Та ли стала телемедицина?

Логотип компании
Телемедицина – направление, перспективы которого сегодня уже никому, наверное, не нужно объяснять. А вот то, почему телемедицинские проекты не только появляются и развиваются, но и исчезают – объяснить стоит. Об этом IT News подробно и очень доходчиво рассказал Максим Чернин...

Телемедицина – направление, перспективы которого сегодня уже никому, наверное, не нужно объяснять. А вот то, почему телемедицинские проекты не только появляются и развиваются, но и исчезают – объяснить стоит. Об этом IT News подробно и очень доходчиво рассказал Максим Чернин, председатель совета директоров медицинской компании «Доктор рядом» – одного из крупнейших на сегодняшний день российских телемедицинских проектов.

Если честно, то изначально я хотел обратиться к основателю другой компании, которую буквально в прошлом году в рамках международной конференции позиционировали как основного игрока на российском рынке телемедицины. И с удивлением я ее на этом самом быстроразвивающемся и перспективном рынке… не обнаружил. Точнее, компания перешла из сегмента B2C в нишу B2B и позиционирует себя уже не как поставщика услуг телемедицины, а как поставщика специализированных IT-решений для телемедицины, которые намерена продвигать как в нашей стране, так и за рубежом.

Максим Чернин объяснил мне, что действительно, после принятия в России в 2017 году закона о телемедицине профильные проекты стали расти буквально как грибы. И здесь стоит сделать небольшое уточнение, поскольку телемедицина бывает трех разновидностей.

Первая это когда вы приходите к врачу, а он консультируется по видео или иной связи со своим с коллегой – для уточнения диагноза, назначения лечения и так далее. Вторая – когда пациент приходит к врачу лично, а потом дистанционно консультируется по поводу корректировки лечения или реабилитации. Третья – когда первая встреча пациента с врачом происходит удаленно.

Первый принцип стал стимулом прежде всего для государства, которое таким образом легализовало деятельность региональных медучреждений, нуждающихся в оперативной консультативной помощи более квалифицированных коллег. Второй принцип оказания услуг стал полезен действующим клиникам, которые начали продавать дополнительные услуги дистанционных консультаций своим традиционным клиентам. Третий - оценили многие инвесторы и стартапы, увидевшие здесь новую большую рыночную нишу.

Проблема для быстрого и успешного продвижения телемедицинских услуг (особенно третьей их разновидности) оказалась в том, что эта схема дает врачам меньше всего возможностей – нельзя ни окончательный диагноз поставить, ни лекарство конкретное назначить. Во многих странах это возможно – специалисты ставят предварительные (и не только) диагнозы и имеют право назначать препараты из одобренного для телемедицины списка. У нас - пока такое официально не разрешено.

Но во время пандемии, когда телемедицина поневоле стала для многих людей единственным способом получения медицинской помощи, дело сдвинулось с мертвой точки. Начали обсуждаться законопроекты, расширяющие возможности врачей, изначально консультирующих пациентов удаленно. И скорее всего, скоро это принесет прописанные в виде поправок результаты.

Насколько телемедицина реально востребована в России можно понять по динамике развития даже одного крупного проекта. «Доктор рядом» в 2018 году оказывал в день не более 10 телемедицинских консультаций. В 2018-м – уже порядка 100, в конце 2019-го года - 250-300, а во время пандемии – 3000.   

Бешеный спрос, скажете вы! Но почему же тогда загибаются многие другие проекты?

Максим Чернин уверен, что дело здесь в стратегии продвижения телемедицинских услуг. Многие стартапы сделали ставку на прямые продажи телемедицинских консультаций пациентам. И прогадали. Привлечение одного потенциального пациента стоит слишком дорого и зачастую не окупается средним чеком. Дело в том, что рынок телемедицинских услуг в России, хоть он и был формально создан, но морально еще не дозрел. Люди поначалу смотрели на телемедицину, вспоминая Чумака и Кашпировского. То есть, как на некий аттракцион. Тем более, что за больничным и официальным диагнозом их отправляли (и до сих пор отправляют) в обычную больницу. А кому хочется платить за совет? Его и на форуме получить можно. Правда там советы бывалых больных звучат зачастую так – скорее всего, вы выпили слишком много кофе, но очень может быть, что у вас рак.

«Доктор рядом» выбрал метод продвижения через партнеров. Одними из первых стали страховые компании, включавшие в пакеты своих услуг телемедицину. Затем подтянулись банки, турагентства, телеком-провайдеры и компании из других индустрий. Таким образом, за три года, до начала пандемии «Доктор рядом» набрал базу из людей, так или иначе получивших подписку на телемедицинские консультации, внимание – в 5,5 миллионов человек! За самими консультациями обращается не каждый. Иначе 140 врачей, занятых в телемедицинском проекте с этим явно не справились бы.

Зато нашелся инвестор – государственная корпорация ВЭБ.РФ. И это стало катализатором для рывка во время пандемии. В этот период люди перестали ходить в больницы, где высок риск заразится коронавирусом, и поневоле дозрели до услуг телемедицины. Но наживаться на этом, в такое время не просто безнравственно, это стало бы явным ударом по имиджу и репутации. Поэтому ВЭБ профинансировал проект по бесплатной телемедицине – оплачивая все дистанционные консультации врачей 12 специальностей.

Для банка – это проект скорее имиджевый. А вот для венчурного фонда ВЭБа, очевидно, это возможность сформировать рынок и автоматически занять на нем очень значимую позицию.

За счет дополнительного финансирования ВЭБа, количество врачей, привлеченных к оказанию телемедицинских услуг в «Докторе рядом» увеличили с 140 до 600, а количество ежедневных консультаций, ставших на время действия акции (до есть до конца июня) бесплатными – до 3000. После снятия режима жесткой самоизоляции эта цифра снизилась до 1800-2000.

Самыми востребованными в период пандемии оказались услуги терапевтов, педиатров, гинекологов, аллергологов-дерматологов и неврологов. При этом на москвичей пришлось 23% консультаций. Остальные – на регионы.

Для сравнения, по данным из открытых источников, используемых аналитиками «Доктора рядом», в США в период пандемии 42% медицинских услуг оказывались удаленно. В Китае, к слову, телемедицина является стандартным каналом обслуживания уже на протяжении нескольких лет.

То, куда будет развиваться телемедицина в России зависит в том числе и от регуляторов. Принятый закон об удаленном заказе лекарств – дает возможность расширяться в этом направлении. Кроме того, влияют тренды. Тяга к здоровому питанию, к примеру, позволяет успешно продавать консультации диетологов. Но здесь должна быть кооперация с офлайном. То есть телемедицинские консультации идут в пакете с анализами, которые сдаются стандартным образом.

Использование гаджетов – еще одно направление. Но здесь надо учитывать, что фитнес-трекеры и прочее – не медицинские приборы. К последним можно скорее отнести созданную в Израиле камеру с насадками, специально предназначенную для консультаций с врачом. Тот говорит – как и что показывать: ухо, горло, нос, участки кожи, а пациент, используя насадки устройства – все это успешно демонстрирует.

Если говорить о регулировании процессов обмена данными, то нельзя не вспомнить, что телемедицинская консультация – это обычная медицинская консультация, только оказанная посредством телемедицинских технологий. Поэтому все стандартные требования, касающиеся персональных данных и работы с ними, которые есть в медучреждениях, здесь сохраняются. И накладываются дополнительные – наличие у врача электронной подписи, которой он должен заверять свои действия. Хранение консультаций в течение года (или другого срока, установленного в законодательстве для данного рода услуг). Заведение электронной медицинской карты для каждого консультируемого. Аттестат информационной безопасности. И так далее.

Кстати, ничего особо не препятствует включению телемедицинских услуг в полис ОМС. Это, как пояснил Максим Чернин - вопрос договоренности фондов медстрахования (в том числе территориальных), местных Минздравов и профильных телемедицинских организаций. В Калужской области, например, местный фонд согласился с предложением «Доктора рядом» и услуги телемедицины недавно добавили в ОМС. Идут переговоры еще с пятью регионами.

В Москве, где телемедицина развивается также стремительно, ведут свою телемедицинскую статистику. По данным портала mosgorzdav с 23 марта пациентам с коронавирусом было оказано более 170 тыс. телемедицинских консультаций для более чем 45 тысяч пациентов.

Если сравнивать вложения в коммерческие телемедицинские проекты у нас и за рубежом, то можно сказать, что европейские, по данным аналитической компании CB Insights вложили за последнее время свыше $2 млрд. В России одним из самых масштабных по объемам привлеченных инвестиций из ныне действующих проектов может считаться «Доктор рядом», который привлек для развития порядка миллиарда рублей.

По капитализации крупнейшим европейским стартапом в области цифрового здравоохранения эксперты CB Insights называют английского производителя ДНК-секвенсоров Oxford Nanopore Technologies. Его общая стоимость оценивается в $740 млн. В тройку наиболее хорошо финансируемых стартапов входят также французский провайдер телемедицины Doctolib ($267 млн) и приложение для телемедицины KRY в Швеции ($251 млн).

Отвечая на вопрос – та ли у нас в России телемедицина, можно сказать, что она, к счастью, стала гораздо более похожа на медицину реальную, чем очень популярные, но не очень эффективные телепроповеди телемедиков прошлого. Но для того, чтобы сходство телемедицины и медицины обычной усилилось и эти два направления по-настоящему дополняли друг друга, необходимо, на мой взгляд, наделить врачей, оказывающих услуги удаленно, не только обязанностями, но и правами. В том числе – на постановку диагноза, выписку лекарств и так далее. Как это осуществить не в ущерб, а во благо пациентам – вопрос, безусловно непростой. Именно поэтому им необходимо серьезно заниматься, учитывая международный опыт, о котором, при поддержке отраслевых экспертов предполагается выпустить отдельный полноценный материал.    

Опубликовано 03.07.2020

Похожие статьи