IT-производители Таможенного союза получат «скидку» на 15% в госзаказах

Логотип компании
11.02.2015Автор
IT-производители Таможенного союза получат «скидку» на 15% в госзаказах
Минпромторг предложил распространить норму, в рамках которой отечественные IT-продукты учитываются в заявках на госзакупки с 15%-й скидкой, на все высокотехнологические товары, произведенные в Таможенном союзе...

Минпромторг предложил распространить норму, в рамках которой отечественные IT-продукты учитываются в заявках на госзакупки с 15%-й скидкой, на все высокотехнологические товары, произведенные в Таможенном союзе (Россия, Белоруссия, Армения и Казахстан). Об этом сообщают «Ведомости». Таким образом скидка планируется распространиться также на Белоруссию, Армению и Казахстан.

В настоящее время в ходе определения победителя тендера российские IT-продукты учитываются в общей цене, как будто они на 15% дешевле, чем на самом деле. Это помогает выиграть конкурс, где цена является одним из ведущих параметров. В контрактах продукты фигурируют по своей полной цене.

В настоящее время Минпромторг и Минэкономразвития обновляют соответствующие приказы: ранее действовали нормы, согласно которым преференции устанавливались на некоторые группы товаров, произведенные в Таможенным союзе, но IT-продукты туда не входили.

Впрочем, есть и проблемы: так, в настоящее время в России пока нет методики, позволяющей четко выявлять страну происхождения товара, поэтому используется определение по заявлению участника конкурса.


Комментарий Валентина Макарова, президента РУССОФТ:

Мы в РУССОФТ неоднократно рассматривали возможные меры поддержки отечественного производителя в области ИТ. В частности, мы рассматривали целесообразность введения преференции по цене контракта и пришли к выводу, что такая мера поддержки для программных продуктов не эффективна. Дело в том, что российские программные продукты чаще всего и так выигрывают по цене у иностранных аналогов. А проигрывают по функциональности, которая значительно шире у продуктов ведущих конкурентов, которые продаются по всему миру и потому обязаны иметь полный спектр приложений для всех возможных клиентов.
И получается, что отечественный продукт дешевле, да еще и не хуже зарубежного может решать задачи, для которых создается система. Но проигрывает зарубежному конкуренту потому, что в конкурсной документации изначально указываются излишние требования по функциональности (чаще всего - не являющиеся необходимыми для этой системы), которые наши компании не могут выполнить.
Вопрос - почему заказчик указывает завышенные требования по функциональности? В ряде случаев, это способ снижения чиновниками рисков, чтобы никто не обвинил их в том, что закупается никому не известное российское  ПО вместо того, чтобы взять продукты известных брендов. В ряде случаев, это результат долговременного интенсивного маркетинга и личных отношений заказчика и зарубежного поставщика (иногда с элементами коррупции), иногда - давление зарубежных аудиторов и консультантов, которые всегда рекомендуют своим клиентам программные продукты зарубежных компаний, в противном случае указывают в своих заключениях на повышение  рисков снижения рейтинга или стоимости активов.
В любом случае, снижение цены заявки российского производителя на 15% не является решающим и единственным фактором для победы в конкурсе. К тому же не забудем, что при продаже высокотиражного ПО, вендор может назначить практически любую цену (снизить ее до 0), выиграть конкурс и потом вернуть себе деньги за счет обслуживания клиента (фактически посадив его на иглу).
На мой взгляд, решение лежит в повышении прозрачности конкурсов за счет  введения механизма саморегулирования и привлечения экспертов бизнес-ассоциаций к подготовке ТЗ и к рассмотрению заявок на участие в государственных конкурсах.  А поддерживать отечественных производителей нужно выделением больше средств на фундаментальные и прикладные исследования, созданием равных условий доступа к ним для государственного и частного бизнеса, предоставлением мер поддержки высокотехнологичного экспорта.

Похожие статьи