части не готов – мешает нехватка информации, что и как нужно делать. Г-н Карпенко полагает, что готовые пакетные предложения могли бы облегчить внедрение маркировки в небольших компаниях: в них должно входить оборудование, ПО и обучение. В любом случае, вряд ли все игроки рынка обуви успеют подключиться к системе и за дополнительные несколько месяцев, считает он. На примере данной товарной группы стало ясно, что даже два года подготовки и создание рабочей группы из числа участников рынка не позволили отрегулировать все процессы и запустить маркировку в запланированный срок. До сих пор непонятно, как технически будет организован возврат товара покупателем в магазине, рассказывает г-н Карпенко. Не стоит забывать, что каждая товарная группа – это отдельный рынок со своей спецификой функционирования и организацией процессов. Поэтому перед ЦРПТ стоит непростая задача.

Возможности и уязвимости

Допустим, рынок готов или, что точнее, ему не оставляют выбора. Очевидно, что рано или поздно подключиться к работе с системой придется всем участникам рынка товаров массового потребления. Действительно ли «Честный ЗНАК» способен решить все проблемы, связанные с серыми и поддельными товарами? Какие потенциальные уязвимости могут быть у такой системы?

Александр Розов («Марвел-Дистрибуция»):
Александр Розов («Марвел-Дистрибуция»):
«Внедрения системы «Честный ЗНАК» вполне достаточно для того, чтобы пресечь ввоз серого импорта».

Александр Розов («Марвел-Дистрибуция») говорит, что другие инструменты могут работать, могут не работать, но вот цифровая маркировка – универсальный инструмент. При этом потенциальные уязвимости можно будет обнаружить только на практике, убежден он.

Реваз Юсупов (ЦРПТ):
Реваз Юсупов (ЦРПТ):
«Эмиссия кодов осуществляется централизованно на серверах системы, поэтому вмешательство на стороне заказчика кодов исключено. Коды не хранятся в системе до момента эмиссии и передачи заказчику, поэтому их невозможно похитить из базы данных».

Реваз Юсупов (ЦРПТ) рассказывает, что для маркировки используется уникальный двумерный код Data Matrix с криптографической защитой, который присваивается каждой единице товара. Такой код невозможно подделать, размножить и использовать один код несколько раз. Получение кодов на стороне заказчика защищено усиленной электронной подписью. Каждый код несет информацию: характеристику товара (вид, пол, цвет, размер), кто, где и когда произвел или ввез его в Россию, как товар попал в магазин. Таким образом, маркировка создает цифровой паспорт и цифровой след каждой единицы товара. Из них складывается цифровой двойник отрасли, который связывает фискальный контур контроля с фактическим движением товаров. Государство может сопоставить эту информацию с данными таможенного и налогового учета и финансовой отчетности для выявления нарушений и пресечения нелегального оборота товаров, рассказывает г-н Юсупов.

Поэкземплярная прослеживаемость позволяет выявлять расхождения в заявленных и реальных объемах товарооборота, разрыв в цепочках перепродажи, несоответствия между сведениями в документах и реально проданным товаром. Г-н Юсупов подчеркивает, что в долгосрочной перспективе система маркировки позволит многократно повысить эффективность контрольно-надзорной функции государства за счет перехода от выборочных проверок наугад к сплошному мониторингу хозяйственной и экономической деятельности на основе больших данных и проводить только адресные проверки на основе дистанционно выявленных нарушений. «Важным фактором борьбы с контрафактом является интеграция системы маркировки с работой онлайн-касс. Благодаря этому осуществляется 100%-ный контроль выбытия товара на кассе и блокируется возможность повторного вброса товара в оборот», – поясняет г-н Юсупов.

Елена Рябова («Первый Бит»):
Елена Рябова («Первый Бит»):
«Нужен комплексный подход – со стороны и государства, и системы «Честный ЗНАК», и бизнеса, и потребителей. Один в поле не воин».

Елена Рябова («Первый Бит») считает, что, во-первых, на данный момент система не готова к такому огромному объему информации, который ожидается. Она отмечает, что уже сейчас есть трудности с работоспособностью системы, однако какие именно, не уточняет. Во-вторых, бизнес пока не готов адаптироваться к новым условиям работы: большинство предпринимателей недостаточно информированы и надеются на «авось пронесет».

Аскар Рахимбердиев («МойСклад»):
Аскар Рахимбердиев («МойСклад»):
«Сложно будет контролировать производителя в том случае, если импортер закупил товар за границей, сам промаркировал его и ввез. Но от серого импорта новая схема будет защищать вполне эффективно».

Аскар Рахимбердиев («МойСклад») уточняет, что, по сути, коды маркировки – это аналог акцизных марок для алкоголя, после введения которых подделок стало значительно меньше. Но, как и в случае с подпольным алкоголем, найдутся умельцы, которые будут торговать без кодов маркировки либо же маркировать только часть продукции, а остальное продавать без кодов. Сами коды из «Честного ЗНАКа» подделать крайне сложно, утверждает г-н Рахимбердиев.

Юлия Русинова («АТОЛ»):
Юлия Русинова («АТОЛ»):
«Внедрение системы не сможет полностью исключить серые зоны, но сможет в значительной степени их сократить».

Юлия Русинова («АТОЛ») уверена, что основные риски кроются в промежуточной зоне. По результатам внедрения нового регламента продать официально немаркированный продукт из группы обязательной маркировки не удастся.

Насколько изобретательно в России будут пытаться обойти маркировку, – другой вопрос. То есть сейчас на гипотетической доске объявлений таких ресурсов много: можно, например, объявить о продаже кроссовок, и некий Петя Иванов какое-то время сможет продавать немаркированную продукцию, предполагает она. Это также серая зона. Но, как и с внедрением 54-ФЗ (о применении ККТ), систематизация – вопрос времени. Рассмотреть ситуацию подробнее г-жа Русинова предлагает на примере сегмента такси. Как и раньше, сегодня можно выйти на улицу, просто поймать машину и оплатить поездку наличными из рук в руки – об этой сделке никто не узнает и налогов с нее не выплатит. Но сколько человек из ста, вместо того чтобы воспользоваться легальными сервисами такси, остановит на ночном шоссе случайный автомобиль? Таких единицы. При этом 54-ФЗ вступил в силу не так давно, в 2017 году, да и распространяется не на всех, напоминает она.

Г-жа Русинова убеждена, что современный покупатель осведомлен больше, чем когда-либо, он ждет гарантий и требует подтверждения подлинности. Так что продажа «из-под полы» какое-то время продолжится, но на момент массового внедрения маркировки найти серый товар, а главное поставщика, который рискнет его реализовать, будет сложно. Кстати, в ближайшее время в кассовых чеках рядом с товарами, принадлежащими к группам обязательной маркировки, будет указываться метка [М], что может послужить для покупателя сигналом к проверке подлинности такого товара.

Заведомо ложные данные

Как защититься от рисков, связанных, например, с коррупционной составляющей? Как планируется предотвращать ввод заведомо ложной информации в систему?

Реваз Юсупов (ЦРПТ):
Реваз Юсупов (ЦРПТ):
«Минпромторг России планирует выступить с инициативой о принятии изменений в КоАП РФ об административной ответственности за внесение недостоверных данных в систему маркировки (мониторинга товаров)».

Реваз Юсупов (ЦРПТ) уточняет, что система маркировки «Честный ЗНАК» имеет уведомительный характер и не является контролирующим органом. То есть при регистрации в ней компания подает полную информацию о себе, начиная с ИНН и ОГРН, видов деятельности по ОКВЭД, которая проверяется на полноту и достоверность. Для регистрации обязательно также использование УКЭП на имя руководителя организации, сведения в УКЭП должны совпадать с данными ЕРЮЛ (ЕГРИП). УКЭП также обязательно проверяется. Помимо этого, компании могут загружать в систему информацию о лицензиях на осуществление деятельности, если таковые требуются, сертификаты соответствия на продукцию, таможенные декларации, рассказывает г-н Юсупов.

Информация в системе доступна государственным контрольно-надзорным органам, которые вправе запрашивать ее у ЦРПТ и проводить проверку в отношении участников оборота товаров, принимать решения о дополнительных проверках и штрафах. Наконец, покупатель может самостоятельно проверять происхождение товара с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК»: достаточно отсканировать код маркировки в магазине и изучить полную информацию о товаре. Если что-то не так – можно подать жалобу прямо из приложения. При таком подходе потребитель становится активным участником системы общественного контроля в масштабах всей страны. При широком распространении маркировки продавать контрафакт станет практически невозможно, покупатели предпочтут проверенные товары.

Перед заказом кодов маркировки производитель или импортер описывает свои товары по 10 или более атрибутам (наименование, вид, цвет, размер и пр.). Надзорные органы могут проверить соответствие произведенного или ввезенного товара его описанию в системе на любом этапе – на таможне, на оптовом складе, в розничной сети, продолжает г-н Юсупов. При описании товаров каждому из них присваивается код, который является частью уникального кода маркировки. Производители смогут защитить свой бренд, указав контрагентов, имеющих право использовать код их товара. При этом посторонняя компания не сможет регистрировать на себя чужие товары.

Елена Рябова («Первый Бит»):
Елена Рябова («Первый Бит»):
«Действительно, ввод ложной информации возможен. Но это то, что выясняется легко и просто. Думаю, «Честный ЗНАК» уже готовится к таким рискам».

Елена Рябова («Первый Бит») полагает, что данный этап уже пройден, например, в сегменте меховых изделий, когда через год после старта эксперимента в магазины, участвующие в нем и сообщившие заведомо ложные сведения, пришли с проверками.

Александр Коробов («Биорг») напоминает, что система маркировки «Честный ЗНАК» построена на базе блокчейн-технологий, с помощью которых можно легко отследить всю цепочку поставок любого товара. Если он не проходил какой-то этап, например склад, где установлено соответствующее оборудование, то его невозможно будет идентифицировать. Поэтому проверяющие органы легко выявят, что данный товар не соответствует партии.

Юлия Русинова («АТОЛ»):
Юлия Русинова («АТОЛ»):
«Основная защита от рисков на данном этапе – административная и уголовная ответственность, предусмотренная законом».

Юлия Русинова («АТОЛ») соглашается с тем, что штрафы и административно-уголовная ответственность не гарантия того, что не найдутся смельчаки, нарушающие закон. Однако цифровая составляющая системы сводит на нет возможности сокрытия махинаций.


(Продолжение в следующем номере)

Опубликовано 04.03.2020

Похожие статьи