Финансовые инструменты дистрибьюторов

Логотип компании
Финансовые инструменты дистрибьюторов
Несмотря на резкое падение цен на нефть, которое, в свою очередь, привело к изменению валютных курсов и, соответственно, валютных рисков. Несмотря на такой мощный провал, дистрибьюторские компании не стали что-то особенно менять в своих финансовых действиях...

В качестве преамбулы к обзору я использую часть интервью Бориса Эшкинда, генерального директора дистрибьюторской компании «Цифровые системы»: Хеджирование не имеет непосредственного отношения к финансовым взаимоотношениям с нашими партнерами, это, в общем-то, внутренняя кухня. Но давайте обо всем по порядку. Для хеджирования рисков нами используются фьючерсы, опционы на фьючерсы и просто покупка валюты (для выравнивания валютной позиции). Страхование дебиторской задолженности и факторинг используются крайне редко и избирательно. Факторинг для целей хеджирования неоправданно дорог, и в первую очередь он используется для решения другой проблемы – кредиторской задолженности. При этом, к сожалению, в России предлагается практически только факторинг с регрессом, который не защищает дистрибьютора в случае банкротства дилера. Зато используется классическое страхование товара, которое также можно отнести к финансовым инструментам. Кроме того, мы ощущаем спрос на такой важный финансовый инструмент, как лизинг, и несколько раз пытались делать клиентам соответствующие предложения. Но, к сожалению, предлагаемые лизинговыми компаниями условия не устроили потенциальных лизингополучателей.

Еще практически год назад волатильность была ниже, чем сейчас. Ваша компания в связи с этим стала активнее пользоваться финансовыми инструментами?

           

Дмитрий ЗВЕЗДИЧЕВ, финансовый директор «Марвел-Дистрибуции»:
Дмитрий ЗВЕЗДИЧЕВ, финансовый директор «Марвел-Дистрибуции»:
Умение правильно выбирать и применять финансовые инструменты – это одна из ключевых задач дистрибьютора, поэтому мы на регулярной основе оцениваем необходимость их использования для управления валютными рисками. В этом смысле наш подход в текущем году не изменился.

           

Илья РУДЕНКО, вице-президент OCS Distribution:
Илья РУДЕНКО, вице-президент OCS Distribution:
Мы очень давно начали применять большое количество различных финансовых инструментов – почти все, имеющиеся на рынке. И, конечно, продолжаем ими пользоваться, сообразуясь с ситуацией в экономике.

           

Юрий РОДНЫЙ, генеральный директор компании diHouse:
Юрий РОДНЫЙ, генеральный директор компании diHouse:
Мы не принимали никаких решений в отношении финансовых инструментов, связанных непосредственно с этим годом. Мы всегда их активно использовали и не можем сказать, что именно сейчас их роль увеличилась.


Таким образом, по мнению Юрия Родного, ничего особенно нового не произошло в финансовой политике дистрибьюторской компании diHouse, несмотря на резкое падение цен на нефть, которое, в свою очередь, привело к изменению валютных курсов и, соответственно, валютных рисков. 1 декабря 2019-го нефть марки Brent стоила $66, 1 февраля 2020-го – $50,52, а 1 марта она более чем в два раза стала дешевле – $22,74. Несмотря на такой мощный провал, дистрибьюторские компании не стали что-то особенно менять в своих финансовых действиях. Кроме того, Юрий Родный не согласен с тем, что волатильность текущего года, выше, чем двух предыдущих лет.

Какими финансовыми инструментами пользуется ваша компания хеджирование, фьючерсы, форварды, опционы, факторинг?

 Илья РУДЕНКО (OCS Distribution): Мы используем в той или иной степени все вышеперечисленные финансовые инструменты.

Дмитрий ЗВЕЗДИЧЕВ («Марвел-Дистрибуция»): Марвел-Дистрибуция» использует большинство доступных на сегодняшний день финансовых инструментов. Чаще других востребованы форвардные контракты в отношении покупки и продажи валюты.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse): Мы используем хеджирование, форварды, факторинг.

==========

Здесь для понимания финансовых терминов дадим их наиболее общие определения.

Хеджи́рование (от англ. Hedge — ограда, изгородь) — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках. Наиболее часто встречающийся вид хеджирования — хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары. До второй половины XX века хеджирование использовалось исключительно для снятия ценовых рисков. Однако нужно заметить, что целью хеджирования является не снятие рисков, а их оптимизация.

Фью́черс (от англ. futures contract – фьючерсный контракт) — производный финансовый инструмент (договор) на бирже купли-продажи базового актива (товара, ценной бумаги и т. д.), при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта и являются стандартными для данной торговой площадки. Стороны несут обязательства перед биржей вплоть до исполнения фьючерса.

Факто́рингэто комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор).

============

Пользуется ли ваша компания факторингом без регресса? Или в России такие финансовые инструменты практически недоступны?

Дмитрий ЗВЕЗДИЧЕВ («Марвел-Дистрибуция»): Факторинг без регресса применяется в России, в том числе при необходимости и нашей компанией. Однако это не самый популярный финансовый инструмент, так как стоимость его использования выше, чем при использовании факторинга с регрессом. Кроме того, факторинговая компания может дополнительно предъявлять специальные требования к контрагенту.

Илья РУДЕНКО (OCS Distribution): Мы преимущественно используем как раз безрегрессный факторинг.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse): Да, мы давно и обширно используем этот инструмент, и, кстати, в России он активно применяется.


Таким образом, если еще четыре года назад, по словам Бориса Эшкинда («Цифровые системы»), в России предлагается практически только факторинг с регрессом, который не защищает дистрибьютора в случае банкротства дилера, то теперь многие дистрибьюторы используют именно безрегрессный факторинг.

Факторинг без регресса – это вид факторинга, при котором риски неисполнения обязательств покупателя по оплате товара принимает на себя организация, предоставляющая факторинговые услуги (фактор).

Чаще всего российские дистрибьюторы пользуются финансовыми услугами страховых компаний первой величины – это «Атрадиус», «Гермес», «Кофас». Не пополнился ли у вас список таких страховщиков?

Дмитрий ЗВЕЗДИЧЕВ («Марвел-Дистрибуция»): Мы рассматриваем сотрудничество со всеми страховыми компаниями, которые могут предложить страховое покрытие, соответствующее нашим потребностям и оборотам. Сейчас в условиях возросшей волатильности мы наращиваем сотрудничество как с иностранными страховыми компаниями первого эшелона, работающими на крупнейших национальных рынках, так и развиваем взаимодействие с отечественными страховщиками.

Илья РУДЕНКО (OCS Distribution): В дополнение к трем перечисленным СК мы имеем опыт сотрудничества с «Кредендо» и «Согласием.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse): В области страхования дебиторской задолженности мы работаем и с отечественными страховыми компаниями, такими как «Согаз», «Ингосстрах». Ждем выхода нового игрока в лице «Сбера».


Еще недавно стоимость хеджирования составляла примерно 11,5-12% годовых, то есть около 1% в месяц. Как эта цифра изменилась сейчас?

Илья РУДЕНКО (OCS Distribution): Да, сейчас цифра изменилась, стоимость хеджа снизилась, но не настолько, как хотелось бы. Однако и это радует.

Дмитрий ЗВЕЗДИЧЕВ («Марвел-Дистрибуция»): Стоимость хеджирования зависит от объекта хеджирования и его сроков, поэтому говорить о какой-то одной цене этой услуги не совсем корректно.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse): Все зависит от статуса клиента и банка. Не могу дать вам точные ставки, но я бы отметил, что для нас они значительно ниже указанных вами.


Обычно дистрибьюторы предоставляют отсрочку платежа и фиксацию курса рубля. Какие еще финансовые инструменты предоставляют дистрибьюторы своим партнерам?

Дмитрий ЗВЕЗДИЧЕВ («Марвел-Дистрибуции»): В зависимости от ситуации партнерам могут быть предоставлены услуги по аренде (лизингу) оборудования. Такой инструмент не требует от компании единовременных крупных денежных вложений и позволяет воспользоваться налоговыми преимуществами.

Илья РУДЕНКО (OCS Distribution): Отсрочка платежа и фиксация курса рубля – это базовые, широко распространенные инструменты. Но есть и много других: опционы, факторинг, лизинговое финасирование, работа по обособленным счетам, оплата корпоративными картами, номинальные счета, доходные счета и другое. Что-то используется часто, что-то редко, какие-то сервисы высоко кастомизированы. Это большая тема.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse): Мы предоставляем основные два, которые вы упомянули, — отсрочку платежа и фиксацию курса рубля.


Часто ли ваши партнеры ошибаются за счет того, что мало думают о своих курсовых рисках?

 Илья РУДЕНКО (OCS Distribution): С лета 2014 года, когда мы ввели сервис хеджирования, мы несколько лет проводили очень обширную просветительскую работу – от семинаров и презентаций на конференциях до индивидуальных консультаций и даже персональной помощи партнерам в формировании системы мультивалютного учета и хеджирования. Нам кажется, что именно ошибок от непонимания сейчас достаточно немного, хотя, конечно, у нас более семи тысяч партнеров и мы не можем знать досконально про каждого. Но курсовые проблемы настигают ведь не только тех, кто о них не думает или не понимает. Есть компании, которые любят «играть на курсах», и их немало. С нашей точки зрения, это может приносить локальные выигрыши, но в итоге со значительной вероятностью приводит к существенным убыткам. Но это совершенно другое явление.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse): Мы этого не видим, так как наши расчеты с партнерами ведутся в рублях. После выставления счета они точно знают, сколько нужно будет заплатить. Риск валютных колебаний актуален только для тех линеек продуктов, которые поставляются в Россию по валютным инвойсам. Риски – это область работы дистрибьютора и вендора, а не нашего покупателя.

 

Бытует мнение, что финансовые инструменты, в том числе факторинг, довольно сложны. Здесь без глубоких финансовых знаний можно серьезно ошибиться и на пустом месте заработать серьезные убытки. Ваша компания проводит финансовое обучение партнеров?

 Илья РУДЕНКО (OCS Distribution): Да, мы и подсказываем, и советуем. Сейчас мы не организуем регулярные семинары, но часто на партнерских конференциях подробно рассказываем об этом. В том числе, например, на нашем ежегодном мероприятии «IT-Ось». Также на нашем обновленном сайте готовится для партнеров полный список услуг, которые мы оказываем партнерам, в том числе и по финансовым инструментам.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse): Без хороших знаний финансового учета и анализа в бизнесе сегодняшнего дня в принципе делать нечего. Что касается финансовых инструментов, то здесь все просто: вы же знаете, что отвертка для шурупов, а для гаек гаечный ключ? Нужно просто знать, какой инструмент и когда использовать. Наверное, качество наших партнеров таково, что нам нет необходимости их обучать. Советовать, обмениваться знаниями – да, но не учить.


Пользуетесь ли вы онлайн-факторингом?

 Илья РУДЕНКО (OCS Distribution): Да, конечно. В работе с факторинговыми компаниями мы активно применяем электронный документооборот с ЭЦП.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse): Да, в последнее время все больше компаний переходят на ЭДО. Это удобно и сокращает время обработки документов.

Опубликовано 22.12.2020

Похожие статьи