Meta* под запретом: все подробности и финансовые потери сторон

Логотип компании
Meta* под запретом: все подробности и финансовые потери сторон
Потери самой Meta* (признана в России экстремистской организацией) от блокировки в РФ весьма чувствительны. Так, только в 2020 г. в России компания заработала от размещения рекламы 39,8 млрд рублей.

Популярные в России социальные сети Instagram* и Facebook* (признаны в России экстремистскими организациями), принадлежащие компании Meta Platforms*, запрещены на территории РФ. Деятельность этих соцсетей признана экстремистской. Такое решение вынес Тверской суд г. Москвы по исковому требованию Генпрокуратуры.

Поводом для обращения Генеральной прокуратуры в суд стало изменение политики запрета на разжигание ненависти в соцсетях. Как известно, 11 марта текущего года Meta* приняла решение не удалять из своих социальных сетей призывы к насилию и пожелания смерти, которые адресованы российским гражданам, а также Президенту России Владимиру Путину и Президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Считается, что теперь такие посты не нарушают норм сообщества, если исходят от граждан России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Венгрии, Румынии, Словакии и стран Закавказья. Информацию об этом агентство Reuters разместило со ссылкой на письма модераторам площадок.

«Meta* создает для своих пользователей альтернативную реальность, в которой есть только агрессивная риторика в отношении российских граждан, – по сути, становится политическим инструментом в интересах страны своего происхождения», - заявил в суде старший прокурор Тимур Абрегов.

Позже пресс-секретарь Meta* Энди Стоун (Andy Stone) уточнил, что такие призывы и пожелания разрешаются только в отношении российских военных, которые участвуют в спецоперации на Украине – это, по мнению спикера, является «формами политического самовыражения». В отношении гражданских лиц подобные сообщения Meta* собиралась блокировать.

Как сообщают СМИ, в ходе рассмотрения дела в Тверском суде представитель Meta* заявила о том, что компания после публичного обсуждения уже изменила свою политику и заявляет о недопустимости русофобии и призывов к насилию против граждан РФ. Участие миллионов российских пользователей в глобальном сообществе, которое насчитывает около 2 млрд человек по всему миру, является важным фактором глобального общения и ведения бизнеса, прокомментировала представитель, попросив в удовлетворении иска отказать.

Тем не менее, решение о запрете было принято и вступило в силу незамедлительно.

Отныне компании Meta* запрещено также открывать отделения в РФ и вести коммерческую деятельность на территории нашей страны.

Ни физическим, ни юридическим лицам – резидентам РФ отныне нельзя размещать любую рекламу на площадках Facebook* и Instagram*. Эти действия могут быть квалифицированы как финансирование экстремизма. Как уточнил управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин, за них предусмотрена уголовная ответственность по ст. 282.3 УК, максимальное наказание – лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

Однако пользоваться сервисами Facebook* и Instagram* не запрещено. Что многие россияне и делают, успешно используя технологии сетевых соединений VPN. «Использование продуктов компании Meta* физическими и юридическими лицами не должно рассматриваться как участие в экстремистской деятельности, - подтверждает представитель прокуратуры. – Привлекаться к ответственности только за то, что они пользуются услугами Meta*, лица не будут».

Стоит ли говорить, что социальные сети, значительно расширившие общение и упростившие коммуникации, в том числе и с бизнес-аудиторией, очень популярны в РФ. К началу 2021 г., по данным статистики портала WebCanape, в России насчитывалось порядка 99 млн пользователей соцсетей. В среднем, на каждого интернет-пользователя в РФ приходилось 7,3 аккаунтов в соцсетях. Самой популярной социальной площадкой у жителей нашей страны в возрастной категории от 16 до 64 лет стал YouTube – его используют 85% интернет-пользователей. На втором месте – отечественная «ВКонтакте» (78%). На третьем месте по популярности – мессенджер WhatsApp, также принадлежащий Meta* (75,8%), на четвертом - Instagram* (61,2%). Facebook с 38,9% - на седьмом месте – его опередили Одноклассники (47,1%) и Viber (42,5%).

Напомним, что доступ к сети Facebook на территории РФ Роскомнадзор заблокировал с 4 марта, доступ к Instagram* - в ночь на 14 марта. В числе претензий к этим соцсетям были многочисленные случаи дискриминации российских СМИ и информационных ресурсов. Еще в 2016 г. в Instagram*, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, размещались изображения Гитлера и декларировались отрывки из его книги «Моя борьба», которые запрещены и признаны экстремистскими в России. При этом из публикаций тщательно удалялись, к примеру, фотографии из серии снимков «Знамя Победы над рейхстагом» советского военного корреспондента Е.А. Халдея. Количество выдачи материалов от российских медиа, аффилированных или принадлежащих государству, понижалось.

Лишившись Instagram* и Facebook*, пользователи, в том числе и владельцы бизнес-аккаунтов, переходят в другие доступные им соцсети. В день отключения Instagram* в России заметно выросла аудитория соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». Дневное количество пользователей «ВКонтакте», по данным маркетологов VK, увеличилась на 4 млн человек. Количество регистраций увеличилось более, чем в четыре раза. Теперь во «ВКонтакте» заходят более 50 млн человек в день, что стало новым российским рекордом. Рост числа регистраций пользователей в «Одноклассниках» с начала марта превысил 66%, рост восстановлений аккаунтов - 36%.

Потери самой Meta* от блокировки в РФ весьма чувствительны. Так, только в 2020 г. в России компания заработала от размещения рекламы 39,8 млрд рублей. По крайней мере, именно на эту сумму ориентировался мировой суд Таганского района г. Москвы, наложив в конце декабря 2021 г. на компанию оборотный штраф в размере 1,99 млрд рублей за повторное неудаление запрещенной информации.

Уход с рынка таких крупных площадок, как Instagram* и Facebook* – весомая потеря как для блогеров, так и для всего рынка, отмечают СМИ. К примеру, заработок блогеров из лидирующей десятки в Instagram* в 2021 г. мог достигать 55 млн рублей, блогеры-миллионники зарабатывали до 36 млн рублей, микроинфлюенсеры могли рассчитывать на доход в 1,2 млн руб. Им понадобится несколько месяцев, чтобы восстановить аудиторию в альтернативных медиа до прежних размеров, считает директор диджитал-дивизиона компании «Игроник» Евгений Чувашов. По его прогнозам, итоги 2022 г. покажут «проседание» рынка интернет-рекламы на 15–20% по сравнению с показателями 2021 г. - 313,8 млрд рублей. Причинами станут не только блокировка Instagram и Facebook, но и решение компании Google о приостановке продажи рекламы в России, и ограничение работы TikTok, и уход части зарубежных рекламодателей из-за геополитического фактора или санкционных мер.

Кстати, на деятельность мессенджера WhatsApp, также принадлежащего компании Meta*, запрет не налагается. Как заявила пресс-службе суда, у мессенджера отсутствуют функции по публичному распространению информации.

(признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ)

Опубликовано 25.03.2022

Похожие статьи