Скептическое руководство для ответственных лиц

Логотип компании
Скептическое руководство для ответственных лиц
»). Эта искрящаяся IT-юмором, небольшая, но вполне профессиональная, серьезная работа получила, как я и надеялся, достойное продолжение в другой книге автора – «Овладевая ITIL. Скептическое руководство для ответственных лиц»...

«Эта книга рекомендуется к прочтению всем ответственным лицам, как связанным, так и не связанным c принятием решений
в отношении ITIL-проектов или просто встречающим в своем бюджете такие слова, как ITIL или сервис-менеджмент».

 

С этой фразы начинается рассматриваемое нами сегодня издание. В давнем, уже архивном выпуске IT News (№ 20/145 за 2010 год) была опубликована моя рецензия «Книжка-улыбка, солнечный зайчик» на «Введение в реальный ITSM» Роба Ингланда (книга «для всех, кто работает в ИТ и так или иначе пострадал от проектов внедрения ITSM»). Эта искрящаяся IT-юмором, небольшая, но вполне профессиональная, серьезная работа получила, как я и надеялся, достойное продолжение в другой книге автора – «Овладевая ITIL. Скептическое руководство для ответственных лиц» (перевод с англ., издательство «Лайвбук», М., 2011). Напомню: ITSM (IT Service Management)   управление IT-обслуживанием, последний писк моды в управлении ИТ, а ITIL (IT Infrastructure Library)  – библиотека инфраструктуры информационных технологий.

Итак, наш IT-Скептик (The IT Skeptic, псевдоним Роба Ингланда) выразил свое понимание ITIL в 104 рекомендациях и 56 вопросах по различным этапам ITIL-проекта, завершающих текст повествования. И поскольку все это заняло чуть менее двухсот страниц, то, с одной стороны, приходится удивляться, что на них уместилось столько умных вещей, а с другой стороны, непонятно, что писать в рецензии, кроме непрерывного цитирования весьма серьезных, продуманных рекомендаций и остроумных сентенций автора. За примерами далеко ходить не приходится:

  • ITIL – о том, как процессы и участвующие в них люди отвечают на запланированные и незапланированные изменения в окружающем мире (от сбоев до роста и развития) так, чтобы соответствовать ожиданиям бизнеса («Комментарии для руководства»).
  • «CEO и CIO поддерживают этот проект? Если нет – почему вы уверены, что они передумают? Не будет поддержки руководства – не будет надежды на успех» («14 вопросов на предложение о внедрении ITIL», вопрос № 14).
  • «Сравнивайте предполагаемые внешние затраты на ITIL-проект с эмпирически определенными ориентирами: половина – на консультантов, треть – на ПО и 1/6 – на обучение» (рекомендация № 44).
  • «Не увлекайтесь формальным соответствием букве ITIL» (рекомендация № 13).
  • Названия главок: «Не надо чинить то, что работает», «Мыльный пузырь ITIL», «Забавные расчеты эффективности», «Процессы диктуют требования», «ИТ – тоже заказчик»...
  • После заключительной главы следуют 4×14 вопросов относительно «Предложения о внедрении ITIL», «По ходу ITIL-проекта», «Перед закрытием ITIL-проекта», «О жизни в ITIL-среде».
  • Книги по ITIL отнюдь не дешевы (стр. 29).
  • ITIL – это не чудо. ITIL – прежде всего забота о людях. Если не уделять людям должного внимания, усилий и средств, процессы и технологии не имеют смысла («Заключение»).

Да, «Скептическое руководство» – уже далеко не такая весело бурлящая книга, как «Введение в реальный ITSM». И хотя написана она столь же легко, но это скорее IT-профессиональная легкость и понятность в расчете на западные IT-департаменты.

Я поймал себя на мысли, что для отечественной IT-интеллигенции рекомендации Ингланда-Скептика не очень пока что применимы. Это, как говорится, платье на вырост: чем раньше мы узнаем, что неизбежно ждет нас впереди, тем толще соломки подстелют по-настоящему умные руководители информационных проектов самых различных масштабов, направлений и назначений.

Странно, но в этой книге нет списка литературы. Впрочем, многочисленные ссылки на используемые и цитируемые издания присутствуют во множестве (например, на стр. 59 их 13). Это превращает «Скептическое руководство» прямо-таки в справочник по заявленной тематике. А в предисловии Роб Ингланд недвусмысленно заявляет: «Искренне надеюсь, что эта книга приведет к снижению числа ITIL-проектов, но увеличит долю успешных среди них». Да! Такой смелости и открытости может позавидовать любое издание по ИТ.

«Тем, кто вовлечен в ITIL-проекты, книга поможет сохранить уверенность и чувство безопасности». Это – вторая фраза автора в его напутствии читателям. Стоит ли читать весь остальной текст – зависит от настроения, интереса и воли каждого  читателя. Мне лишь остается надеяться, что эта небольшая рецензия поможет вам сделать правильный выбор.

 

Опубликовано 14.02.2013

Похожие статьи