Облачные технологии IBM

Логотип компании
Облачные технологии IBM

Дэвид Холлидей (David Holliday)

Каковы тенденции на рынке облачных услуг в России? Именно этот вопрос стал одной из основных тем форума «Облачные технологии и инновации», прошедшего в Санкт-Петербурге.

Каковы тенденции на рынке облачных услуг в России? Именно этот вопрос стал одной из основных тем форума «Облачные технологии и инновации», прошедшего в Санкт-Петербурге.

Руководитель направления IBM Cloud в Центральной и Восточной Европе Дэвид Холлидей (David Holliday) подчеркнул в ходе своего выступления, что «облака» — это тема не только и не столько ИТ, сколько бизнеса. «”Облака” рассматривают все, как сервис, они маскируют сложность. Представьте, что ваша компания может изменить свою роль в индустрии, получив новые конкурентные преимущества. Что, если вы сможете запускать услуги быстро и дешево, при этом обладая практически безграничными ресурсами для масштабирования и оплачивая только то, что вы действительно используете, а ваши клиенты будут иметь доступ к любым сервисам компании в любое время с любого устройства?» — нарисовал г-н Холлидей заманчивые перспективы для бизнеса.

Александр Прохоров, менеджер по исследованиям компании IDC, рассказал о рынке облачных услуг в России. Перед тем как перейти к цифрам, он остановился на вопросах таксономии, в частности объяснил, почему во многих исследованиях облачных услуг фигурируют разные цифры. «Под рынком облачных услуг разные исследователи могут подразумевать разные вещи, например можно говорить об облачных услугах, включая только IT-услуги, такие как BI, CRM, средства коллективной работы и т. п. А можно учитывать и бизнес-сервисы, построенные на базе облачных технологий: финансовые сервисы, сервисы индустрии развлечений и т. п. Можно говорить только об услугах, потребляемых по подписке, а можно также включать проектные услуги по внедрению сервиса: системную интеграцию, консалтинг, обучение и т. п. Можно говорить о рынке в рамках доставки посредством публичных “облаков”, а можно также учитывать сервисы, оказанные в рамках частных “облаков”. Этот список можно продолжить. Вот почему у многих исследователей разные цифры: они говорят о разных вещах. Таксономия может быть разной – главное, чтобы при ссылке на цифры того или иного исследования было понятно, в рамках какой таксономии они получены», – пояснил г-н Прохоров.

Облачные технологии IBM. Рис. 1
Александр Прохоров

Среди основных тенденций в области облакопользования и облакостроения Александр Прохоров выделил ряд факторов. Внедрение облачных технологий входит во вторую фазу своего развития. Если на первом этапе – три четыре года назад – облачные сервисы внедряли для апробирования новой технологии и проекты преимущественно шли при участии IT-отделов, то сегодня, на втором этапе, драйвером роста рынка стало именно само решение, а также бизнес-пользователи, которые все чаще становятся инициаторами внедрения, подчас минуя IT-отдел.

Другая тенденция – переход от тестовых нагрузок в «облаке» к бизнес-критичным приложениям. Противопоставление «облачные технологии — традиционные технологии» постепенно отходит на второй план. Наблюдается рост числа слияний и поглощений на рынке: среди примеров покупка IBM компании SoftLayer и приобретение «1С» доли в компаниях «Мегаплан» и «Мой склад». Из международных тенденций г-н Прохоров указал на появление бирж облачных ресурсов – площадок, где покупатель получает возможность выбирать подходящее ему предложение от ряда провайдеров по таким параметрам, как местонахождение серверов, скорость передачи данных, применяемые меры безопасности и т. п. Что касается главных тормозов внедрения «облаков», это нехватка специалистов и вопросы безопасности.

По данным IDC, совокупный рынок облачных IT-услуг в 2013 году в России вырос примерно на 70%, составив около $353 млн. Данный рынок включает операционные услуги по подписке (примерно 67%) и проектные услуги (33%), реализованные в рамках публичного, частного, виртуального частного «облаков» и их комбинаций.

По прогнозам IDC, в 2014 году рынок вырастет примерно на 40% и составит $494 млн. Прогноз роста на пятилетку существенно меньше – около 27%. Кризис на Украине, ухудшение отношений с Западом, введение санкций, вероятно, снизит степень доверия к услугам, предоставляемым из зарубежных data-центров, что затормозит рост рынка в целом.

IBM была отмечена как лидер на рынке облачных услуг в России. Вендор оказывает все виды облачных услуг – его доля на рынке составляет порядка 9%. Сильной стороной компании является предоставление услуг из местных ЦОов. Наиболее активно компания предоставляет услуги IaaS в рамках модели виртуального частного «облака» (VPC-облако). Как сказал г-н Прохоров, если рассматривать расходы на «облака» по индустриям, то на первом месте в сегменте «публичные облака» оказываются компании ритейла, а в сегменте «частное облако» лидируют финансовые сервисы.

Кирилл Кириллов, менеджер по развитию бизнеса компании OCS Distribution, рассказал об использовании облачных технологий для быстрого изучения новых программных продуктов IBM. «Только в базовом прайс-листе компании IBM восемь тысяч позиций, и этот список постоянно растет. Освоить же какой-либо продукт быстро достаточно сложно — самостоятельное изучение порой не приводит к пониманию продукта», – отметил г-н Кириллов. Он также указал, что один из самых любимых вопросов партнеров: «Это здорово, а как бы это посмотреть? Продукт, а не презентацию».

Для решения этой задачи компания OCS создала облачный продукт Educloud (Educational Cloud), состоящий из трех элементов: хранилища шаблонов демостендов (фактически представляющих набор виртуальных машин), набора сценариев по использованию демостендов, а также системы автоматического заказа и администрирования стендов. Продукт запущен в эксплуатацию в 2013 году, за это время накоплено 6 Тбайт демонстрационных стендов, а комплексом воспользовались более 50 партнеров.

Несколько интересных тем затронуто и в ходе панельной дискуссии. В частности, дискутировались вопросы безопасности и обсуждались продукты серии MaaS (Mobile-as-a-Service), предназначенные для создания частного «облака» по управлению мобильными устройствами. Интересным получился и рассказ Владимира Алексеева, системного архитектора IBM в России и странах СНГ, о том, с чего начинается построение «облака». «Многие проблемы, возникающие при проектировании “облаков” в крупных госструктурах и крупных компаниях, связаны с недостаточной зрелостью инфраструктуры. Это не позволяет внедрить “облако” с наскока. Внедрение затрагивает организационную структуру компании — именно это и тормозит его внедрение», – указал г-н Алексеев.

Прогноз рынка облачных вычислений по модели доставки

2013

2014

CAGR (%)

Публичное облако проектные услуги

26.23

38.03

24.7

Публичное облако операционные услуги

140.26

206.18

23.9

Частное облако проектные услуги

59.44

73.11

19.4

Частное облако операционные услуги

28.91

44.81

39.5

VPC-облако проектные услуги

31.83

45.52

31.4

VPC-облако операционные услуги

66.52

86.48

31.6

Итого

353.19

494.13

27.1

Опубликовано 02.10.2014

Похожие статьи