Куда копают в Интернете?

Логотип компании
Куда копают в Интернете?
Два взгляда на поисковый вопрос.

После того как компания Mail.ru провела пресс-завтрак, посвященный развитию интернет-поиска в целом и поисковика Mail.ru в частности, издание IT News обратилось к представителям компаний Google и «Яндекс», чтобы понять, отличается ли взгляд новичка в поисковом деле от точки зрения признанных «гуру».

Представителей известных интернет-поисковиков редко увидишь всех в одном месте говорящими о профессиональных проблемах. Этим поисковые проекты напоминают кладоискателей, каждый из которых уверен, что знает, где зарыты сокровища, но ни за что об этом не проговорится. Главная проблема в том, что сокровище у всех поисковиков в мире одно – интернет-пользователи. И оно, в отличие от сундуков капитана Флинта, не лежит на месте.

Владимир Габриелян, вице-президент Mail.ru, отвечающий в интернет-холдинге за поиск и электронную коммерцию, сетует на то, что пользователи то и дело изменяют поисковику, причем безо всяких угрызений совести. Если подолгу «досят» сайт интернет-игрушки или социальной сети, люди не могут ждать долго, они ищут другие похожие проекты и регистрируются в них. Но и страдают от этого. Пользователям жаль потраченного на любимый проект времени, жаль утраченных связей, выложенного контента, заработанной репутации. Если же, не дай бог, конечно, глючит тот или иной поисковик, пользователь не моргнув глазом включает альтернативный. И, что самое обидное для разработчиков поисковых сервисов, ушедший клиент не чувствует себя при этом обделенным. «Большинство, – с грустью в голосе отметил Владимир Габриелян, – вообще не замечает разницы».

Для юного поисковика, что создала компания Mail.ru, которому от роду два года с хвостиком, такая близость поисковых результатов скорее идет в плюс. Если клиент не видит особой разницы между мейлрушным поисковиком и такими монстрами, как «Яндекс», который, как выразился про конкурента Габриелян, «был в России всегда», или поиском от Google, который, может, и не настолько древнерусский, но тоже, выражаясь языком Ильфа и Петрова, «гигант мысли» и практически «отец русской демократии».

На графиках компании «Ашманов и партнеры», которая осуществляет анализ всего, что так или иначе связано с языковыми изысками, наглядно видно, что эффективность результатов поисковых запросов трех упомянутых ресурсов со временем только сближается. В поиске крылатых фраз поиск Mail.ru поднаторел настолько, что протиснулся в узкий коридор между двумя своими именитыми конкурентами.

Такое сближение эффективности поисковых технологий, судя по всему, неизбежно. Компании давно уже прошли грубую настройку и специализируются на тонкой. Чтобы выдать пользователю наиболее информативный сайт, на котором зафиксированы слова из поискового запроса, поисковики ранжируют интернет-странички. В ход идет все: от того, кто ссылается на сайт и сколько раз «лайкнули» страничку в разных соцсетях, до того, как долго задерживается на ней посетитель и как часто она устраивает пользователя, сделавшего запрос. Оценивают поведение пользователя и программы, и люди – «асессоры». Последние в том числе и по тому, насколько быстро человек сбежал с выданной ему поисковиком странички, и по его дальнейшим действиям пытаются догадаться, удовлетворен клиент увиденным или же нет.

Параметров, по которым ранжируются сайты в поиске Mail.ru, сейчас сотни. В планах на ближайшее время довести их до тысячи. У конкурентов дела, очевидно, обстоят не худшим образом. Это и можно назвать точной настройкой: чем больше параметров, тем меньше удельный вес каждого из них и тем более адекватны, а следовательно, близки друг к другу результаты поисковых запросов, отражающиеся на страницах компаний Google, «Яндекс», Mail.ru и прочих.

В борьбе за клиента конкуренты из числа поисковых проектов могут использовать не только тонкости настройки, но и тяжелую артиллерию – собственные браузеры и даже операционные системы. О разработке операционки для мобильных устройств, по словам Габриеляна, сейчас думают в Mail.ru. Есть и идея по созданию собственного мобильного браузера. Настольный-то компания уже запустила. И именно его в Mail.ru считают одним из козырей в борьбе с «Яндексом». Сразу после запуска браузера количество запросов к собственному поисковику Mail.ru (параллельно компания использует и поиск от Google) выросло с 30 до 50%.

В том, что поиск уходит в мобильники, никто не сомневается. Количество поисковых запросов со смартфонов в Mail.ru оценили в 29 млн. За 2011 год популярность мобильного поиска выросла в пять раз. Все это вынуждает разработчиков поисковых технологий ориентироваться на особенности и функционал мобильных гаджетов. Геопозиционирование при выдаче результатов уже не новость. Например, человеку, ищущему, где перекусить, выдается список точек общепита по соседству с тем местом, где он оказался. В более глобальном смысле заточка поиска под конкретную территорию называется «регионализацией». Mail.ru в этом деле отчасти преуспела: в Казахстане поиск так хорошо учитывает местный менталитет, что Mail.ru оказалась популярнее прежнего лидера – «Яндекса».

Как переманить следопыта

Еще одним важным средством переманивания клиентов стала дистрибуция – распространение популярных приложений, закачивая которые, клиент добровольно соглашается и на установку конкретного поиска. Этим пользуются все без исключения поисковые компании и получают эффект чуть ли не в половину от набранной клиентской базы.

В «Яндексе» не спешат заявлять о планах по выпуску собственного браузера и удовлетворяются хорошими партнерскими отношениями с браузерами существующими. «Наличие собственного браузера способствует распространению поиска», – подтвердил Юрий Вечер, руководитель направления дистрибуции «Яндекса». И добавил, что у всех популярных браузеров есть версии «со вкусом Яндекса» – сборки, где поиск стоит по умолчанию, где установлены некоторые расширения и виджеты, которые ускоряют и упрощают работу в Интернете. Сейчас у «Яндекса» есть готовые сборки для четырех браузеров: Firefox, Opera, Chromium и Internet Explorer.

Куда копают в Интернете?. Рис. 1
Партнёриться с кем угодно – от разработчиков браузеров до производителей телефонов – проще признанным лидерам. Не исключено, что, если бы у поиска Mail.ru был за плечами десятилетний опыт, собственный браузер компании и не понадобился бы. И на первых смартфонах Nokia с операционной системой Windows по умолчанию стоял бы не один только яндексовский поисковик. Новичок идет обходным путем и выпускает приложение для обработки голосовых поисковых запросов. Если это будет «фан» и популярность окажется велика, мобильных клиентов у Mail.ru ощутимо прибавится. Однако тому же «Яндексу» есть что противопоставить – навигацию и «пробки». В этом направлении самый «древнерусский» из всех ныне живущих поисковиков российского производства наиболее активен и не без оснований может считаться лидером рынка. Что дает поисковой системе права на солидную часть мобильной аудитории. По крайней мере той, что обитает в мегаполисах. По данным Юрия Вечера, в январе 2012 года мобильными устройствами для выхода в Сеть воспользовались более 22% всех жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек. «Естественно, что поисковая доля компании, чьи сервисы предустановлены в смартфоны, будет существенно расти», – намекнул на превосходство «Яндекса» Юрий Вечер.

Стратегическим направлением в «Яндексе» называют поиск по социальному Интернету (ПСИ). С важностью ПСИ согласны абсолютно все конкуренты, однако «Яндекс» за делом (после сказанного слова) в карман не полез и единственный из крупных поисковиков заключил соглашение с «Твиттером» – теперь все твиты, в том числе с изображениями и ссылками, индексируются «Яндексом» в реальном времени. ПСИ – это еще и поиск по людям. Поисковики, в частности «Яндекс», учатся находить в социальных сетях пользователей по многим признакам (возраст, родной город, место учебы, работы) и определять, что профили в разных социальных сетях принадлежат одному человеку.

В 2012 году «Яндекс» назвал своим стратегическим новшеством еще и «интентный поиск». Это когда поисковик делает подсказки пользователю, пытаясь уточнить смысл запроса. Например, запрос «Мумий Тролль» может означать и название мультфильма или книги, и название популярной группы.

В Google социализацию понимают по-своему. Здесь уверены, что как бы хорошо система ни определяла, какие ответы на запрос ожидает пользователь, больше всего человек доверяет мнению своих друзей и близких. Поэтому уже сейчас Google добавляет социальные элементы в поисковую выдачу (например, кнопка «+1», данные друзей из «Google+» в поиске и т. д.).

Еще одним направлением стратегическим для Google (и для конкурентов) является попытка выдавать ответ на запрос в виде готового «ответа», а не ссылок на странички. Человеку, интересующемуся погодой в конкретном регионе или курсом валют, поисковик укажет ответ в специальном окошечке.

Есть у фирмы Google и футуристические планы. В пресс-службе поведали, что компания активно работает над тем, чтобы компьютер научился определять само понятие, которое стоит за словом. То есть что «солнце» это не просто шесть букв в определенной последовательности, а единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой вращаются Земля и несколько других планет. Когда система начнет думать как человек, она сможет более эффективно находить подходящие результаты. «Понятно, что мы делаем только первые шаги в этом направлении. Пока поисковик не может общаться с вами как в “Стар-Треке” – “завтра вы едете в Лондон, будет дождливо, возьмите зонт”. Но когда-нибудь и это станет реальностью. Над этим мы работаем уже сегодня», – заверила пресс-секретарь российского офиса Google Инесса Роман-Погоржельская.

Источник: IT News №8 (май 2012)

Автор: Макс Волк

Источник: IT News №8 (май 2012)

Опубликовано 15.05.2012