Тренды российского рынка виртуализации

Логотип компании
Тренды российского рынка виртуализации
В сегменте B2G началось движение в сторону российской виртуализации. В B2B с одной стороны, есть компании, которые также следуют политике импортозамещения, в том числе закупают российскую виртуализацию. С другой стороны, есть заказчики, которые пока эту историю не рассматривают. Почему?

Бизнес-тенденции


Рынок условно можно разделить на B2G (госструктуры, госкорпорации и предприятия с государственным участием) и B2B (чисто коммерческие компании). В сегменте B2G действительно началось движение в сторону российской виртуализации. В B2B с одной стороны, есть компании, которые также следуют политике импортозамещения, в том числе закупают российскую виртуализацию. С другой стороны, есть заказчики, которые пока эту историю не рассматривают. Почему? Потому что есть серый импорт, благодаря которому все еще можно купить продукты западных вендоров. А еще есть китайский рынок. Но вместе с тем, крупные компании из сегмента B2B смотрят в сторону российской виртуализации, и активно ее тестируют.

Заказчики обращают внимание на наличие технической поддержки. Лучше, когда она есть, чем когда ее нет. Для нашего рынка очень важно, чтобы техподдержка работала во всех часовых поясах в режиме 24/7. Как для B2B, так и для B2G. Тем не менее, одним из ключевых факторов для организаций является функциональность ИТ-системы, ее надежность и масштабирование, а также поддержка работы в гетерогенной инфраструктуре. Так что техподдержка – важный фактор, но не решающий. Что касается поддержки высоких нагрузок, то российские продукты в этом отношении не уступают западным, правда, отечественные решения менее «коробочные» - они требуют больше затрат на развертывание и поддержку.

Есть заказчики, использующие последние версии продуктов западных вендоров, покинувших российский ИТ-рынок. У них все хорошо, у них большие бюджеты, они вложились в свою инфраструктуру, установили самое современное оборудование, наняли на работу квалифицированных специалистов, которые могут все это обслуживать. Но такие организации «законсервировались» на 3-5 лет.

Второй тип заказчиков – это компании, которые используют не самые новые, но и не самые старые версии продуктов. Они готовы вкладываться в российскую виртуализацию. Если они удовлетворены качеством отечественное ПО, то это говорит об их готовности выстраивать параллельную инфраструктуру на российском стеке.

Третий тип заказчиков работает на совсем устаревших версиях, которые не поддерживаются уже самими западными разработчиками. Такая категория компаний полностью готова к миграции на отечественные системы, поскольку функциональные возможности устаревших версий иностранных продуктов, которые используются в организациях, сегодня поддерживает и практически любая российская система виртуализации. Эта группа заказчиков давно уже живет без технической поддержки, поэтому они готовы переходить на отечественные решения, и таких клиентов очень много.

Образование – достаточно важная атрибутика любого продукта. У импортных продуктов была хорошая образовательная составляющая. Мы также выстраиваем постепенно отношения с образовательными структурами (с точки зрения появления кафедр, лабораторий и т. д.). Нужно более плотно взаимодействовать с вузами, правильно мотивировать преподавателей, чтобы они дополняли курсы для слушателей, развивали учебные планы и всячески популяризировали российские решения. Это делается не за один раз, это довольно продолжительная история, подняться на новые уровни мы сможем в течение 3-5 лет.
 

Технологические тенденции


Контейнеризация обычно используется при построении инфраструктуры приложений на базе микросервисов. Она одинаково широко применяется и в облаках, и on-premise. Пока сложно утверждать, что контейнеризация вытесняет классическую виртуализацию, однако она служит как дополнение к классическому подходу для построения немонолитных систем. Контейнеризация и микросервисные инфраструктуры уже используются практически во всех облаках, а также на стороне заказчиков.

Гиперконвергентный подход – это замена классических аппаратных СХД на софт для хранения данных, который, в свою очередь, можно развернуть на любом сервере. Такой софт есть у VMware и других западных вендоров. Есть поддержка гиперконвергентных хранилищ и у отечественных разработчиков, например, в программном комплексе «СВ Брест». Заказчикам это интересно - в какой-то момент зрелость гиперконвергентных решений повысилась у всех, и рынок начал движение в эту сторону. Такие решения экономически более эффективны, чем классические аппаратные СХД. Но полностью заказчики на них пока не готовы переходить, преимущественно используют гибридный подход к хранению. Российских решений для гиперконвергентного хранения пока мало на рынке.

Есть серверная виртуализация, есть облачная. Серверная виртуализация разворачивается на собственной инфраструктуре заказчика. С уходом зарубежных вендоров она никуда не делась, ею можно продолжать пользоваться. Облачная виртуализация (IaaS и другие услуги) - это сервисы, которые предоставлялись большими корпорациями, такими как Google, IBM, Microsoft и пр. В прошлом году зарубежные публичные облака закрылись для российских заказчиков. Что в этой ситуации пришлось делать российским заказчикам? Резко искать замену. В результате значительно выросла клиентская база у отечественны облачных провайдеров («Яндекс Облако», VK Cloud, Selectel, Cloud.ru и др.). И те облачные провайдеры, у которых нет собственных продуктов для виртуализации, начали искать решения, которое они могли бы предложить клиентам в своих ЦОДах. Такие решения на ИТ-рынке в России есть.

  Заключение


Половина успеха в конкуренции зависит от технологических факторов (функциональность, интеграция). Также важно, насколько качественная и полная документация у продукта, есть ли обучение пользователей. Успех складывается и из реализованных успешных проектов в тех же отраслях, в которых работают заказчики. Все это в совокупности позволяет сформировать мнение, продукт какого вендора следует выбрать. Ну и, конечно, техническая поддержка, куда же без нее. Она может быть стандартной (строго в рабочие часы), а может быть и расширенная - в режиме 24/7 с учетом часовых поясов. Как в Москве, так и во Владивостоке техническая поддержка должна оказываться на одном и том же качественном уровне с одним и тем же SLA. Для больших территориально распределенных компаний это важный фактор успеха.

Опубликовано 11.08.2023

Похожие статьи