Лекарство для ИТ-службы

Логотип компании
Лекарство для ИТ-службы
Фармацевтический рынок нашей страны входит в десятку крупнейших в мире, а его объем исчисляется сотнями миллиардов рублей. Неудивительно, что работа на нем весьма привлекательна как для крупнейших мировых производителей лекарственных препаратов, дистрибьюторов, так и для аптечных сетей, реализующих эту продукцию.

Фармацевтический рынок нашей страны входит в десятку крупнейших в мире, а его объем исчисляется сотнями миллиардов рублей. Неудивительно, что работа на нем весьма привлекательна как для крупнейших мировых производителей лекарственных препаратов, дистрибьюторов, так и для аптечных сетей, реализующих эту продукцию. Высочайшая конкуренция вынуждает компании искать все новые способы борьбы за место под солнцем, повышать эффективность бизнеса, развивать продажи в регионах и открывать новые торговые точки. А это, в свою очередь, ведет к дополнительным затратам на модернизацию и развитие корпоративной ИТ-инфраструктуры. Такие расходы могут весьма ощутимо ударить по карману даже крупного дистрибьютора, не говоря уж об относительно небольшой аптечной сети.

Проблема усугубляется еще и низкой эффективностью использования и постоянным ростом стоимости эксплуатации действующих ИТ-инфраструктур. Традиционно при необходимости развертывания нового приложения компании интегрируют в информационную систему дополнительный сервер, в то время как вычислительные ресурсы других серверов большую часть времени используются не более чем на 30%.

Принципиально иным путем пошла компания «ФК ПУЛЬС» – национальный фармдистрибьютор, входящий в десятку лидеров России. Развивая федеральную сеть представительств и аптек, стремясь оптимизировать издержки, связанные с развитием и обслуживанием постоянно растущего парка серверов, «ФК ПУЛЬС» внедрила систему виртуализации ИТ-инфраструктуры. Благодаря этому достигнуто оптимальное использование имеющихся ресурсов аппаратного комплекса предприятия, а также сокращены затраты на приобретение и администрирование новых серверов. Кроме того, за счет резервирования виртуальных серверов компания смогла добиться гарантии непрерывности критически важных бизнес-процессов.

Сегодня «ФК ПУЛЬС» стоит на пороге глобальных перемен, технологической основой которых станет виртуальная информационная система, разработанная и внедренная компанией TEGRUS, входящей в ГК Merlion. О предпосылках и основных этапах реализации данного проекта рассказывает начальник ИТ-отдела компании Михаил Лапшов.

Почему в компании возникла необходимость модернизации ИТ-инфраструктуры?

Стратегические планы нашей компании предусматривают активную экспансию в регионы и совершенствование организационной структуры в целом. В частности, недавно мы запустили сеть высокотехнологичных складских комплексов, соответствующих самым строгим требованиям к условиям хранения лекарственных препаратов, а также внедрили новые логистические технологии, позволяющие снизить общие издержки при движении товара и повысить возврат инвестиций в логистическую инфраструктуру. Однако на определенном этапе для нас стало очевидным, что дальнейшая реализация столь амбициозных планов с использованием имеющейся на тот момент корпоративной информационной системы окажется нерациональной. Предельно высокие требования к отказоустойчивости ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей функционал ключевых бизнес-процессов, а также планы по развертыванию новых приложений в десятки раз увеличивали серверный парк предприятия. А это, в свою очередь, вело к росту площадей ЦОДа, протяженности инженерной инфраструктуры и энергопотребления. Поскольку уже тогда мы испытывали существенные трудности с администрированием и обслуживанием большого количества физических серверов, нам необходимо было найти качественно новое решение, предоставляющее широкие возможности масштабирования ИТ-комплекса без ущерба для его надежности и управляемости. Таким образом я намеревался решить задачу создания инфокоммуникационной среды, позволяющей с минимальными капитальными и эксплуатационными расходами обеспечивать реализацию ИТ-стратегии в соответствии с общей стратегией бизнеса компании.

Какое технологическое решение имелось на тот момент?

Наша информационная система включала в себя десятки серверов. Развернутые на них бизнес-приложения обеспечивали управление складскими запасами и логистикой, посерийный учет хранения товаров, работу бухгалтерской базы данных и управление торговыми операциями. Внедрение каждого нового приложения требовало интеграции в систему нового сервера, а значит, дополнительных затрат на его приобретение и обслуживание в соответствии с действующими регламентами. Все это приводило к общему росту ИТ-бюджета, а возврат инвестиций в инфраструктуру предприятия падал с каждым днем. Эти факторы также повлияли на решение о модернизации корпоративной информационной системы.

Каких партнеров и по каким критериям вы выбирали для реализации нового ИТ-решения?

Мы сделали выбор в пользу давно знакомой и хорошо зарекомендовавшей себя компании. Российский системный интегратор TEGRUS, входящий в группу компаний Merlion, хорошо известен нам по реализованным совместным проектам. Эксперты компании разработали архитектуру программно-аппаратного комплекса, успешно реализовали проект по его внедрению и портированию всех бизнес-приложений в виртуальную среду. Кроме того, у нас есть положительный опыт эксплуатации продукции компании HP – при создании инфраструктуры ныне действующей корпоративной информационной системы мы использовали решения именно этого вендора. Нас устраивают качество и надежность продуктов компании, а также качество и оперативность технической поддержки. Поэтому мы смело приняли предложение инженеров TEGRUS использовать в рамках данного проекта блейд-серверы HP BladeSystem С3000 и систему хранения EVA P6550.

Каких результатов удалось достичь после реализации проекта?

Благодаря реализации данного проекта мы построили единую масштабируемую технологическую основу для эффективной реализации стратегии компании. Благодаря переводу приложений в виртуальную среду удалось улучшить масштабируемость и управляемость системы в целом. Повысилась доступность ключевых бизнес-приложений, а плановое техническое обслуживание и модернизация серверов стали возможны в рабочее время без прерывания их работы. На качественно новый уровень вышел процесс администрирования серверов: если раньше множество системных администраторов индивидуально управляли каждым физическим сервером, то теперь один человек может администрировать как всю информационную систему в целом, так и каждый из ее виртуальных серверов в отдельности с единой консоли. Более того – автоматизация на основе политик позволила снять с плеч администратора множество рутинных процедур, выполняемых изо дня в день. Высокий коэффициент виртуализации вычислительных ресурсов позволил сократить количество физических серверов более чем в 10 раз, а время на их обслуживания – на 80%. Одновременно повысилась скорость подготовки серверов к работе: создание нового сервера в виртуальной среде занимает в среднем один-два часа вместо одного-двух дней. Также в разы сократилось время аварийного восстановления серверов в случае сбоя. Естественно, улучшения заметили все сотрудники. Благодаря эффективному использованию ресурсов повысилась скорость работы бизнес-приложений, что, в свою очередь, увеличило скорость обработки заказов более чем в три раза.

Какие задачи остались нерешенными и планируется ли развитие проекта?

В настоящее время проект затронул только московский офис компании, однако реализация стратегии бизнеса будет невозможна без масштабирования этой системы и виртуализации ее региональных сегментов. Поэтому проект, безусловно, будет продолжен с учетом планов развития региональных офисов компании и розничной сети.

Какие ключевые выводы из проекта вы сделали для себя как ИТ-директора?

Наш опыт показал, что виртуализация – действительно эффективное решение для компаний, стремящихся повысить возврат инвестиций в ИТ-инфраструктуру и создать эффективную основу для дальнейшего развития бизнеса. Такие решения позволяют компаниям сосредоточиться на более эффективной и быстрой поддержке ежедневных бизнес-процессов, не прилагая особых усилий к администрированию и обслуживанию серверов. Это способствует сокращению расходов на персонал, а также обеспечению легкой доступности, простоты развертывания и надежности работы приложений в виртуальной среде. Ну и само собой, это избавляет меня от головной боли, связанной с беспокойством за работоспособность как всего ИТ-комплекса предприятия, так и отдельных его частей.

Опубликовано 31.03.2014

Похожие статьи