Константин Шляхов: «Марвел-Дистрибуция» подвела итоги года»

Логотип компании
Оборот компании «Марвел-Дистрибуция» в России за 2017 год составил 70,4 млрд рублей (без учета НДС). Бренд «Марвел-Дистрибуция» использует основное юридическое лицо компании ООО «Марвел КТ»...

Объявлены итоги года работы компании «Марвел-Дистрибуция» в 2017 году. При этом ее руководители впервые за последнее время сообщили не только относительные цифры динамики бизнеса, но и его абсолютные показатели.

По словам Константина Шляхова, старшего вице-президента и генерального менеджера «Марвел-Дистрибуции», оборот компании в России за 2017 год составил 70,4 млрд рублей (без учета НДС). Бренд «Марвел-Дистрибуция» использует основное юридическое лицо компании ООО «Марвел КТ».

Константин Шляхов: «Марвел-Дистрибуция» подвела итоги года». Рис. 1

Напомним, абсолютные цифры деятельности компании появились в СМИ еще осенью – тогда дистрибьютор второй раз подряд вошел в топ-500 крупнейших компаний России по версии РБК (его оборот был оценен аналитиками в 63,9 млрд рублей). Объявление абсолютных цифр оборота – лишь одна из составляющих политики прозрачного ведения бизнеса, которой придерживается дистрибьютор в своей работе. «Наши партнеры могут быть абсолютно уверены, что работают именно с той компанией, которая является держателем всех дистрибьюторских договоров с вендорами, чью продукцию она предлагает, – отмечает Алексей Мельников, генеральный директор «Марвел КТ». – А это означает, что мы гарантируем, что со всего, что они у нас закупают, уже полностью уплачены не только НДС, но и другие необходимые сборы. Таким образом, мы обеспечиваем своим партнерам и их клиентам защиту от любых налоговых претензий».

Ставка на прозрачное ведение бизнеса делает компанию более понятной и привлекательной в глазах кредиторов, а значит, позволяет получать дополнительные привилегии при кредитовании, например расширение кредитного лимита как в банках, так и у вендоров. И, конечно же, подобные шаги ведут к повышению рейтинга компании на рынке страхования. Что очень важно для «Марвела», ведущего бизнес на высокорисковом российском IT-рынке.

Рассказывая о преобразованиях в компании, Алексей Мельников отметил, что в начале 2018 года дистрибьютор проходил таможенный аудит для получения статуса «Уполномоченного экономического оператора», что позволит существенно облегчить процедуру импорта товаров, в том числе упростить документооборот и снизить накладные расходы. «Но получить этот статус можно, только если и у импортера, и у таможенных органов есть понимание прозрачной структуры и схемы импорта товара, – подчеркнул он. – Теперь, когда весь наш дистрибьюторский бизнес консолидирован в одном юридическом лице, гораздо проще соответствовать этим требованиям».

По мнению руководителей компании, на положительную динамику бизнеса оказала влияние и общерыночная ситуация в России. Одной из особенностей прошлого года стало значительное укрепление курса рубля. «Благодаря этому впервые за последнее время наш рынок показал рост в долларовом выражении, – отмечает Константин Шляхов. – Укрепление рубля способствовало увеличению средней долларовой стоимости продаваемых устройств. Даже если покупатель готов заплатить за телефон или ноутбук столько же рублей, сколько и в 2016 году, в долларовом выражении стоимость этих устройств в 2017 году оказалась выше, чем годом ранее». «В 2017 году покупатели, как корпоративные, так и частные лица, начали удовлетворять отложенный спрос, накопленный за годы кризиса, – резюмировал Константин Шляхов. – Обновление оборудования циклично, а значит, его можно лишь отложить, а вот отменить нельзя». По оценке аналитиков «Марвела», динамика поставок компьютерной техники была более высокой, чем у экономики страны в целом.

Переходя к более детальным итогам работы самого дистрибьютора, стоит отметить, что в 2017 году проектное направление росло быстрее, чем ретейл-дистрибуция. В результате доля проектных продаж в общей структуре выручки компании превысила 50%. Вместе с тем продажи подразделения ретейл-дистрибуции в 2017 году выросли на 10% в долларовом исчислении. В топ-10 вендоров направления вошли (в алфавитном порядке) Acer, Fly, HTC, Lenovo, Lexmark, Logitech, Meizu, Nokia, Seagate и WD.

Если же говорить о динамике продуктовых сегментов внутри департамента, то самым динамичным в 2017 году стало подразделение «Компоненты» (+67%): в настоящее время на его долю приходится 18% всей ретейл-дистрибуции «Марвела». Подразделение «Периферия, фото, аксессуары» прибавило 29% (занимает 18%), а объем продаж мобильных телефонов и смартфонов увеличился на 13% (внутри департамента на долю этого подразделения приходится 50% продаж). Аутсайдером стало подразделение «Ноутбуки и планшеты» (-35%): теперь оно занимает лишь 14% оборота ретейл-дистрибуции компании. Как уже отмечено, динамика продаж в подразделении проектной дистрибуции была выше, чем у ретейл-дистрибуции: объемы за прошедший год выросли на 26%. В топ-10 вендоров подразделения вошли (в алфавитном порядке) APC by Schneider Electric, Avaya, Cisco, Hitachi, Hewlett-Packard Enterprise, IBM, Juniper Networks, Lenovo, Oracle и Samsung. Более 40% продаж пришлось на «Сети и телекоммуникации», которые показали прирост в 36%. Чуть больше – 44% продаж в VAD-подразделении – занимают «Серверы и СХД»: в 2017 году их объемы выросли на 14%. А самым динамичным оказался сегмент «ПО и Oracle»: +43%. Правда, его доля внутри продаж VAD-подразделения – пока еще только 14%.

На вопросы главного редактора IT News Геннадия Белаша любезно согласился ответить Константин Шляхов.

Волатильность доллара к рублю в 2017 году была заметно выше, чем в 2016-м. Можно ли сказать, что вы и ваши партнеры научились работать и при высокой волатильности рынка?

Нашим партнерам проще, поскольку они в основном работают «в рублях», мы им и обеспечиваем понятное и стабильное ценообразование за счет использования различных финансовых инструментов, в первую очередь хеджирования. Действительно, можно сказать, что мы научились работать при высокой волатильности, поскольку у нас не было больших потерь. Но использование такой финансовой защищенности приводит к дополнительным убыткам от хеджирования при укреплении рубля, и здесь важно все время следить за тем, чтобы эти убытки компенсировались повышенной маржинальностью продаж. В минувшем году нам этот баланс удавалось выдерживать.

В 2017 году ваша компания перевела большинство контрактов с вендорами на «Марвел КТ». Почему этот шаг не был сделан раньше?

Для этого должна была измениться макроэкономическая ситуация в стране. Раньше не было такой потребности.

То есть основная причина в том, что страховые компании не давали необходимых дистрибьютору кредитов?

Нет, тут основным было то, что усилилось налоговое администрирование. Многие компании работали по схеме импортера и торгового дома, но в ситуации, когда Центробанк вводит минимальную наценку, которая должна оставаться на каждой компании, имея две компании в цепочке продаж, ты автоматически будешь вынужден платить больше налогов, чем должен заплатить на самом деле. Поэтому в некотором смысле наше государство подталкивало к тому, чтобы такое укрупнение происходило.

Другие крупные дистрибьюторы идут таким же путем?

Здесь только один путь, к которому, повторяю, подталкивают наши налоговые службы. Какая компания и насколько продвинулась на этом пути – тут все индивидуально.

МАРВЕЛ и HPE создали маркетплейс. Каковы его предварительные результаты?

Первый пилотный проект в мире был запущен американцами. А второй – у нас. Здесь мы больше времени потратили не на создание платформы, а на различные согласования того, как это должно выглядеть и происходить. Сейчас стоит задача наполнить данную платформу продуктами HPE и других производителей, и только тогда можно будет говорить о значимых коммерческих результатах.

«Марвел Казахстан» – дистрибьютор Microsoft, это помогает российскому офису?

И да, и нет. У Microsoft сейчас идет четкое распределение по территориям, поэтому наличие контракта в Казахстане не позволяет нам продавать продукцию Microsoft в России. С другой стороны, мы все видим, что происходит в Западной Европе, где под давлением антимонопольных органов производители не могут так жестко ограничивать территории, на которых имеют право работать дистрибьюторы. У нас пока этого еще не произошло, но мне кажется, такая тенденция есть, и мы рано или поздно к этому придем.

Опубликовано 01.03.2018

Похожие статьи