«МегаФон» вышел из «Связного» «на минуточку»

Логотип компании
«МегаФон» вышел из «Связного» «на минуточку»
На выходных «МегаФон» полностью прекратил принимать платежи в «Связном». Обе стороны характеризуют ситуацию как временную, однако аналитики видят в ней глубокий подтекст, а точнее – серьезные финансовые трудности для группы компаний «Связной»...

У «Связного» продолжаются проблемы с операторами «большой тройки». Проблемы возникли и у тех абонентов «МегаФона», которые привыкли оплачивать услуги оператора в салонах этой ритейлерской сети. На выходных «МегаФон» полностью прекратил принимать платежи в «Связном». Обе стороны характеризуют ситуацию как временную, однако аналитики видят в ней глубокий подтекст, а точнее – серьезные финансовые трудности для группы компаний «Связной».

 

Конфликт

В пятницу, 23 августа, «МегаФон» провел абонентскую рассылку. «Уважаемый абонент! Сообщаем Вам, что с 22.08.13 в салонах связи “Связной” приостанавливается прием платежей за услуги связи», – говорилось в SMS-сообщении. Далее «уважаемому абоненту» предлагалось отправить запрос и получить адрес ближайшего салона «МегаФона» или воспользоваться услугой «Автоплатеж».

В информационном письме, которое «Связной» разослал 25 августа, ситуация описывалась более подробно. Как оказалось, платежи действительно перестали проходить с 22 августа, но «Связной» продолжал осуществлять их через другие платежные системы, и пользователи не видели разницы по сравнению со стандартной процедурой, пока в воскресенье «МегаФон» не перекрыл и этот канал.

«25 августа около 17.00 прием через шлюзы платежных систем был приостановлен. Мы рассчитываем на восстановление платежей в ближайшее время... Наиболее критичным в данной ситуации мы считаем тот факт, что это решение ставит в некомфортное положение клиентов», – отмечается в сообщении «Связного». Вся история с прекращением платежей описывается представителями ритейлера подробно, а комментарии «МегаФона» удалось получить только в понедельник.

По версии «Связного», «МегаФон» в одностороннем порядке пошел на изменение условий действовавшего между ними договора, причем новые, ужесточенные требования в итоге были удовлетворены, что не помешало «МегаФону» все равно прекратить прием платежей.

Как сообщает «Связной», 18 июля они получили от «МегаФона» письмо с требованием предоставить дополнительную финансовую гарантию в виде крупного депозита (сумма, в пределах которой идут переводы платежей, ее размер «Связной» не раскрывает). Такие «депозитные» отношения имеют место на рынке, однако в договоре между «Связным» и «МегаФоном» они не предусмотрены. В качестве причины оператор ссылался на некие неназванные экономические изменения и намерение снизить свои риски.

При этом, утверждают в «Связном», «МегаФон» вообще не упоминал о каких-либо методах воздействия в случае невнесения депозита. Поэтому ритейлер вносить депозит не пожелал, а 20 августа от «МегаФона» пришло письмо – предупреждение о закрытии приема платежей с 22 августа. В связи с этим «Связной» 21 августа проинформировал оператора, что депозит будет внесен 22 августа. В указанный день средства были перечислены на счет «МегаФона». Однако 22, а затем и 25 августа в «МегаФоне» проследили за тем, чтобы платежи не принимались. В «Связном» связывают этот факт с несогласованностью действий внутри операторской компании и с человеческим фактором, ставшим причиной такой вот ошибки.

 «Для нас это было вынужденным решением – мы сделали это, чтобы не создавать неудобства для наших клиентов. Мы по-прежнему считаем, что данное требование не было обоснованным, так как не было включено в договор, а особенно принимая во внимание размер суммы», – указывает «Связной» в своем сообщении.

«Прием платежей в адрес ОАО “МегаФон” в салонах компании “Связной” не осуществляется до решения вопроса о предоставлении финансовых гарантий со стороны нашего партнера, как уже сообщалось ранее. Ограничение приема платежей относится только к салонам “Связного”. Все иные способы оплаты легко доступны и работают в обычном режиме. Продажа контрактов “МегаФона” в салонах “Связного” также производится в обычном режиме», – прокомментировала вечером 26 августа пресс-служба оператора.

 

Вокруг конфликта

Когда «МегаФон» писал в «Связной» письмо с требованием внесения депозита, «ВымпелКом», полностью расторг отношения с ритейлером: со 2 июля прекращен прием платежей в пользу абонентов «Билайна», а с 19 июля в сети перестали продаваться контракты. Напомним, что «МегаФон» и «ВымпелКом» напополам владеют другим крупнейшим российским ритейлером – «Евросетью».

«В условиях увеличения конкуренции ключевой задачей “Связного” остается диверсификация бизнеса, последние события с “Мегафоном” могут выступить драйвером для привлечения ритейлером внешнего финансирования, – комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – После усиления собственных позиций на розничном рынке крупнейшие операторы связи весьма активно проводят политику сокращения расходов на сотрудничество с независимыми продавцами их услуг. Это оказывает определенное давление на динамику роста абонентской базы, но в целом формирует более устойчивую аудиторию и позволяет значительно сократить издержки Конъюнктура для независимых ритейлеров, в том числе для “Связного”, занимающего здесь лидирующие позиции, определенно становится заметно более сложной».

Как подсчитали аналитики, отказ «ВымпелКома» работать со «Связным» приведет к тому, что ритейлерская сеть в 2013 году недополучит $40 млн. Поползли слухи, что владельцы «Связного» вынуждены искать инвестора. И, как в августе сообщали СМИ, предварительная договоренность о покупке 50% акций уже достигнута с группой «Онэксим», принадлежащей Михаилу Прохорову.

Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть как от самого «Связного» (в последние годы ритейлер привыкает обходиться без «операторских» доходов, развивая параллельные направления, такие как страхование, продажа туристических продуктов, билетов, контрактов на платное ТВ и т. д.), так и от политики сотовых операторов. Если «МегаФон» и «ВымпелКом» напрямую заинтересованы в вытеснении «Связного» с рынка, то остаются еще МТС и Tele2.

В МТС, чей ритейлерский проект заметно опережает по продажам мобильных устройств собственную розницу других операторов, также заинтересованы в усилении своих позиций: «МТС Ритейл» уже вовсю конкурирует со «Связным» и «Евросетью». С другой стороны, уход «Связного» с рынка (вариант самого негативного для группы компаний сценария) вряд ли будет на руку МТС, так как прежде всего выльется в рост доходов «Евросети».

 

Опубликовано 28.08.2013

Похожие статьи